В Госдуме предложили отменить домашнее задание для школьников
«Репортер» спросил дзержинцев, как они относятся к такой инициативе.
Что случилось?
С инициативой отменить домашнее задание для школьников выступил вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. Он представляет в парламенте партию «Новые люди». В частности, Даванков уверен, что «разгрузка детей и учителей пойдет на пользу всем».
А если сын попросит папу-депутата отменить половину уроков?
Бедное отечественное образование. За последние годы оно в нашем высокообразованном государстве стало той сферой, к улучшению которой не пытается приложить руку разве только самый ленивый. Особо усердствуют, разумеется, высокопосаженные чиновники и депутаты, идеи которых действительно ведь могут быть воплощены в жизнь. Сколько такого сомнительного уже воплотили!
Не дают эти господа покоя образованию даже летом – так о нем заботятся. Например, активизировался вдруг депутат Госдумы, вице-спикер от фракции «Новые люди» Владислав Даванков. Он заявил, что настало время разработать закон по отмене домашнего задания для школьников. Видите ли, сынок его об этом попросил сразу, как узнал, что папа стал депутатом Госдумы. Да и сам парламентарий «фраппирован» тем, сколько всего задают детям на дом, из-за чего и родители все свое свободное время должны заново учиться в школе.
В общем, видимо, от пресловутой «домашки» страдает не только сын депутата, но и депутат лично. К тому же он уверен, что разгрузка в виде отмены домашнего задания пойдет на пользу и учителям, а, раз так, как тут не потребовать принятия соответствующего закона.
Казалось бы, подумаешь, что-то там изрек депутат: они постоянно преподносят нам эпатажные инициативы, соревнуясь в этом между собой, – пора бы привыкнуть и не обращать внимания. Тем более что коллеги Даванкова по Госдуме отнеслись к этому как к популизму и не более.
Например, популизмом назвала данное предложение депутат, председатель комитета по делам материнства, детей и молодежи Госдумы Нина Останина, которая, кстати, сама неравнодушна к системе образования и проталкивает введение в школах такого предмета, как семьеведение.
«Я не поддержу эту инициативу, – сказала Останина. – Скорее всего, предложение отменить домашние задания – популистская мера. Она направлена на то, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Мое мнение: если не задавать домашнее задание, дети не уложатся в свои пять-шесть часов в школе, чтобы познать мир. К тому же не каждый на слух на уроке воспринимает информацию. Знания надо закреплять. Депутату Даванкову я бы посоветовала не вторгаться в сферу, в которой он не является специалистом».
Против инициативы депутата Даванкова выступили и в госдумовском профильном комитете по науке и высшему образованию.
«Отменить домашние задания в школе невозможно, – сказал первый зампред комитета Олег Смолин. – Депутат Даванков ссылается на пожелание своего сына. Но я не удивлюсь, если его сын скоро попросит папу отменить половину уроков. А некоторые дети вообще хотели бы отменить школу. Другое дело, кто и сколько задает на дом – на это надо смотреть. То, что при пятидневной учебной неделе у школьников по семь и больше уроков, а потом еще 3–4 часа на домашнее задание, – это не нормально».
«Домашки» нет только в Скандинавии и Нидерландах
Мы привыкли во всем оглядываться на Запад. Так вот, если сделать это сейчас, то домашнего задания не задают совсем или его можно делать по усмотрению в Скандинавии и Нидерландах.
В США, Великобритании, странах ЕС домашнее задание существует. В среднем в Европейском союзе все средние школьники на выполнение домашнего задания тратят по 3–6 часов в неделю. Старшие занимаются максимально по 2 часа в день.
В Японии, Южной Корее и в Китае детям задают домашнее задание, причем не только по школьным предметам, но и в кружках и курсах. Но именно в школе, по подсчетам исследователей, задают объем материала, который можно выполнять за 1–2 часа в день.
Как бы там ни было, а предложение депутата о необходимости отмены домашнего задания в российских школах всколыхнуло отечественные народные массы. Тем более что министр просвещения РФ Сергей Кравцов от данной идеи парламентария не отмахнулся, а сказал, что она «требует очень тщательного обсуждения». Вот народ и взялся обсуждать.
Учить детей некому?
А спустя какое-то время министр Кравцов уже самолично «подкинул» обществу еще одну тему для обсуждения: недавно на Петербургском экономическом форуме господин Кравцов сказал, что «в настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы». Дело в том, что сейчас в рамках среднего профессионального образования в РФ готовят лишь специалистов для детских садов и начальных школ, а заявление министра означает, что, возможно, не за горами тот день, когда наших детей в средних классах (с 5-го по 9-й) будут учить выпускники не университетов и институтов, а всего-навсего коллдежей.
