Власти отрубили голову
Что меняется в региональной политической системе?
Закон, отменяющий двуглавую систему местного управления, был принят депутатами ОЗС около месяца назад. Этого времени как раз хватило на то, чтобы вникнуть и понять, что же собственно меняется в региональной политической системе, сделать некоторые выводы и первые, пока еще довольно сырые, прогнозы.
Даже наиболее оптимистично настроенная общественность уже уяснила главное: прямых (читай – всенародных) выборов мэра не будет. Эта система полностью себя дискредитировала низкой явкой и обескураживающей непредсказуемостью результата, когда кандидат выбирается не по любви к нему, а из ненависти к оппонентам. И речь не только и не столько о Дзержинске, хотя, надо признать, из всех городов области политические противоречия между Думой и мэром проявились у нас особенно ярко (и в области протестного голосования мы впереди всей области, извините за каламбур). Но, надо признать, ради Дзержинска законодательный огород городить все же не стали бы.
В очередной политико-законодательной пертурбации виноват, скорее, областной центр, а если еще конкретнее, – глава Нижнего Новгорода г-н Сорокин, взбаламутивший в прошлом году всю нижегородскую политическую элиту досрочной отставкой главы администрации своего тезки Олега Кондрашова. Дополнительную пикантность ситуации придавало то, что до окончания контракта оставались считаные дни.
Именно поэтому принятые ОЗС поправки в закон в большей степени затрагивают Нижний Новгород и Саров, в котором политические разногласия невозможны по умолчанию и от системы управления никоим образом не зависят.
Областной же центр станет фактически единственным городом в области, где обязанности главы администрации и главы Думы будет исполнять один и тот же человек.
Для остальных же городов принципиальное изменение заключается только в одном: главу администрации будет выбирать конкурсная комиссия, половину членов которой назначит губернатор. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: налицо укрепление вертикали власти, стремление избежать неожиданностей с выбором местных управленцев. Поскольку при двуглавой системе управления большую роль играет человеческий фактор, столкновения между исполнительной и законодательной властями неизбежно повторялись бы. Конфликты в Дзержинске и в Нижнем Новгороде уже купированы, а в Арзамасе, например, в самом разгаре. Учитывая, что в области около полусотни районов, сложно предсказать, в каком именно завтра начнется политическое противостояние.
Поэтому лучше принять профилактические меры, чем долго и дорого лечить болезнь.
Экспресс-опрос на тему: «Как вы относитесь к отмене двуглавой системы местного самоуправления?»
Иван Григорьев, депутат Городской думы, генеральный директор ООО «Химинвест»:
– Как промышленник и председатель профильного комитета Городской думы я хочу, чтобы в город шли инвестиции, чтобы развивалось производство. В последние несколько лет в этой сфере наблюдался кризис.
Сейчас нам нужно выбираться из инвестиционной ямы, поднимать рейтинг Дзержинска как промышленного города. И при новой системе от нас, депутатов, в большей степени будет зависеть будущее города, в том числе и в сфере инвестиционной политики.
Геннадий Виноградов, экс-глава администрации, первый сити-менеджер Дзержинска:
– При любой системе все зависит от людей. Если глава администрации и председатель Думы настроены работать на благо города, то они будут работать слаженно при любой системе, несмотря на возможные разногласия. В противном случае «подковерные битвы» неизбежны, хотя новая одноглавая система свела риски практически к нулю.
Галина Савченкова, директор ООО «Завод герметизирующих материалов»:
– Считаю отмену двуглавой системы совершенно правильным решением, поскольку эта система порочна в своем основании. Следующим шагом, на мой взгляд, могло бы стать возвращение прямых выборов мэра. Каждый горожанин должен нести ответственность за свой выбор и понимать, что от его голоса зависит будущее города.
Виктор Романов, депутат Городской думы:
– При двуглавой системе большую роль играет человеческий фактор. Если люди в состоянии разделить свои полномочия, то и при двуглавой системе вполне можно эффективно работать. По крайней мере, в Дзержинске никаких эксцессов, связанных с двуглавой системой, никогда не было. Были обычные рабочие моменты, споры, депутаты и представители администрации порой эмоционально отстаивали свою точку зрения, но не более того.
Население тоже вряд ли почувствует какие-то изменения. Люди пока еще не в состоянии понять, что входит в зону ответственности Думы и городской администрации. Восемьдесят процентов обращений, которые поступают депутату, должны быть направлены в администрацию, и порой мы вынуждены заниматься работой, которая не входит в круг наших обязанностей. Вполне вероятно, что и администрации задают вопросы, находящиеся за гранью ее компетенции.
Так что Дзержинск вряд ли увидит разницу между двуглавой системой и одноглавой. Что-то кардинально бы поменялось для нас, если бы мы дольше жили при двуглавой системе или столкнулись с политическим кризисом и дележом власти на уровне города.
Елена ЛАЗАРЕВА.