ВЦИОМ определил общий уровень научной грамотности россиян
Выяснилось, что он находится на плачевном уровне.
Бурные обсуждения в СМИ вызвали результаты недавно проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования о научных заблуждениях граждан. В частности, социологи задали 1600 респондентам в возрасте от 18 лет, проживающим в различных регионах страны, шесть вопросов. Эти вопросы помогли определить общий уровень научной грамотности россиян.
Примитивные вопросы?
Так вот, по сравнению с пятнадцатилетней давностью, научная грамотность нашего народонаселения немного подросла, но в целом остается на плачевном уровне и оставляет желать лучшего. Такие выводы можно сделать, ознакомившись с данными исследования. Однако есть ли они – истина в последней инстанции? Или, как сейчас заявляют некоторые возмущенные результатами опроса граждане, в том числе при должностях, ВЦИОМ просто-напросто «работает на тех, кто хочет опорочить россиян, выставить их перед всем миром Иванушками-дурачками, а посему и вопросы были трудные, непонятно сформулированные»?
Между тем что касается вопросов... Их скорее даже можно назвать примитивными, рассчитанными на людей с интеллектом ниже среднего. Формулировки? И тут вроде бы все понятно. Судите сами.
Например, социологи спрашивали респондентов, согласны ли они с утверждением, что Солнце вращается вокруг Земли. Или: правда ли, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за один месяц?
Также сотрудников ВЦИОМа интересовало мнение опрашиваемых по поводу того, станет ли безопасным радиоактивное молоко, если его прокипятить, могли ли первобытные люди прогуливаться вместе с динозаврами, вызывают ли генетически модифицированные продукты рак и помогут ли они победить голод...
Ну как, очень сложно? Я задала нескольким своим знакомым старше 45 лет эти вопросы и на все из них получила правильные ответы. ВЦИОМу повезло меньше:
– 12% опрошенных социологами граждан уверены, что именно за месяц планета, которую мы населяем, делает полный оборот вокруг светила;
– 21%, а это каждый пятый, полагают что динозавры и первобытнообщинные люди – дети одного времени (15 лет назад так считали 30%);
– 44% участников исследования уверены, что продукты с ГМО могут вызвать рак (это на 23% меньше, чем в 2014 году).
Больше всего повезло вопросу о молоке. С неверным утверждением, что радиоактивное молоко можно сделать безопасным, если прокипятить, согласились лишь 7%, что в два раза меньше, чем 15 лет назад.
Солнце вокруг Земли или наоборот?
Таким образом, по большинству вопросов нынешние участники исследования оказались более подкованными, нежели те, кто демонстрировал ВЦИОМу свои познания в научной сфере пятнадцать лет назад. Вроде бы можно за нас порадоваться: на глазах умнеем.
Однако основательно подпортил пусть и относительно, но все-таки радужную картинку чуть ли не самый элементарный вопрос: согласны ли вы с тем, что Солнце вращается вокруг Земли?
Представляете, 35% опрошенных (а по их ответам судили о нашем общем кругозоре) согласились с данным утверждением. Причем за 15 лет число респондентов, которые так полагают, выросло на 7%. А ведь еще в XVI веке известный ученый Николай Коперник доказал, что все происходит с точностью наоборот, о чем знали все советские дети, начиная с начальной школы.
Сейчас не знают... даже некоторые выпускники вузов. Куда катимся?! Если так пойдет и дальше, то не за горами тот день, когда определение «человек разумный» будет относиться к нам с большой натяжкой, считают скептики. И виной всему, понятное дело, образование в целом и пресловутое ЕГЭ и учителя в частности. Ну не хотят педагоги учить детей как следует. А может, уже и не могут, ибо сами получали образование уже в постсоветское время со всеми его изъянами.
Исследователи хотят нас запутать
Однако не все склонны сгущать краски. Психологи, например, ищут и находят оправдание выявленной исследованием ВЦИОМа бреши в научных познаниях россиян. Они вообще считают, что бреши этой нет, а виной всему устройство нашего мозга и... желание исследователей нас запутать.
Вот, например, что заявляет детский психолог Василина Топоркова: «Даже зная правильный ответ на вопрос, мы можем дать парадоксально неправильный ответ. Это происходит потому, что наш мозг привык к стандартной информации. Когда мы слышим слова «Земля», «Солнце», «вращается», мы уже не анализируем информацию, а воспринимаем ее как готовую формулу «Земля вращается вокруг Солнца». И когда два существительных поменяли местами, мы не чувствуем разницы, потому что не видим подвоха и не включаем аналитическое мышление. Это же готовая формула для нас. Аксиома. Поэтому мы согласны. И не отдаем себе отсчет, что вопрос был задан для того, чтобы нас запутать».
Заблуждение или невежество?
В принципе, социологи тоже настроены вполне оптимистично. Так, после проведенного исследования ВЦИОМ резюмировал, что общий уровень научной грамотности россиян постепенно растет, ведь по большинству вопросов доля дающих некорректные – так это называется на языке социологов – ответы снизилась.
Что же касается пресловутого вращения Солнца вокруг Земли, то наши соотечественники просто заблуждаются на сей счет. Такая вот обтекаемая и, следовательно, необидная формулировочка: «заблуждаются» – это вместо того, чтобы называть вещи своими именами.
