В Нижегородском государственном художественном музее открылась ежегодная выставка «Осенний вернисаж», объединяющая художников нашего региона
Как сообщается в пресс-релизе, на ней представлено около 300 произведений 175 авторов. Как и в прошлые годы, это работы и признанных мастеров, и начинающих художников, а отсутствие жанровых и сюжетных ограничений обусловило значительное тематическое разнообразие экспонатов. Экспозиция на этот раз получилась более целостной и структурированной, чем бывало прежде. Традиционно преобладают пейзажи, но есть также интересные портреты, натюрморты, многофигурные композиции.
На современную тему
Несколько живописцев откликнулись в своих работах на события СВО. Их картины получились патриотичными и вполне искренними, но не бесспорными в творческом отношении. И дело тут не только в сложности выбранной темы и индивидуальной нехватке мастерства.
В советское время полотна исторического, батального, бытового жанров были востребованы, поэтому многие художники, совершенно не обязательно выдающиеся, уверенно владели искусством создания сюжетной композиции. Сейчас академическое образование поддерживает эту традицию, но сами эти жанры отошли на второй план, по крайней мере в провинции. Как следствие, даже профессионалы, принимаясь за тот или иной сюжет, нередко испытывают значительные трудности.
Владимир Занога на картине «За други своя» (2024) изобразил ведущих бой мотострелков, здесь же в окопе бойцы оказывают помощь раненому товарищу. В большинстве произведений художника присутствуют православные мотивы, включил он их и в эту композицию, желая подчеркнуть высокий духовный настрой воинов.
Однако получилось это весьма навязчиво, а органичного единства между реалистической сценой и символическими моментами, наоборот, не возникло. Живопись слабо разработана по тону, поэтому выглядит излишне тусклой, неконтрастной. Вопрос же о том, насколько автор знаком с военным делом, оставим для специалистов.
Хорошая и понятная идея лежит в основе картины Сергея Алипова «Жизнь продолжается. Мариуполь» (2023), но живописное исполнение, увы, остается сугубо любительским. Мальчишки на качелях на фоне полуразрушенных многоэтажек воспринимаются как олицетворение возрождающейся после ужасов войны жизни. Композиция проста и естественна, в ней нет ничего надуманного, техническое же мастерство автора явно не дотягивает до убедительного воплощения замысла.
Эффектно и весьма сложно задумана работа Виктора Сторожева «Защитники Отечества. Портрет Павла Калынова, добровольца СВО» (2023). Автор использует приемы коллажа и плаката, совмещает реальное и аллегорическое.
На первом плане – портрет конкретного человека в боевой экипировке и с оружием в руках, фоном же для него служат образ Георгия Победоносца и знаменитый снимок красного флага над зданием фашистского рейхстага. Фигура святого, знамя Победы и портрет бойца расположены на одной оси по центру, но не заслоняют друг друга, словно подчеркивая равнозначность разных периодов истории, когда стране приходилось бороться с врагами.
В.И. Сторожев окончил театрально-художественный институт в Ташкенте (1975), работал как сценограф, долгое время обучает дизайнеров в Нижегородском архитектурно-строительном университете, и в его живописи тоже присутствует дизайнерский подход. Четкий и недвусмысленный язык плаката сочетается у него с довольно сложным колоритом. Например, тонко написан сероватый, отливающий то голубым, то светло-золотистым фон вокруг св. Георгия, стилизованный под поверхность старинной иконы. Возможно, кому-то картина покажется излишне публицистичной, но ей нельзя отказать в оригинальности замысла и формы.
К сожалению, единичны на выставке произведения бытового жанра. Уже поэтому останавливает на себе внимание картина Никиты Евдокимова (работает под псевдонимом Кит Кимов) «Домой неохота» (2024). Она написана монохромно и уподоблена большому рисунку, а композиция с изображением трех пареньков, сидящих на каком-то бетонном парапете, вызывает ассоциации с фотографией, словно художник навел на них объектив и навсегда зафиксировал одно из уличных впечатлений.
Совсем иным предстает образ детства в пастели Валерии Надеждиной «Рыбачок. Набережная Балаклавы» (2023). В персонажах Кимова проглядывает момент одиночества, обособленности, не случайно двое из приятелей уткнулись в телефоны. Мальчишка с работы Надеждиной живет в гармонии с окружающим миром, наполненным солнцем и морской синевой.
И мастера, и молодежь
Участниками выставки стали почти все ведущие художники нашей области: председатель регионального отделения Союза художников России Владимир Величко, Инесса Сафронова, Вячеслав Грачев, Валерий Крылатов, Марина и Михаил Поляковы, Юрий Пешехонов.
Колористически сдержанные работы Алексея Ляшкова соседствуют с насыщенными по цвету пейзажами Алексея Быкова и Александра Осминина, абстрактные композиции Евгения Юсова – с картиной Веры Тимченко «Птица Феникс», где она постаралась раскрыть национальную тему в символическом ключе как способность России вновь и вновь возрождаться подобно этому мифическому существу.
