В России вновь обострилась дискуссия о переходе на 12-летнее школьное образование
Инициатива добавить дополнительный год не «сверху», а «снизу», начав обучение с шести лет, встретила неоднозначную реакцию. В Минпросвещения призвали к осторожности, а педагоги и родители задаются вопросом: не отбираем ли мы у детей беззаботное детство в угоду учебным планам?
Идея и первая реакция
Инициатива исходит от заместителя секретаря Общественной палаты Владислава Гриба, который уверен, что Россия к такому переходу готова и это лишь «вопрос времени». Однако в Министерстве просвещения отреагировали сдержанно, подчеркнув необходимость тщательной оценки всех возможных последствий, рисков и преимуществ подобного шага.
Мнение экспертов: почему шесть лет – слишком рано
Специалисты в области детской психологии и физиологии объясняют, почему начало обучения в семь лет является оптимальным.
«Старт школы именно в 7-летнем возрасте совсем не случаен. К этому моменту созревают мозговые структуры, ответственные за регуляцию деятельности, абсолютно необходимую в обучении», – поясняет руководитель психологической службы московской школы №58 Людмила Авдеева.
Эксперт также обращает внимание на физическую неготовность большинства шестилеток: они не способны к длительному сидению за партой и интенсивному письму. Для них пришлось бы полностью менять формат обучения: заменять парты на коврики, оборудовать классы игрушками и, возможно, выводить младшие классы в отдельные здания.
Альтернативное предложение
Многие педагоги предлагают альтернативный путь – добавить год в старшей школе, продлив обучение до 18 лет.
«Объем информации стал зашкаливающим. Гораздо разумнее было бы продлить обучение в школе еще на год, но «вверх», – считает Людмила Авдеева. – Тем более что период подростничества, по критериям ВОЗ, теперь продлен до 19 лет».
Эту позицию поддерживают и другие эксперты. Председатель Общественного совета Минпросвещения Дмитрий Лутовинов, который сам является отцом шестилетней дочери, выступает против нововведения.
«Я, как родитель, хотел бы еще на год продлить ей детство. Давайте не будем забывать о возрастной психологии. Основная деятельность ребенка с 3 до 7 лет – игра», – считает Дмитрий Лутовинов.
Марина ФЕДОРОВА.