В Дзержинске состоялась встреча с хранителем наследия писателя, драматурга и публициста Евгения Чирикова – его правнуком

В конце декабря прошлого года в детской библиотеке имени Зои Космодемьянской состоялась встреча, посвященная писателю, драматургу и публицисту Евгению Чирикову. О его непростом жизненном и творческом пути, гражданской позиции, а также о дружбе с Максимом Горьким, Федором Шаляпиным дзержинским краеведам рассказал хранитель наследия писателя, его правнук Михаил Чириков.
Евгений Чириков был очень популярен в России в конце XIX – начале XX веков. До 1917 года вышло собрание его сочинений в 17 томах, пьесы Чирикова ставились в самых известных театрах страны и за рубежом, переводились на разные языки, еще на заре кинематографа по ним было снято три фильма.
А потом писатель на несколько десятилетий был забыт на родине, видимо, потому что не принял Октябрьскую революцию и по просьбе Ленина эмигрировал за границу, сотрудничал там с представителями белого движения.
Сегодня интерес к творчеству Евгения Чирикова растет, его произведения включены в программу гуманитарных вузов.
Правнук писателя Михаил Чириков в 2011 году открыл в Нижнем Новгороде литературный музей прадеда. Там хранится собранный и сохраненный потомками богатый архив писателя: фотографии, рукописи, письма, воспоминания, множество книг, газет, журналов, личные вещи писателя. Есть в музее и уникальные экспонаты, связанные с Максимом Горьким, Федором Шаляпиным, Леонидом Андреевым, Мариной Цветаевой и другими представителями Серебряного века, с которыми тесно общался Евгений Чириков.
Обошел самого Ленина
Нижний Новгород был не чужим для Евгения Чирикова городом.
Потомственный дворянин Евгений Чириков родился в Казани в 1864 году (в 2024 году отмечалось 160-летие со дня рождения писателя). Поступив после гимназии в казанский университет, Чириков примкнул к революционно настроенному студенчеству. В 1887 году в Казанском университете произошли крупные волнения, вызванные репрессиями правительства против передового студенчества, ущемлением прав университетов. Состоялась знаменитая сходка, сейчас известная, прежде всего, тем, что в ней принял «боевое крещение» будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин.
Примечательно, что имя Чирикова располагалось на третьей строчке в списке самых активных участников забастовки, а первокурсник Владимир Ульянов значился всего лишь тринадцатым.
Пригласил Горький
Чирикова арестовали, как одного из главных зачинщиков беспорядков, исключили из университета и выслали из Казани в Нижний Новгород. Здесь Чирикова вскоре опять арестовали, обвинив в сочинении сатирической «Оды Александру III». Через два с половиной месяца Чирикова освободили за недостатком улик и отдали под надзор полиции на три года, с запрещением жить во всех университетских городах и крупных центрах. В жизни писателя началась полоса скитаний.
Второй раз Евгений Чириков приехал в Нижний в 1896 году – газета «Нижегородский листок» пригласила его для освещения событий Всероссийской промышленно-художественной выставки.
Третий нижегородский период в жизни Чирикова наступил в 1902 году – тогда в Нижний он на какое-то время переехал по приглашению Горького и сотрудничал с его издательством «Знание», вокруг которого собираются революционно или оппозиционно настроенные писатели.
В это время Чириков играл видную роль в культурной жизни Нижнего Новгорода, вел активную литературную и общественную деятельность, принимал участие в культурных, политических и благотворительных мероприятиях. Вместе с Горьким и Шаляпиным он работает над открытием «Народного дома» (сейчас здание Нижегородского академического театра оперы и балета).
Именно в Нижнем Новгороде была впервые поставлена самая знаменитая, вызвавшая большой ажиотаж, игравшаяся, в том числе, на многих европейских сценах, пьеса Чирикова «Евреи», которую он написал под впечатлением жестокого кишиневского еврейского погрома. (В сокращенном виде после борьбы с цензурой «Евреев» удалось опубликовать в сборнике пьес Чирикова, изданном «Знанием» в 1904 году.)
Шаляпин хотел отпилить Чирикову голову
Интересную историю услышали гости библиотеки об одной уникальной фотографии из семейного архива писателя, на которой Горький, Шаляпин и Чириков запечатлены на даче архитектора Малиновского на моховых горах.
Знаменитости дурачатся как дети: Чириков стоит в центре, а главный пролетарский писатель с ножом и вилкой подступил к нему с одной стороны, великий бас с пилой – с другой.
«Эту фотографию я страшно боялся в детстве, потому что мне казалось, что моего прадеда убивают: Горький тычет в него ножом и вилкой, Шаляпин пилой отпиливает ему голову, – вспоминает свои детские впечатления Михаил Чириков. – И я всегда удивлялся, почему же прадед смеется, ведь вроде бы не до смеха. И бабушка меня всегда успокаивала, говорила, что их сейчас чай позовут пить, и все будет нормально».