Неожиданные композиционные решения свойственны работам дизайнера и художника Сергея Квача, чьи творческие интересы чрезвычайно разнообразны. На выставке экспонируются его парные триптихи «Русь белокаменная» и «Русь златоглавая» (2024). Каждая композиция изображает единое пространство, но обе разделены тоненькими перегородками на три равные части. Имея архитектурное образование и разбираясь в конструктивной и декоративной сторонах средневекового зодчества, Квач на этот раз не воспроизводит определенных памятников старины, а создает ассоциативный образ эпохи. Первая композиция отсылает нас к архитектуре Новгорода и Пскова XI–XV веков с ее величавой простотой и мощью, вторая – к нарядным и изящным постройкам Москвы и среднерусских земель XVI–XVII столетий. В первой работе чувствуется почти былинное по размаху начало, во второй – скорее интонация народной песни.
Художник-график и искусствовед Светлана Рязанова часто обращается в своих рисунках к историческим сюжетам. На этот раз она представила лист, посвященный герою Великой Отечественной войны генерал-лейтенанту авиации В.Г. Рязанову, изобразив его руководящим воздушным боем с земли по радиосвязи.
Из молодых авторов хотелось бы отметить Марию Егорову. В «Портрете Д. Закунова» (2024) фигура сидящего в кресле мужчины дополнена своеобразным натюрмортом и темным силуэтом сухого дерева, само же пространство намеренно сохраняет неопределенность. Необычное окружение не отвлекает внимания от лица, а тонкие, без листвы ветки своими динамичными изломами как бы оттеняют неподвижность и сосредоточенное состояние модели.
Автопортрет (2024), напротив, решен очень просто: только фигура на фоне окна и внимательный взгляд, направленный в сторону зрителя, но создающий впечатление, что художница смотрит на картину, над которой сейчас работает.
На языке линий и тона
Немало интересного ожидает зрителей среди представленных на выставке графических произведений. Настоящими жемчужинами выглядят офорты Павла Рыбакова, посвященные его любимой теме – историческим улицам Нижнего Новгорода. Павел Константинович – один из немногих нижегородских художников, кто работает в сфере печатной графики. Его офорты изысканны и выразительны благодаря сочетанию различных приемов обработки гравировальной доски. То он очерчивает форму тонким контуром, то добивается глубоких теней, то «растягивает» тон до нежных серебристых градаций.
Художника чаще всего привлекают скромные, непарадные уголки города, где особенно ощутимы уют и тишина («Улица Ильинская», «Улица Варварская», обе работы – 2024). В листе «Храм Симеона Столпника» (2023) главным становится передать единство архитектуры, необъятного простора, открывающегося с кремлевского холма, и солнечного света.
В лучших традициях отечественной школы ксилографии созданы маленькие по размерам произведения дзержинца Владимира Огудина. К данной технике обращались многие выдающиеся графики советского периода, выполнявшие и станковые листы, и книжные иллюстрации. Работы Огудина достойны стоять в этом ряду. Им свойственны классическая ясность формы, безошибочно найденная мера между реализмом и условностью.
Художнику доступно передать строгую красоту архитектуры классицизма («Город Пушкин. Царскосельский лицей», 2021), гармонию природы и индустриального мотива («Ледоход на Оке», 2021).
Ценители графики не пройдут и мимо линогравюр дзержинской художницы Ольги Бормотовой «Двор на Рождественской» и «Почтовый съезд» (обе – 2024). В этой технике у нее сложилась своя манера, основанная на контрастах черного и белого без промежуточных переходов, предельно четком и в меру упрощенном рисунке, сопоставлении крупных плоскостей.
Название рисунка Андрея Гладкова «Гиперболоидные системы мачт по проектам инженера Шухова В.Г.» (2024) звучит как заглавие статьи о металлоконструкциях. На самом деле перед нами необычно задуманное и изысканно-стильное произведение, выполненное тушью – пером и сухой кистью.
Источником вдохновения для автора послужил замечательный памятник инженерного дела – пожарная вышка в поселке Ляхово Балахнинского района, сооруженная с использованием шуховских конструкций. Художник закомпоновал в овал саму каланчу, фигуру звонящего в колокол пожарного, выезд пожарной команды, а на полях справа и слева поместил тонко прорисованные пером изображения других спроектированных Шуховым объектов. Специалисты по истории техники отмечают, что конструкции знаменитого инженера не только рациональны и прочны, но и по-своему красивы и художник передал их специфическое изящество.
Идите на выставку!
Завершу обзор небольшой ремаркой личного плана. На открытии «Осеннего вернисажа» одна из коллег – поклонница постмодернизма и contemporary art – совершенно искренне задала вопрос, действительно ли мне интересно смотреть работы нижегородцев, и была удивлена утвердительным ответом. Дескать, в Нижнем нет новаторов, по-настоящему крупных творцов. Слишком все обычно, скучно. К какому мнению присоединиться, читатели выберут сами, посмотрев выставку.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.