В Нижнем Новгороде открылась выставка «Осенний вернисаж»
Как прежде, ее участниками стали и дзержинские художники Юрий Пешехонов, Владимир Огудин, Виктор Кузнецов, Ольга Бормотова.
2023 год – юбилейный для нижегородских художников. В мае исполнилось 90 лет со дня основания Нижегородского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Важное событие было отмечено масштабной выставкой и изданием богато иллюстрированного справочника о творчестве членов отделения.
А недавно, 9 ноября, в выставочном зале Нижегородского государственного художественного музея открылся традиционный «Осенний вернисаж», уже много лет объединяющий нижегородских мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, принадлежащих к разным поколениям и художественным направлениям.
На этот раз и профессиональное сообщество, и любители искусства ждали его с особым нетерпением, поскольку всегда эта выставка проводилась несколько раньше, в конце августа – сентябре.
Калейдоскоп впечатлений
Экспозиция, занявшая, как обычно, целый этаж в музейном здании на площади Минина и Пожарского, получилась разнообразной и нескучной. Во многом тому причиной работы молодых авторов, пытающихся найти нетривиальные сюжеты и образные решения, а порой откликающихся на злободневные сейчас события, как Екатерина Царева-Зайцева (род. в 1988 г.), чья картина «Пацаны» (2022 г.) затрагивает тему спецоперации на Украине.
Незамысловатая по сюжету и композиции работа Татьяны Веселовой (род. в 1997 г.) «Музыка» (2023 г.) привлекает тем, что художница создала выразительный и достоверный образ своего ровесника.
В монотипиях Анны Лагеды (род. в 1986 г.) благодаря экспрессивному графическому языку весьма небанально представлена тема детства. Не всегда безупречные с точки зрения мастерства и вкуса произведения молодых художников принесли в пространство выставки оживление и ощущение новизны или хотя бы проблесков нового.
Некоторые из признанных мастеров также предстали в немного необычном для зрителей творческом ракурсе. Иван Ворожейкин (род. в 1965 г.), возглавляющий в Нижегородском отделении Союза секцию графики, известен как автор акварелей, нередко написанных по-сырому и передающих дымку тумана или напитанный влагой воздух. На этот раз он показал большой тональный рисунок, выполненный углем и проработанный в деталях, – «Белбаж. Монастырские ворота» (2023 г.).
Живописец и педагог художественной школы в городе Семенове Алексей Ляшков (род. в 1963 г.), автор ряда полотен в бытовом жанре, представил два смело написанных пейзажных этюда: «Пруд на Заречной. Первый снег» и «Дождь моросит» (оба – 2023 г.).
Алексей Мясников (род. в 1965 г.), очень оригинально работающий как пейзажист в технике гуаши, продемонстрировал три рисунка, на которых запечатлен интересный памятник истории и архитектуры – усадьба дворян и лесопромышленников Левашовых в деревне Галибиха Воскресенского района (2023 г.). Подчеркнуто фрагментарная, но в действительности продуманная композиция сочетается в них с эффектной рисовальной манерой. Работы сделаны углем, и размытые тональные пятна передают подвижную световоздушную среду и игру солнца в листве, а потом художник тонкими отточенными линиями проработал отдельные детали – ветви деревьев, резные наличники и другие архитектурные элементы.
Верен себе живописец Александр Осминин (род. в 1960 г.), отдающий предпочтение сельскому пейзажу и работающий в стилистике декоративного реализма. Он продемонстрировал три картины, воспринимающиеся как целостная серия. Широкие динамичные мазки, положенные под разными углами, моделируют поверхность земли и густую листву раскидистой березы, а фигурки старушки и пасущихся около дерева коз условно обозначены цветовыми пятнами («Бабкины подружки», 2023 г.). Художник не боится сопоставлять такие цвета, как ярко-желтый, розоватый, голубой и зеленый, и это сочетание не выглядит у него «диким» («Теплый день осени», 2023 г.). Осминину – уроженцу и жителю села Русское Маклаково в Спасском районе – не понаслышке знаком деревенский быт, и каждое его произведение оставляет теплое чувство уюта и гармонии.
Для Алексея Быкова (род. в 1971 г.) натурные впечатления часто являются только импульсом к созданию образа, в конечном итоге абсолютно отличающегося от будничной реальности. В картине «Сказка» (2023 г.) узнается исторический ландшафт Нижнего Новгорода с кремлем на холме и широкой лентой Волги, но он послужил лишь основой для фантазийного мира, переносящего нас то ли в прошлое, то ли в пространство доброй и красивой сказки. Огромную роль в создании этого сказочного настроения играет сияние золотисто-желтого цвета, объединяющего первый план, кремлевский холм и дальний берег. И даже вполне узнаваемое изображение конкретного памятника зодчества – Строгановской церкви в Нижнем Новгороде – не преследует абсолютной достоверности, а словно воскрешает исторический дух русской провинции с ее нарядным узорочьем – «Строгановская церковь» (2023 г.).
Если в произведениях А.И. Быкова насыщенный цвет взят в полную силу, то Александр Пименов (род. в 1948 г.) предпочитает подчеркнуто неяркий колорит, иногда обогащая его каким-нибудь более интенсивным пятном цвета. Произведения этого художника серьезны и философичны, подчас образы окрашены меланхолическим чувством или обладают внутренним напряжением при внешнем спокойствии. Размышления о прожитой жизни, согретые воспоминаниями о детстве, – такова тема его автопортрета («Леденец детства», 2022 г.).