А может быть, такая обтекаемость есть не что иное, как недоверие самого ВЦИОМа к результатам своих исследований? Если так, то в определенной мере оправдано и мнение граждан, ставящих под сомнение соответствующие опросы и видящих в них чуть ли не заказ наших недоброжелателей и врагов.
На чьей стороне правда?! Наверное, в золотой середине.
Но мы все-таки поинтересовались у земляков, доверяют ли они данному исследованию ВЦИОМа или в нем сгущены краски, и дела с эрудицией у нас обстоят не так плохо, как можно предположить, глядя на полученные социологами цифры.
Андрей Викторович, пенсионер:
– Я на сто процентов верю этому опросу. Раньше ведь какие педагоги нас учили – эрудированные, они знали не только то, что требовалось по программе, а гораздо больше. А сейчас? Я как-то имел счастье пообщаться с учительницей внука – ограниченность страшенная. Как таких к обучению детей допускать можно? Говорю дочери, что надо мальчишку переводить в другую школу, а она отвечает, что и там педагоги не лучше – тенденция, мол, сейчас такая.
Да и детей я не оправдываю. Мы в свое время сколько журналов читали. Помню, с мальчишками в читальном зале до дыр «Технику молодежи» зачитывали, обсуждали прочитанное, спорили. Каждый старался узнать то, что не знали другие, и потом поделиться с ними своими познаниями, то есть блеснуть. И это ценилось – даже в нашей пацанской, самой обыкновенной среде. Мы не были отличниками, просто нам многое было интересно. Сейчас детям не интересно ничего, потому что не интересно ничего их родителям.
Спросите ребятишек, часто ли они своих родителей читающими видят. Именно читающими. Думаю, на 99 процентов ответы будут отрицательными. Так что нечего удивляться, что у наших соотечественников Солнце вокруг Земли вращается: сами ведь вырастили уже не одно поколение неучей, сосредоточенных лишь на том, как набить утробу.
Артем, студент:
– Чушь полная это исследование. Кого они спрашивали: бабушек, которые в лучшем случае на огородах копаются, а то просто на лавочках сидят и косточки всем перемывают. Конечно, они ничего не знают. Они наверняка даже не поняли, о чем их спрашивают. Спросили бы меня – я бы им все ответил, потому что вопросы-то элементарные. Хотя может быть, как раз ответил бы неправильно, чтобы поприкалываться. И я не исключаю, что многие из молодежи именно так и поступили.
А вообще, может быть, результаты опроса совсем другие: просто понадобилось зачем-то краски сгустить. Например, чтобы был лишний повод реформировать наше образование. Сейчас же все к этому идет.
Наталья Николаевна, преподаватель вуза:
– На мой взгляд, дела у нас обстоят даже плачевнее, чем показало данное исследование. Социологи, как они сами заявили, делали в этом исследовании упор на «научные заблуждения», хотя, на мой взгляд, слово «заблуждение» здесь употреблено неуместно. То, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, в наше время люди могут знать или не знать. Это во времена Коперника могли заблуждаться, но не сейчас. То же самое можно сказать и о других вопросах.
Но я не к этому хочу привлечь ваше внимание. Дело в том, что сейчас у большинства людей отсутствуют элементарные познания, что очень хорошо заметно на нынешних студентах. Раньше дети приходили в институты с достаточно широким общим кругозором, с ними было можно разговаривать на многие темы: с технарями – о литературе, искусстве, истории, с гуманитариями – о тех же химических процессах и законах физики. Пусть на уровне школьной программы, но все-таки. Абитуриенты вузов свободно владели языком, у них был богатый лексический запас, и они умели им пользоваться как в устной, так и в письменной речи.
А что сейчас? Да, встречаются звездочки – не просто натасканные на что-то определенное, а в целом эрудированные дети, но это единицы. Большинство – примитивизм. Нередко упивающееся своим примитивизмом и не желающее ни образовываться, ни тем более самообразовываться. Они, поверьте, не знают порой самых элементарных вещей.
Сегодня на гуманитарных факультетах хватает студентов, которых ставит в тупик вопрос о том, кто написал «Братьев Карамазовых», какой город является столицей Великобритании или Германии и даже... когда была Великая Отечественная война. Поверьте, я не преувеличиваю. И, что самое страшное, эти студенты считают такую свою ущербность порядком вещей, у них не возникает ощущения неловкости, когда их необразованность бросается в глаза, потому что их, таких, с каждым днем все больше. И менять в себе они ничего не хотят, тяги к знаниям у них нет. А завтра они придут в школы, на заводы, в руководящие структуры...
Вы, как журналисты, наверное, нередко читаете тексты, написанные теми или иными чиновниками. Как вам они? Я даже не в плане грамотности – об этом вообще отдельный разговор, а даже по построению фраз, согласованию слов – они же пишут так, что смысла не понять... Впрочем, я ушла от вашего вопроса. Думаю, что эрудиция, общая образованность наших граждан год от года будет только падать. За тридцать лет с нашими людьми сотворили то, что у них – у большинства – исчезла тяга к знаниям как таковым.
Алла ЕГОРОВА.