Учу детей тому, что умею сам, и помогаю им раскрыть в себе таланты
Учитель физики, информатики и робототехники частной школы Дзержинска CleverOne Владимир РАЗУМКОВ – о современном образовании, отношении к профессии и мотивации школьников.
Каждый октябрь у всех нас есть возможность аж два раза поздравить с профессиональным праздником учителей – людей, дающих знания детям, сеющих в их душах мудрое, доброе, вечное. Пятого октября отмечается Международный день учителя, а в первое воскресенье октября – наш отечественный День учителя «по старому стилю», который до сих пор многие педагоги помнят и чтут.
Вообще, про людей, отдающих свою жизнь учительству, как, впрочем, и про систему образования в целом – ее радости, горести, можно и должно писать как можно чаще, что «Репортер» и старается делать. Вот и сегодня мы решили пообщаться с одним из представителей этой профессии, взглянуть его глазами, то есть изнутри, на современное образование, тандем «учитель-ученик»…
Чувствовал, что истинное мое призвание – школа
– Владимир Владимирович, если не врет Интернет, ваш педагогический стаж невелик. Чем занимались, где работали до того, как пришли в школу, и что (кто) сподвигло вас на столь непопулярный ныне шаг – пойти в учителя?
– Моим первым местом работы была школа, так как я закончил физико-математический факультет Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара и устроился в Саваслейскую среднюю школу учителем информатики в далеком 1994 году. Проработал там шесть лет, и все было прекрасно, но трудные 90-е годы не дали мне продолжить карьеру учителя. Я был женат, родилась дочь, а зарплата была нищенская, да и ее давали с огромными задержками. Ничего не оставалось, как получить еще одно высшее образование и сменить вид деятельности.
В 1999 году я закончил Волго-Вятскую академию государственной службы (сейчас РАНХиГС), вскоре перебрался на постоянное место жительства в Нижний Новгород и устроился работать кредитным инспектором в один из банков. Так началась новая веха в моей жизни. За это время я работал финансовым директором в нескольких компаниях Дзержинска, возглавлял филиалы двух банков, руководил клининговой компанией, строительной фирмой. Все было хорошо, но я чувствовал, что истинное мое призвание – школа. И я… вернулся.
– После возвращения в профессию насколько ваши ожидания от школы, педагогики соответствовали тому, что вы увидели в реальности? Что, может быть, понравилось, а что-то покоробило?
– Возврат к педагогической деятельности состоялся в 2017 году. Я устроился в школу №23, где училась моя дочь. Но в течение короткого времени понял, что попал не туда. Многие глубинные проблемы современной школы реально покоробили, и я быстро передумал. Затем была частная школа – средняя школа им. Н.И. Лобачевского. Это было уже лучше, так как в частной школе многое зависит от руководителя школы и работать в таком учебном заведении комфортнее, да и оплата выше. Но когда я познакомился с директором школы CleverOne Анастасией Геннадьевной Гавриловой, услышал основные базовые принципы, на которых она строит свою частную школу, был по-хорошему шокирован. Я услышал именно те идеи и цели, о которых мечтал сам, и именно их считаю самыми важными в образовательном и воспитательном процессе. Если честно, мне даже не верилось, что такое возможно в современных реалиях. Что-то частное и коммерческое подразумевает извлечение прибыли. Здесь цели совсем не такие.
Дети загораются жаждой знаний, когда понимают, что от их труда что-то зависит
– Как давались первые шаги? Завоевывать внимание учеников было трудно, с дисциплиной проблемы возникали?
– В школе CleverOne я не мог спокойно летом сидеть дома и включился в работу на этапе строительства, поэтому она по-живому вошла в мою душу. С учениками же еще проще. Я отношусь к детям с пониманием (иначе никак), поэтому с вниманием, дисциплиной особых проблем нет.
– Как считаете, чтобы быть хорошим учителем, пользоваться авторитетом и любовью детей, достаточно хорошо знать свой предмет, или учитель должен еще быть интересной, разносторонней личностью?
– Тут вы сами ответили на свой вопрос. Мне даже иногда кажется, что лучше, когда сам учитель не все знает по своему предмету, но стремится узнать и делает это вместе с ребятами. Дети загораются жаждой знаний, когда понимают, что от их труда что-то зависит, когда им в умы не только вкладывают пережеванную кашу из формул, понятий и выводов, но и сами они грызут гранит науки.
Нужно любить свой предмет, любить детей и любить жизнь, и тогда человек автоматически становится интересной и разносторонней личностью!
– Лично ваши интересы ограничены лишь физикой, информатикой или увлечения выходят далеко за эти рамки: может быть, вы не только физик, но и лирик?
– Да я и не физик в чистом виде. Я учитель физики, информатики и робототехники. Кроме этого, преподавал математику, экономику, технологию и черчение.
Помимо этого, я пишу стихи, сочиняю песни, профессионально рисую, в том числе на компьютере. Я занимаюсь тем, что интересно, и учу детей тому, что умею сам, и помогаю им развить в себе те таланты, с задатками которых они родились.
Учителя, как все люди, разные…
– Вы сами мальчишкой как относились к учителям? Действительно ли сегодняшнее отношение к ним детей намного хуже, чем было раньше, и оставляет желать лучшего? И чья в этом вина – не самих ли учителей?