Художников В.С. Самсонова и Е.А. Расторгуева он окружил образами, возникшими в их воображении, и оба портрета воспринимаются как воплощение творческого горения, где есть место не только вдохновению и радости созидания, но и драме: «Художник Расторгуев. Городецкие чудаки» (2021 г.) и «Вселенная художника В.С. Самсонова» (2022 г.).
В картине Юрия Пешехонова (род. в 1954 г.) «Лето на даче» (2023 г.) спокойный, приглушенный колорит создает умиротворенное настроение и изящно смотрится тоненькая рябина, которую художник сделал главной героиней композиции.
Живопись заслуженного художника РФ Владимира Семиклетова (род. в 1950 г.) нижегородский искусствовед А.А. Марцев охарактеризовал термином «магический реализм». Действительно, в его городских пейзажах здания, деревья, прохожие словно пребывают в каких-то иных – метафизических – пространстве и времени, точность деталей сочетается с ощущением ирреального («Перекресток», 2019–2023 гг., «Заснеженные», 2023 г.).
Занимательная фантазия, фольклорное начало и постмодернистская ирония, красочная эстетика лубка, народной росписи по дереву и современное чувство стиля удивительным образом соединяются в работах Марины Поляковой (род. в 1967 г.). Художница запросто может заставить Пушкина пролетать на белом в яблоках – причем в настоящих яблоках – коне над осенними болдинскими просторами, где с первого взгляда узнаются усадебный дом и отличающийся оригинальной архитектурой храм с высокой колокольней («Пушкин в Болдине», 2023 г.). Вторая же ее работа на пушкинскую тему своей орнаментальностью и яркостью красок напоминает иллюстрацию для детской книги («Лукоморье», 2023 г.).
Как и в прошлые годы, менее всего представлено на выставке произведений скульптуры. Но не только поэтому заслуживает внимания созданный Сергеем Мольковым (род. в 1963 г.) бюст олимпийского чемпиона А. Скворцова (2023 г., гипс): благодаря удачно найденному движению портрет получился по-настоящему выразительным, незастывшим, передающим энергию спортсмена.
Немного о графике
Среди экспонируемых на выставке графических произведений обращают на себя внимание пейзажные линогравюры дзержинской художницы Ольги Бормотовой (род. в 1978 г.). Она прекрасно чувствует особенности этой техники с четкими линиями и контрастами черного и белого. Ее работы лаконичны и выразительны, автор находит простые, но интересные композиционные решения. Например, отодвигает главный мотив в глубину пространства или изображает землю, стволы деревьев и лес вдалеке ровными черными плоскостями («Мостик через реку Варю», «Усадьба», оба листа – 2023 г.). Выбранные ею мотивы скромны и неброски, а немногословность линогравюры помогает сосредоточиться на главном и выразить лирическое чувство без лишних прикрас и ухищрений.
Тушью, в сложной технике, сочетающей работу пером и сухой кистью, сделан рисунок Андрея Гладкова (род. в 1957 г.) «Инженер Шухов В.Г.» (2023 г.). Художник изобразил знаменитого изобретателя дающим указания рабочим на строительной площадке, где по его проекту возводится вышка из металлических конструкций. При этом реалистически нарисованные на фоне пейзажа фигуры закомпонованы в овал и дополнены надписью с именем изображенного и фрагментами математических расчетов, отчего возникает своеобразное сочетание конкретности и условности. А.Б. Гладков – профессиональный график, выпускник института им. И.Е. Репина и единственный в Нижнем Новгороде мастер, владеющий техникой литографии. Опыт работы в печатной графике чувствуется у него и в этом рисунке в передаче объемов и в специфической фактуре красочного слоя.
Преподаватель Нижегородского художественного училища, график и искусствовед Светлана Рязанова (род. в 1969 г.) представила рисунок, на котором запечатлен дом бабушки летчика В.П. Чкалова в поселке Ляхово (2023 г., графитный карандаш). Этот лист входит в серию, посвященную чкаловским местам. Жаль, что рядом с ним нет двух других работ серии. Отдельно от них он воспринимается как натурный этюд. Когда же произведения вместе, между ними выстраиваются многообразные визуальные и смысловые связи. Будучи точным изображением конкретного места, рисунок интересно задуман в ритмическом плане с расходящейся на две стороны дорогой, пересекающимися ветвями деревьев и следами самолетов в небе.
Наконец, нельзя не упомянуть две маленькие графические жемчужины, которые легко пропустить в обилии экспонатов. Это ксилографии дзержинца Владимира Огудина (род. в 1942 г.). На выставках в городском краеведческом музее посетители видели его живописные работы, но в первую очередь он график. Обе гравюры очень малы по размерам, что не помешало художнику показать величавую панораму весеннего половодья на Оке с высоко поднявшейся водой, длинным мысом, ограничивающим затон, и дебаркадерами («Весна на Оке», 2020 г.).
В другой ксилографии четкие и лаконичные линии передают строгую красоту петербургской архитектуры, легкие тени и отсутствие резких черных пятен создают ощущение наполненного светом серебрящегося воздуха («Санкт-Петербург. Музей-квартира А.С. Пушкина», 2020 г.).
Конечно, наш обзор получился далеко не полным. В экспозиции «Осеннего вернисажа» каждый найдет что-то интересное для себя, произведения по душе. Продлится выставка до 10 декабря.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.