Новое о художнике Баранове
Константин Баранов – один из наиболее значительных и авторитетных мастеров графики, который пользовался заслуженной известностью в СССР и за рубежом. Однако на нижегородской земле его имя оказалось забыто, и лишь сейчас земляки талантливого мастера постепенно знакомятся с его наследием.
Жизнь художника Константина Яковлевича Баранова (1910–1985 годы) была связана с разными регионами Советского Союза. Он родился и провел детство в селе Большое Козино близ Нижнего Новгорода, художественное образование получил в Иркутске, начинал свою творческую карьеру в Новосибирске. В 1940 году он обосновался в Алма-Ате, где прошла вся его дальнейшая жизнь. Став одним из наиболее значительных и авторитетных мастеров графики в Казахстане, Баранов пользовался заслуженной известностью, участвовал в крупных выставках в СССР и за рубежом. К юбилеям художника были приурочены персональные выставки, сопровождавшиеся каталогами, а в следующем после его смерти году вышел в свет большой альбом о его творчестве.
Поиск продолжается
На К.Я. Баранова впервые обратили внимание несколько лет назад краеведы из поселка Большое Козино Маргарита Садовская и Ольга Ладыкова, занимавшиеся поиском сведений об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны. С 1941 года художник находился в действующей армии, демобилизован в 1946 году, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу».
Естественно, у краеведов возникло желание узнать не только о его боевом пути, но и о творчестве, и тут они столкнулись с тем, что информации на эту тему чрезвычайно мало. Их запросы в различные организации, связанные с изобразительным искусством, остались без ответа. Тогда было решено обратиться за помощью к профессиональным искусствоведам Светлане Голиковой, сотруднице Новосибирского государственного художественного музея, ранее написавшей несколько заметок о новосибирском периоде биографии Баранова, и автору этих строк, который связался с казахстанскими коллегами, и те любезно предоставили немало ценных сведений о художнике.
В Большом Козине в декабре 2021 года и в апреле 2023 года состоялись две творческие встречи, посвященные К.Я. Баранову. По просьбе краеведов заведующая Музеем книги Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки Нина Кустова подготовила выставку книг, оформленных и проиллюстрированных Барановым, показав ее сначала в НГОУНБ, а затем и в библиотеке поселка. Есть идея устроить экспозицию репродукций его работ в поселковой школе, а в будущем организовать в Нижнем Новгороде выставку его произведений из казахстанских музеев.
Музей на востоке Казахстана
Наследие Константина Баранова хранится во многих музеях Казахстана. Среди них – Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых области Абай в городе Семей. Город, до 2007 года называвшийся Семипалатинском, имеет богатую историю и считается культурной столицей республики. В 1985 году здесь был основан художественный музей. Сейчас он размещается в одном из памятников архитектуры – особняке купца Федора Степанова, построенном в 1870-х годах в стиле классицизма. В 1988 году московский коллекционер Юлий Владимирович Невзоров (1913–2010 годы), его супруга Антонина Михайловна и дочь Юлия подарили музею значительную часть семейной коллекции. Потом были еще дары. Всего Невзоровы передали музею 569 произведений, из них 177 – живопись.
Это собрание формировалось с середины XIX века. Ю.В. Невзоров не только бережно хранил его, но и занимался изучением, демонстрировал предметы на выставках во многих городах СССР: от Минска до Иркутска и Улан-Удэ. Благодаря столь щедрому дару музей, в фондах которого сейчас насчитывается около 5000 единиц хранения, имеет возможность показать историю не только казахстанского, но также русского и западноевропейского искусства. С 1991 года он носит имя семьи Невзоровых.
Линогравюра и литография
В Музее имени семьи Невзоровых хранится свыше 100 произведений Константина Баранова. Большая их часть была подарена вдовой художника М.И. Лягаевой в 1985 году, отдельные листы поступили от других лиц. Преобладает печатная графика, есть также рисунки. Сведения об этих работах вошли в каталог изобразительного искусства Казахстана в собрании музея (составители С. Киляоглова, Т. Стромская, 2011 год). Репродукции некоторых можно посмотреть на сайте музея.
Эта коллекция отражает творческую эволюцию мастера на протяжении 50 лет, демонстрирует широкий диапазон выразительных средств, применявшихся художником в его излюбленных печатных техниках – линогравюре и литографии, дает представление о тематическом разнообразии его творчества. О нескольких произведениях мы расскажем подробнее.
Линогравюра в отличие от других техник печатной графики не требует сложного оборудования и относительно проста с точки зрения процесса создания. Материалом для печатной формы служит плотный линолеум, изображение на котором выполняется специальными резцами, затем прокатывается краской, и делается оттиск. Эта техника оставалась для Баранова одной из любимых на протяжении всего творчества.
