«Репортер» спросил дзержинских учителей, нужно ли возвращать в школу оценку за поведение

«Репортер» спросил дзержинских учителей, нужно ли возвращать в школу оценку за поведение.
С 1 сентября 2025 года в пяти регионах России: Чечне, ЛНР, Мордовии, Ярославской и Тульской областях будут введены оценки за поведение. Эксперимент будет идти четыре месяца. Ну а с 1 января 2026 года оценка за поведение будет введена повсеместно. «Мы берем четыре месяца на апробацию различных вариантов, как выставлять оценку, кто ее будет выставлять», – пояснил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
Чему удивился Путин
Отметки за поведение и прилежание были упразднены в 1989 году. Вернуть их в школы поручил президент Владимир Путин, который очень удивился, что поведение учеников сейчас никак не оценивается. Узнал он об этом в конце прошлого года на заседании Совета по правам человека (СПЧ).
Один из его членов Владимир Иконников поднял проблему беззащитности педагогов перед детьми. По его словам, 80 процентов учителей и директоров школ, с которыми он разговаривал, не прочь вернуть оценки за поведение, критерии которых может разработать Российская академия образования.
А вот собеседники «Репортера» сомневаются, что получится что-то путное из этой затеи государства: в современной России в последнее время все делается для галочки.
Дайте критерии!
По мнению моих собеседников, ключевая проблема – это полное отсутствие формализованных критериев оценки поведения детей.
«Критерии и нормы оценивания закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Документ подробно описывает, какую оценку и за что нужно ставить. Норматива по оценке поведения во ФГОС нет. И если она там не появится, то любой более-менее грамотный родитель побежит в прокуратуру, если посчитает, что его ребенка оценили необъективно, будет разбирательство», – обращает внимание на правовые нюансы завуч одной из городских школ Ольга.
«В советское время «неуд» за поведение вел к отчислению из школы, поэтому был действенным способом наказания хулигана. А что будет сейчас? Каковы будут последствия для ученика? – задается риторическим вопросом педагог Елена. – Если никаких, то это пустое сотрясание воздуха. Хулиганы не боятся плохих оценок, особенно если она ни на что не влияет. И как ставить эти оценки? Чем четверка от пятерки отличается? Но если мы хотим воспитать человека, готового считаться с законами и ценностями общества, то, конечно, нужно дать педагогам инструменты, корректирующие поведение детей».
Учителя боятся родителей
Есть учителя, которые полагают, что это приведет к еще большей агрессии со стороны родителей.
«У нас сейчас родитель всегда прав, а учитель априори не прав. Тут все должно быть очень продумано, учитель должен быть уверен, что плохая оценка по поведению, выставленная какому-то ученику, не обернется против него. Сейчас все боятся родителей. Мама-юрист подробно распишет, в чем учитель не прав, и докажет это», – высказывает опасения педагог Светлана.
Это должна быть коллективная оценка
«Я считаю, что оценки за поведение нужны обязательно, – прокомментировал «Репортеру» хорошо забытое новшество Лев Пигалицын, педагог, народный учитель Российской Федерации, почетный гражданин города Дзержинска. – Дело в том, что сейчас у педагога нет никаких инструментов воздействия на ученика.
Чтобы не подставлять учителя, мне кажется, что оценка за поведение должна быть коллективной: все педагоги, которые работают в классе, выставляют отметку ученику инкогнито, потом выводится средний балл. И все. Кто конкретно и какую оценку поставил – неизвестно, ее поставил коллектив учителей. Считаю, что тут и овцы будут целы, и волки сыты».
Естественно, низкая оценка по поведению должна предусматривать какие-то негативные последствия.
«Нужно очень хорошо подумать о критериях, которые в чем-то будут ущемлять ученика, который плохо себя ведет. Например, ученик хочет после девятого класса идти в десятый, а по поведению он не проходит. Если по поведению три, какой там десятый класс? – рассуждает Лев Васильевич. – Если же поведение очень плохое – вплоть до оставления на второй год или исключения из школы».
Конечно, в советское время, напоминает наш собеседник, были и другие рычаги воздействия на хулиганов – в частности, сообщения в партийную организацию или профсоюз, где состоят родители.
«Но надо искать какой-то выход. Некоторые дети ведут себя безобразно и чувствуют себя безнаказанно. И то, что ученик получил по поведению тройку, возможно, заставит задуматься и его, и его родителей. А в случае двойки, повторю, вообще должен стоять вопрос об исключении из школы, переводе на домашнее обучение или в спецшколу», – полагает народный учитель России.
Как это было
Оценки по поведению были и в дореволюционной России, и в СССР. Во время Великой Отечественной войны балл «5» ставился только за безупречное поведение учащегося в школе и за ее пределами.
Балл «2» ставили автоматически после решения школьного педсовета об исключении ученика и одобрения его в районо.
Причем выдача аттестатов о среднем образовании допускалась только при отличном поведении ученика!
После войны гайки были ослаблены. С 1970 года поведение ученика стали оценивать не по пятибалльной шкале, а словами: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Абсолютному большинству автоматом ставили «уд». И лишь единицы тех, кто имел «неуд», вместо аттестата получали справку о том, что ими был прослушан курс средней общеобразовательной школы.
В эпоху перестройки отметки за поведение и прилежание были официально упразднены, а вскоре власти официально признали, что школа должна только обучать детей, а воспитывать – дело родителей.
Большинство «за»
По данным опроса Superjob, большинство учителей (85%) и родителей (65%) выступают за возврат оценки поведения учеников.