– К учителям относился и отношусь с уважением, так как эти люди посвятили свою жизнь тому, чтобы я стал умнее, то есть посвятили свою жизнь другим людям. Учителя, как все люди, разные: великие и смешные, талантливые и «никакие», как написал Роберт Рождественский.
А по поводу отношения детей я считаю, что дети – это отражение времени. Сегодняшние или вчерашние, советские или какие-то другие, можно называть как угодно, но дело не в детях, дело в обществе. Если дети не понимают, что они делают в школе, если учителя воротит от того, что он делает, если родители ожидают что-то от школы, не получают и обвиняют ее во всех ошибках воспитания своих детей, то винить можно кого угодно: хоть президента, хоть погоду.
Когда же дети чувствуют, что их с учителем цели совпадают, что они пришли в школу за знаниями, чтобы стать образованными людьми, никаких проблем нет, вы вместе в одной лодке.
Дети сейчас, как никогда, нуждаются в обучении и воспитании, так как не хуже взрослых понимают трудности настоящего времени, а трудности сближают людей.
Если школа не будет воспитывать детей, то это сделают улица, смартфоны и компьютерные игры.
– Согласны ли вы с тем, что у молодых учителей нет той любви к своей профессии, к детям, как у их более зрелых коллег?
– Не согласен. Думаю, все зависит от призвания. Если человек любит детей, любит учить, воспитывать и готов этому посвятить себя, он должен этим заниматься. Возраст просто помогает точнее ощутить и понять это.
– Как считаете, должна ли школа все-таки преимущественно учить детей, давать им знания или должна и воспитывать подрастающее поколение?
– Это вечный вопрос, но вот в школе CleverOne нет упора на что-то одно из этого. Здесь в равной мере и учат, и воспитывают. Проще говоря, делают жизнь детей эффективнее и комфортнее.
– Вспомните себя школьником… Что бы вам хотелось видеть в нынешних учениках, что было у вашего поколения и нет у нынешнего?
– Про учеников ничего не могу сказать. Повтор: дети всегда одинаковые, разные только условия развития. Все вопросы – к системе образования. Сейчас, как мне кажется, мало внимания уделяют профориентации. У нас был УПК, и я, будучи учеником, поработал на молокозаводе, в деревообрабатывающем цехе, на радиозаводе, в АСУП крупного завода. Да, я не стал радиоэлектронщиком или слесарем, но я навсегда запомнил запах этих цехов и лица работников – профессионалов, которые с одного удара загоняли длинные гвозди в деревянные конструкции. Этого сейчас не хватает, и дети долго не могут определиться с будущими профессиями: то все экономисты и юристы, то дизайнеры, то психологи. Но ощутить себя в шкуре будущей профессии заранее, это очень важно.
Еще в советские времена много внимания уделялось пожилым людям, заслуженным работникам, ветеранам. Надо проводить тематические вечера с интересными людьми, чтобы была преемственность поколений. Для этого не обязательно приглашать ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, которых почти и не осталось. Есть же много интересных и умных людей. Не надо про них забывать.
В частной школе больше возможностей для творческой реализации
– Владимир Владимирович, извините, но в том, что ваш выбор пал все-таки на частную школу, виноват прежде всего денежный вопрос?
– Я, как уже сказал, пошел сначала в государственную школу, но она повязана инструкциями и «указивками». Например, я просил ввести кружок по обучению «Фотошопу», возможность проводить экономическую игру с виртуальными деньгами, курсы робототехники, но в школе не нашлось часов на мои «безумные» идеи. А у частной школы более гибкий подход к таким инициативам.
Да, оплата в частной школе более достойная, но, главное, здесь больше возможностей для творческой реализации. Для меня это важнее.
– Не опасаетесь, что в частной школе придется… плясать под дудку учеников и их родителей, натягивать оценки «Митрофанушкам», все им прощать: ведь кто платит, тот и музыку заказывает.
– Нет. Я уже работал в частной школе и не ощущал ничего подобного. Может, эта трудность ложится на плечи директора, я не знаю. До меня, как учителя, негатив не доходит, только хорошее.
В частной школе я заметил обратное: родители более требовательны к своим детям и хотят, чтоб из них выросли достойные граждане своей страны и их наследники.
– Почему, на ваш взгляд, сегодня молодежь не идет работать педагогами?
– Есть только одна проблема, которая бы все решила, – это достойная оплата труда. Если бы учитель получал зарплату на уровне квалифицированного врача или инженера, то и молодежь бы чаще выбирала эту профессию. В школу бы пришли молодые, энергичные, современные и амбициозные специалисты.
В советское время большой разницы в оплате труда не было, и в сфере образования все было на уровне, но сейчас мы живем в капиталистической стране, где каждый выживает как может. Педагоги вынуждены заниматься репетиторством, а это совсем не про школу.
Бюрократии, неадекватности и прочего негатива хватает во многих видах деятельности, но если работник мотивирован, то все можно решить. Директорам же приходится «с лупой» выискивать специалистов в свои школы, потому что желающих работать учителями мало.
– За годы работы учителем у вас не возникало желания уйти из профессии?
– Такое желание возникает в любой профессии, когда что-то не получается или возникают конфликты с руководством, но смотришь в глаза детей, слушаешь их звонкие голоса, чувствуешь свою нужность, и все проходит. Как сказал Дмитрий Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»
Алла ЕГОРОВА.