Как потом выяснилось, причиной шуточной казни стал царский орден, который получил вольнодумец Чириков за свою работу на железной дороге и за вклад в общественно-культурную жизнь Минска, где он некоторое время жил, и где, в частности, на свои деньги открыл публичную библиотеку. Сам Евгений Чириков назвал эту фотографию: «Казнь социалиста его величества».
А еще Горький, Чириков и Шаляпин ловко лазили по деревьям, и на другом фото из семейного архива трое друзей запечатлены на сосне, растущей все на той же даче Малиновского. Кстати, это дерево до сих пор растет на моховых горах.
«Ни в каком государственном музее Федора Ивановича и Алексея Максимовича вам таких фотографий не покажут, – констатирует Михаил Чириков. – Но они же были люди, у них были свои слабости, шутки, свои приколы, как мы сейчас говорим».
«Не бывает войны без зверств»
Чириков был убежденным противником любого кровопролития. В первую мировую войну он работал корреспондентом газеты «Русское слово», а в 1913 году выпустил книгу «Поездка на Балканы (Заметки военного корреспондента)». В заключение книги Чириков пишет: «Все звериное в человеке на войне пробуждается в неприкрашенном виде и потому не бывает войны без зверств! И пусть печать Каина лежит на всех «культурных и гуманных» людях, которые толкают страну к пролитию человеческой крови и к зверствам!..»
Уже вы эмиграции в 1922 году был издан его роман «Зверь из бездны», где автор описал, как в братоубийственной войне человек утрачивает свой человеческий облик. Развернулась острая полемика, произведение раскритиковали и белые и красные.
«Моя муза оказалась между двумя огнями: белым и красным, и оба жгутся. Искренность и, правда, в этот исторический момент гонима обеими сторонами», – писал он после завершения романа.
Мартышки на Волге
Нижегородцам, интересующимся историей родного края, особенно интересны будут «Волжские рассказы и сказки» Чирикова. Волга, жизнь волгарей, жителей провинциальных городов Поволжья очень привлекали писателя, он часто путешествовал по Волге на пароходе.
«Прадед был влюблен в Волгу и много писал о своей любимой реке, он записывал легенды, интересные истории, судьбы капитанов матросов, «мартышек». А знаете, кто такие «мартышки»? – обратился к слушателям Михаил Чириков. – Это были бомжи, которые вырывали землянки на берегах Волги».
На утлых лодочках-душегубках выплывали они на реку и собирали все, что было смыто рекой с берега или упало с палуб кораблей: бревна, доски, ящики, мешки. Нелегкий и рискованный промысел «мартышек» начинался весной, когда трогался лед, приходилось маневрировать среди больших и маленьких льдин. Этим они оборудовали свое нехитрое жилище.
«Создавались целые поселения на берегах Волги со своим укладом жизни, управлять этими людьми было невозможно, полицейские туда вообще не совались. Там создавались семьи, рождались дети. Они чувствовали себя вольными людьми, питались рыбой, охотились, у них были охотничьи ружья. Такая вольница», – объясняет Михаил Чириков.
«Сосуны» никуда не делись
Евгений Чириков писал прекрасные фельетоны, многие из них удивительно злободневны и по сей день, хотя с момента их написания прошло более 100 лет. Например, фельетон, опубликованный в «Нижегородском листке» про «сосунов», который зачитал слушателям Михаил Чириков.
«Сосунами» звали пароходы, черпавшие дно Волги, углублявшие русло. Писатель Чириков так называет людей, отмывающих бюджетные деньги на разных речных работах. В частности, речь идет о возведении Сормовской дамбы, которую строили трижды, но каждый раз ее смывало водой. В конце концов, благодаря стараниям одного настойчивого мещанина, началось расследование. Все были удивлены той легкости и простоте, с которыми сосание государственных денег осуществлялось «среди бела дня многия лета». Фиктивные подрядчики, фиктивные счета, фиктивный материал, жалование несуществующим служащим, выплаты несуществующим рабочим, повышение счетов в пропорции 1 к 10, подписи задним числом. До чего же современно.
Все это описано очень выразительно.
Кстати, советская поэтесса, прозаик и драматург Ольга Берггольц писала в
своем дневнике: «Господи, неужели я никогда не научусь писать, как Чириков? Ведь это сама жизнь! Какие описания! …Все так правдоподобно и живо… Что за роскошь Чириков! Непременно прочитаю его «Волжские сказки».
«Вы мне мешаете»
После первой революции 1905-го года писатель пересматривает свои политические взгляды.
«Я впервые явственно ощутил таившуюся в новой идеологии разрушительную силу, грозившую моей Родине, моему Отечеству и государству если не гибелью, то огромными бедствиями», – писал Чириков.
В 1918 году Ленин передал Чирикову записку: «Евгений Николаевич, уезжайте. Уважаю Ваш талант, но Вы мне мешаете. Я вынужден буду Вас арестовать, если Вы не уедете».
В 1920 году Чириков покинул Россию и до конца жизни называл себя «изгнанником земли русской». Жизненный путь писателя оборвался в 1932 году в Праге.
Наталья ПАНКРАТОВА.