Связано это с катастрофической нехваткой кадров в школах. По данным центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 годах в РФ не хватало 3,1% специалистов. А Институт образования ВШЭ указывает на рост числа учителей пенсионного и предпенсионного возраста, так как молодежь в школу не идет.
«Не только молодые люди не идут работать в школу, но и те, кто там уже работает, уходят из-за плохих условий труда», – говорит председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он считает, что, даже если предметников для средних классов начнут готовить в колледжах, «качественного и количественного роста учительского сообщества не будет».
Мнение дзержинцев
Но сколько людей, столько и мнений. Мы решили поинтересоваться у наших земляков, что они думают об очередных инициативах, касающихся школьного образования.
Лев Васильевич Пигалицын, народный учитель РФ, учитель физики школы №2:
– Давайте по порядку. Я против отмены домашних заданий. Чтобы знать материал, ученик обязан дома повторить конспект урока, дополнить его и закрепить изученный материал. Иначе это будет потерянным временем. А готовить учителей в колледжах, если мы хотим окончательно угробить образование, несерьезно.
Во-первых, учитель должен отлично знать предмет преподавания, педагогику, психологию (особенно современных детей). Учитель должен быть элитой общества. А кто идет в колледжи? По-старому это ПТУ, куда поступают в основном необразованные и невоспитанные троечники. И они будут учителями?!
Этого делать ни в коем случае нельзя. Вот вы бы отдали своих детей таким учителям? Выход? Надо усовершенствовать педагогические вузы и увеличивать зарплаты педагогам, чтобы быть учителем было престижно и интересно. Я считаю, что СМИ должны поднять в стране волну против этих фейковых нововведений.
Анастасия, десятиклассница:
– Для меня домашнее задание проблемой никогда не было. Задают, да, немало, но если ты нормально учишься, то за полтора-два часа его сделаешь. Да, я знаю девчонок, которые над домашним заданием сидят по пять часов и больше. Но это либо… ну те, у которых способности не очень, а медаль получить очень хочется, либо те, кто постоянно отвлекается.
Считаю, что домашнее задание необходимо. Во всяком случае, тем, кто после школы собирается учиться в высших учебных заведениях. На уроке же по тем или иным причинам не все получается усвоить, а домашнее задание такую возможность как раз и дает.
Алевтина Михайловна, бабушка третьеклассницы:
– Я бы лично даже для учителей начальных классов ввела обязательное высшее образование. У них же сейчас у многих даже общей культуры нет. Они даже книг не читают. А пишут как?! Знакомая рассказывала, что у нее ребенку за диктант учительница четверку поставила, посчитав, что он неправильно написал слово «медведь». Он написал «мЕдведь», учительница ему исправила на «мИдведь». Когда мама мальчика ужаснулась, увидев это, и пошла в школу разбираться, почему в интерпретации учительницы слово пишется именно через «и», учительница спокойно ответила: «Так у него же есть проверочное слово – «мишка». Это не анекдот! Реальный случай в одной из наших местных школ.
И домашнее задание ни в коем случае нельзя отменять, если, конечно, хотим, чтобы наши дети выходили из школ с реальными знаниями, а не с дутыми оценками. Советская система образования считалась раньше одной из лучших, а ведь тогда домашнее задание было.
Светлана, учитель начальных классов:
– Про домашние задания у меня однозначного ответа нет. С одной стороны, дети должны дома закрепить новый материал. Но некоторые учителя задают столько на дом, что дети действительно сидят над выполнением домашнего задания очень долго. Надо четко нормировать домашнее задание, а не отдавать его на откуп самим учителям.
Про подготовку учителей для средних классов в колледжах… Понимаете, там сейчас и для младших-то классов их не очень хорошо готовят. При этом приходят такие учителя в школу с завышенной самооценкой: «Я все знаю, все умею», к советам старших коллег не прислушиваются.
Между тем за учебный год порой ребенка читать научить не могут. Беда, одним словом. Но приходится все чаще констатировать, что умные «училки» в государственную школу не идут: кому хочется получать зарплату пятнадцать тысяч и работать круглые сутки?!
Анатолий Михеев, отец двух сыновей-школьников:
– Я, прежде всего, думаю, что каждый должен заниматься своим делом и не лезть в те сферы, которые их не касаются. Хотя какие у наших депутатов дела?! У меня растут два пацана, самые средние мальчишки, но они услышали, что обсуждается вопрос об отмене «домашки», в один голос сказали, что это несусветная глупость, что без «домашки» нельзя. Я с ними полностью согласен.
