В России растет число ДТП с участием питбайков, за рулем которых оказываются подростки
На тревожную тенденцию отреагировали представители законодательной власти.
Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области поддержали законодательную инициативу коллег из Республики Карелия запретить использование питбайков на дорогах общего пользования.
Тревожная статистика
Статистика аварийности не может не вызывать тревоги. Только за первое полугодие 2025 года по всей России произошло более 280 ДТП с участием питбайков под управлением подростков. За этими сухими цифрами – десять оборвавшихся детских жизней и 235 травмированных ребят.
Нижегородская область, к сожалению, не осталась в стороне от этой печальной тенденции: с начала года в аналогичных происшествиях здесь погибли двое подростков.
Круговая порука безответственности
Кто несет ответственность за сложившуюся ситуацию? Ключевую роль здесь играют взрослые. Ведь питбайки покупают и дарят детям именно они. «Большинство на них просто катаются, не зная правил дорожного движения. Но создают условия для нарушений и ДТП именно родители», – подчеркивает один из парламентариев.
Как показывает статистика, за руль питбайков чаще всего садятся подростки до 16 лет, у которых по закону нет прав на управление даже мопедом. Они не знают ПДД и зачастую не осознают всей степени риска.
Как следствие, привлечь к ответственности малолетних гонщиков практически невозможно. Как пояснил автоюрист Лев Воропаев, нарушители остаются безнаказанными, чувствуют вседозволенность, что и приводит к аварийным ситуациям.
Законодательный вакуум
Пока в Государственной Думе лишь обсуждают, как обуздать стихийную езду на питбайках – от идеи продавать их только по справке из мотошколы до радикального полного запрета, регионы берут инициативу в свои руки.
Депутаты Заксобрания Нижегородской области, поддержав инициативу коллег из Карелии, выступили за запрет эксплуатации этих мини-мотоциклов на дорогах общего пользования.
Их главный аргумент: питбайки не безопасны по своей конструкции и не предназначены для города. Шумные, лишенные необходимой светотехники, они становятся источником повышенной опасности как для водителя, так и для других участников движения.
Что ждет владельцев питбайков?
Минюст уже подготовил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают штраф до 30 тысяч рублей за использование питбайков на общедоступных дорогах. Однако пока эти инициативы не приняты, региональные запреты носят скорее декларативный характер. Они являются мощным сигналом как для федерального центра, так и для общества: проблема назрела и требует безотлагательного решения.
Очевидно, что необходим комплексный подход – ужесточение правил продажи, просвещение родителей и, наконец, четкие правовые нормы, которые поставят заслон опасным детским забавам на проезжей части.
Что такое питбайк? Питбайк – это небольшой мотоцикл, изначально созданный для спортивного внедорожья и мотокросса. Он классифицируется не как транспортное средство, а как спортивный инвентарь. Именно поэтому он не требует регистрации в ГИБДД, на него не нужны ПТС или СТС, а сам байк не укомплектован полноценными световыми приборами, зеркалами и звуковым сигналом, обязательными для выезда на обычные дороги.