В Госдуму внесен законопроект, который даст старшеклассникам право выбора: сдавать либо ЕГЭ, либо традиционные экзамены
В Госдуму внесен законопроект, который даст старшеклассникам право выбора: сдавать либо ЕГЭ, либо традиционные выпускные экзамены по программам основного общего и среднего общего образования. Наш эксперт уверен: это лишь запутает процесс.
Экзамены или полицейская операция?
Авторы законопроекта – депутаты фракции ЛДПР – утверждают, что от ЕГЭ страдают нервы выпускников, во время сдачи экзамена траты россиян на успокоительные препараты возрастают на 470 миллионов рублей.
ЕГЭ также сильно бьет и по кошельку родителей, так как из-за сложностей подготовки приходится нанимать детям репетиторов.
Кроме того, зачастую наблюдаются несоответствия в экзаменационных вопросах ЕГЭ и тем, что изучают школьники в течение учебного года. В таких ситуациях даже круглый отличник может не справиться с вопросами, которые никакого отношения к школьной программе не имеют.
Коллег поддержал вице-спикер Госдумы Петр Толстой, по словам которого школьные экзамены после введения ЕГЭ превратились в полицейскую операцию: сдача единого госэкзамена основана на концепции недоверия как к ученику, так и к учителю и проходит под присмотром чужих, незнакомых ребенку людей.
Тестовая система, уверен Толстой, не позволяет полноценно аттестовать человека, создает абсолютно невыносимые условия для работы учителей, а дети не выбирают при поступлении в вузы востребованные специальности из-за сложности сдачи специализированных предметов.
Впрочем, как отметил Толстой, законопроекты, предусматривающие реформирование ЕГЭ, вносятся в Госдуму практически каждую сессию, но пока не найдено общих подходов к решению этой проблемы.
А первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга прямо исключил возможность принятия упомянутого законопроекта, заявив, что с каждым годом ЕГЭ все больше адаптируют под учащихся и преподавателей.
Такие вариации очень опасны
«В принципе, выбор, наверное, должен быть всегда. Но я принадлежу к сторонникам ЕГЭ, потому что критерии, требования к знаниям должны быть все-таки одни ко всем выпускникам, потому что они поступают в одни и те же вузы, – прокомментировала новость корреспонденту «Репортера» Валентина Сахарова, которая много лет курировала блок социальной политики, спорта и образования в администрации Дзержинска. – Красивые слова о выборе уместны, большинству они понятны, но на практике это, извините, вызовет кривотолки. Один выпускник сдавал своим учителям обычный экзамен и имел снисхождение, а другой в общем потоке сдавал единый государственный экзамен по другим критериям, не имея никаких поблажек. Второму ребенку гораздо сложнее будет сдавать. Поэтому я думаю, что такие вариации очень опасны и чреваты».
ЕГЭ – это дурной сон?
Что касается дзержинских педагогов, у них разное отношение к ЕГЭ и целесообразности его отмены.
«ЕГЭ – давно привычное для школы мероприятие. Его плюсы очевидны: теоретически ребенок из провинции может поступать в любой вуз страны, не выезжая за пределы своего региона. Такие поездки – по нынешним временам дорогое удовольствие. К тому же такая система избавляет абитуриента от субъективизма преподавателя.
Есть ли у ЕГЭ минусы? Конечно. Главный минус единого госэкзамена, в частности по гуманитарным предметам, – это формализованность критериев, гораздо более поверхностная проверка знаний, чем та, которая возможна на традиционных устных экзаменах. Безусловно, надо если уж не отменять ЕГЭ, то серьезно перерабатывать контрольно-измерительные материалы», – высказывает мнение «Репортеру» преподаватель одной из городских школ.
У его коллеги отношение к ЕГЭ более прохладное: «По моему мнению, ЕГЭ – это дурной сон. Весь год я буквально дрессирую выпускников, как это говорится, натаскиваю на ЕГЭ. Речь идет не об обучении, а именно о дрессуре – заучить наизусть, запомнить, где какую галочку поставить. Учителя литературы вынуждены учить детей писать сочинения по шаблону. Но это что угодно, только не сочинение! Шаблоны уничтожают творчество!
И не секрет, что значительная часть успеха на ЕГЭ – это не знания, а отработка определенных технологических приемов, умение работать по шаблону.
Но даже дрессировка не всегда помогает, потому что ЕГЭ проводится в таких условиях, которые вызывают у выпускников сильнейший стресс, а в таком состоянии легко ошибиться, поставить галочку не там, где надо. Сколько в моей практике было историй, когда именно по невнимательности ребенок потерял баллы. К тому же ученика может привести в ступор любое изменение формулировки вопроса, а решить какую-то задачу, используя свои знания, он вообще не может».
Наталья ПАНКРАТОВА.