Домашнее задание позволяет ребенку закрепить знания, которые он получил на уроке в классе. Много задают? Ну, не знаю. Мои парни больше двух часов на подготовку домашнего задания не тратят, но делают его в обязательном порядке. Причем самостоятельно. Я им сразу сказал, что ни я, ни мама, с ними сидеть над уроками не будем. Это их работа, и каждый человек свою работу должен выполнять сам.
При этом мы с женой всегда проверяем, сделали ли мальчишки домашнее задание. Не то, правильно или неправильно они его сделали, – это проверит учитель, а именно сделали ли.
Что касается того, чтобы в средних классах учили люди без высшего образования… Не знаю… Но мне бы не хотелось, чтобы моих мальчишек такие специалисты учили.
Наталья Александровна, мама семиклассника:
– Я считаю, количество заданного детям на дом задания – показатель работы учителя. Сильный учитель, который держит дисциплину, которого на уроке слушают дети, много на дом не задает. У меня дочка недавно школу закончила, училась она хорошо, но над уроками долго сидела, и все за счет одного предмета – математики, которую знала и любила. Просто задавали им по математике очень много, так как на уроке у учительницы дисциплины не было, и она ввела такую практику: дети шумели, а она сидела книжки читала, а потом все задавала им на дом.
Сейчас у меня мальчик учится в той же школе, но математику у него другой учитель ведет. Никаких проблем. Домашнее задание такое же, как и нам в свое время задавали. Но тут другой вопрос: сын у меня гуманитарий, а ему приходится тратить время и на математику, и на физику… Может, как-то дифференцированно подходить к домашнему заданию: детям-гуманитариям задавать больше по литературе, истории… и наоборот.
А по поводу подготовки учителей я считаю, что в пятом-шестом классах программа еще такая, что человек и со средним специальным образованием в ней разберется, а вот дальше нужны специалисты с высшим образованием. Хотя сегодня у нас и высшее образование оставляет желать лучшего.
Я сравниваю учителей, которые меня учили, а я еще застала аксакалов советской выучки: эрудиты, люди, помешанные на своем предмете и стремящиеся действительно научить ему детей. А сейчас: дальше школьной программы ничего не знают, да и ее не всегда хорошо…
Ольга, мама шестиклассницы:
– Давно пора отменить домашнее задание: это только лишняя нагрузка на родителей. Придешь с работы, вымотаешься – отдохнуть бы хоть немного, а надо с дочкой «домашку» делать. Почему сама не делает?! Так там черт ногу сломит, и я-то не всегда разобраться могу. Нет, я без высшего образования, я менеджер по продажам, и что? Училась-то я в школе неплохо, а сейчас даже дочери-шестикласснице не всегда помочь могу. Даже стыдно.
А учителям без разницы – с высшим образованием, без высшего – им всем сейчас на детей наплевать. Вы поглядите, сейчас же все дети, у кого родители достаточно зарабатывают, уже с пятого класса у репетиторов занимаются. Раньше к репетиторам ходили разве что перед поступлением в институты, и то редко, так как учили детей нормально. Раньше учитель со стыда бы умер, если его ученики уже в средних классах от репетиторов не вылезают, а сейчас это норма.
Татьяна, учитель русского языка и литературы:
– Я считаю, что домашние задания необходимы: закреплять пройденный на уроке материал нужно. Хотя знаю, что в некоторых школах, даже дзержинских, домашнее задание сводят до минимума. Но это школы, где учатся отобранные дети: одни действительно по способностям, другие… по социальному положению и кошельку их родителей.
Предметники в средних классах обязательно должны быть с высшим образованием. Я сама сначала закончила педучилище и пришла в школу работать в младших классах, но меня постоянно на подмену ставили в средние. Я быстро поняла, что подготовки мне для этого не хватает и что я со своим педучилищем не могу детям дать настоящих знаний. Поступила в пединститут, закончила. И сейчас со спокойной совестью учу детей.
Но если уж быть честной, то сейчас в некоторых школах на подмену в средние классы кого только не ставят. И библиотекарей, и делопроизводителей, а учителя начальных классов там порой даже официально ведут те или иные предметы. Это неправильно. И мне жалко детей, которые учатся у… недоучившихся учителей и людей, вообще не имеющих профильного образования.
Алла ЕГОРОВА.