Как правило, линогравюра предполагает обобщенную моделировку форм и пространства, но не исключает и тщательной детализации. Это видно в ранних листах Баранова, относящихся к 1930-м годам. Портрет выдающегося полярного исследователя Р. Амундсена, предназначавшийся в качестве иллюстрации к книге сибирского писателя М. Кравкова «Год во льдах», предельно прост, без антуража, на фоне неокрашенной бумаги. Художник моделирует голову и плечи четкими, упругими линями, наносит тени плотной параллельной штриховкой. Энергичный поворот головы, сосредоточенный взгляд из-под сдвинутых бровей создают образ человека волевого, решительного, целеустремленного.
Совсем иначе решена композиция «Беседа охотников. Встреча» (1931 год). В ней наряду с реалистичностью появляются плоскостность, линейная узорочность. Здесь все основано на ритмической перекличке форм. Одного из разговаривающих охотников мы видим со спины, другой стоит лицом к нам, их фигуры в расшитых орнаментами кухлянках почти зеркально отображают друг друга. Лежащие на земле лыжи и стилизованные облака образуют рамку снизу и сверху изображения. Ружье за спиной одного из персонажей и стволы елей дают несколько параллельных вертикалей. Молодой художник грамотно пользуется условностью графического языка и вместе с тем умеет передать национальный колорит, будучи хорошо знаком с бытом северных народов Сибири.
В технике цветной линогравюры выполнена серия «Рыбачки Балхаша» (1970 год). В листе «Ремонт сетей» нет активного действия, три женские фигуры выдвинуты максимально близко на первый план и показаны с заниженной точки зрения, отчего приобретают подчеркнутую монументальность. Движения персонажей неторопливы, будничная сцена приобретает особую значительность. Позади фигур виднеются сливающиеся в одно целое озеро и небо с белыми чайками над водой. Художник использовал только три цвета – черный, белый и голубой. Именно благодаря присутствию голубого возникает ощущение идущей от воды свежести.
В линогравюре «Утро целины» (1964 год) образ достигает символического звучания. Мать поднимает своего маленького сына над безбрежным морем колосьев, солнце прорывается из-за облаков и разгоняет тьму. Начало нового дня, начало человеческой жизни и новой жизни для возделанной руками людей земли: через бытовой сюжет художник говорит о вечных ценностях. Темный силуэт женщины, контрастно освещенная фигурка малыша, противоборство динамично клубящихся туч и солнечных лучей – эти приемы придают повышенную эмоциональность образу, который получился одновременно эпическим по значимости и лирическим по настроению.
В середине 1930-х годов К.Я. Баранов освоил литографию, которая стала для него не менее любима, чем линогравюра. В этой технике печатная форма делается из камня, идеально ровная поверхность которого обрабатывается химически так, чтобы краска ложилась только в нужных художнику местах. Литография позволяется добиться бархатистого черного тона, мягких переходов от света к теням, нежной серебристости полутонов. Много занимался Баранов и цветной литографией.
Портреты Абая (1971 год), основоположника письменной литературы на казахском языке, и знаменитого акына Джамбула (1973 год) отпечатаны в два цвета. Кроме мягких градаций серого, здесь использован очень светлый охристый оттенок, вызывающий ассоциации с выжженной солнцем степью. Похожи эти работы и по композиции. Фигуры портретируемых показаны крупно, по пояс, подчеркнуто объемно, а в качестве фона даны в мелком масштабе многофигурные сюжетные сцены, словно возникающие в воображении поэтов. У Абая это традиционный образ жизни казахов, у Джамбула – эпизоды из советской действительности.
Баранов обладал замечательной способностью вживаться в культуру другого народа, передавать не только внешние ее атрибуты, но и духовную сущность. Не случайно одной из вершин его творчества стали иллюстрации к казахскому фольклору, в которых точна каждая этнографическая деталь, но восточная экзотика не заслоняет собой главного – развития сюжета, взаимоотношений персонажей.
Умение уловить дух литературного произведения и стоящей за ним культурной традиции проявляется у художника и при обращении к литературе для детей. В цветной литографии «Лиса и колобок» (1978год) лиса в нарядном костюме ведет себя совсем по-человечески, а плоскостность форм и неглубокое пространство, яркость красочных пятен напоминают русский лубок или народную роспись по дереву.
На листе «Кот в сапогах» (1983 год, цветная литография) герой сказки Шарля Перро одет как настоящий шевалье XVII столетия и приветствует зрителей с истинно французской галантностью. Изобразительная манера становится мягче, живописнее, в одних участках изображения важнее линия, в других (например, пушистая шерсть кота) – пятно. Виднеющийся вдалеке замок тает в сиреневатой дымке. Изысканно смотрится сочетание светло-фиолетового, серого, сиреневого, светло-коричневого оттенков.
Константин Баранов был неутомимым тружеником и настоящим профессионалом, чье творчество всегда шло в ногу с эволюцией советского искусства. Как художника его интересовали и далекое прошлое, и нынешний день, и древний эпос, и современная индустрия, и всякий раз он находил адекватные выразительные средства для раскрытия темы. Очень хочется, чтобы обширным и разнообразным наследием мастера занялись специалисты по советскому искусству и о художнике был бы создан солидный искусствоведческий труд.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.
Благодарю директора Музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых в г. Семей Татьяну Александровну Стромскую за консультацию.