В российском обществе вновь началась дискуссия на тему: надо ли запрещать использование телефонов в школах?
Учителя, с которыми мы пообщались, уверены: запретами проблему не решишь. И это далеко не самая важная проблема российской школы.
Споры разгорелись с легкой руки министра просвещения Сергея Кравцова, который 31 августа во время Общероссийского родительского собрания взбудоражил школьников и их родителей новостью: с 1 сентября 2022 года в школах запрещается использовать мобильные телефоны на уроках, дабы те не отвлекали школьников от занятий. А с близкими ученики могут пообщаться на перемене.
Впрочем, вскоре выяснилось, что министра не так поняли. Роспотребнадзор в ответ на многочисленные запросы пояснил в своем телеграм-канале, что такое ограничение касается лишь использования мобильных телефонов в учебных целях и действует оно уже с начала 2021 года. О введении каких-либо новых ограничений с 1 сентября 2022 года речи не идет. Запрет связан с тем, что маленький экран гаджетов создает сильную нагрузку на глаза и может испортить зрение, а заодно спровоцировать нарушение осанки.
Очень лаконичный ответ на вопрос, можно ли в школе пользоваться телефонами на уроках, дал портал «Госуслуги» в своем телеграм-канале: «На уроках в учебных целях – нет. Для экстренной связи и на переменах – да».
Постоянно лезут в телефон
По мнению дзержинских педагогов, проблема является несколько надуманной.
«В учебных целях телефоны, в общем-то, и не используются, по крайней мере в нашей школе. Какой в этом смысл? Разве что информацию какую-то с его помощью найти можно, но у нас такого не было, думаю, ни у кого такого не было, – пожимает плечами Светлана, учитель биологии одной из дзержинских школ. – Другое дело, что телефоны, если они постоянно лежат на парте, конечно, отвлекают и учеников, и учителей. Нередко дети забывают отключать звук, и прямо во время урока раздаются звонки. Многие школьники сейчас настолько зависимы от телефонов, что постоянно заглядывают в них: то какой-то комментарий посмотреть, то просто кнопку нажать, то время посмотреть. Кстати, я заметила, что нынешние дети не понимают обычных стрелочных часов, не умеют определять по ним время, даже старшеклассники. И вот они постоянно лезут в телефон, чтобы время посмотреть. Конечно, сосредоточенность на предмете от этого страдает.
Некоторые умельцы списывают с телефона ответы во время контрольных. Математики жалуются на то, что дети незаметно пользуются телефонным калькулятором. Что с этим делать, пока никто не знает».
Коробочки не прижились
Еще в апреле министр просвещения высказался за то, чтобы школьники сдавали телефоны перед входом в школу или класс. По его словам, использовать телефон рекомендуется только в том случае, если об этом просят учителя в ходе учебного процесса.
«В мае соответствующие рекомендации будут направлены во все регионы, на августовских совещаниях они будут обсуждены, с 1 сентября каждая школа самостоятельно будет принимать решение, как воспользоваться этими рекомендациями», – сообщил Кравцов.
«У меня такое ощущение, что нашим чиновникам от образования делать нечего, – возмущается одна из моих собеседниц, завуч Екатерина Сергеевна. – Все эти рекомендации, о которых говорил Кравцов, Рособрнадзор и Роспотребнадзор утвердили еще в 2019 году. Там все это уже есть. В частности, говорится и о том, что нужно предусмотреть места хранения во время образовательного процесса мобильных телефонов учеников. Мы пробовали – у нас не получилось, не прижилась такая инициатива. Во-первых, на то, чтобы собрать телефоны перед уроком, нужно время. Во-вторых, кто-то положил спокойно телефон в коробку, кто-то не хочет, говорит: «Мне должны позвонить». Случались даже истерики. Кто-то отключил его, кто-то нет, и телефон начинает звонить в этой коробке во время урока. Слишком много мороки».
Пока многие учителя предпочитают просто договориться с учениками, чтобы те убирали телефоны в сумки во время урока.
«Дети достают телефоны – мы, конечно, говорим: «Уберите». Лично у меня ребята в классе вменяемые, и пока не было такого, чтобы кто-то заартачился, встал в позу и сказал: «Нет, у меня мобильник будет лежать на столе». На последних уроках некоторым ученикам начинают звонить родители, я разрешаю выйти в коридор, поговорить», – говорит учитель литературы Анна.
На перемене тоже вреден
Многие педагоги полагают, что в идеале как-то ограничивать использование школьниками гаджетов нужно и на переменах, потому что из-за них современные дети слишком мало двигаются и много сидят. Но опять же запретами эту проблему не решишь.
«Современные дети предоставлены сами себе. В советские времена была пионерская организация, у младших школьников были кураторы, наставники из старших классов, которые приходили на переменах к подопечным, играли с ними. Сейчас курирует детей только классный руководитель, перегруженный бесконечными, никому не нужными отчетами. Если предоставить детям какую-то альтернативу, они с удовольствием отвлекаются от гаджетов, – уверена учитель географии и классный руководитель Татьяна. – Я со своими пятиклашками договорилась, что на перемене мы устраиваем дискотеку, мы танцевали, я научила девчонок в резиночки играть, у нас были настольные игры, можно цветным скотчем сделать разметку и в классики играть. Дети во время таких перемен о телефонах и не вспоминали».
Есть проблемы и поважнее
Все мои собеседники сошлись во мнении, что у современной российской школы есть проблемы поважнее, чем мобильники. Например, жуткая забюрократизированность учебного процесса, бесконечная отчетность, давно вышедшая за рамки разумного.
«Я только и делаю, что отчитываюсь, – не скрывает эмоций Анна. – Сейчас же даже классный час просто так не проведешь: надо видеоотчет в вышестоящие организации послать. А когда детей учить?! Лучше бы руководство Министерства просвещения обратило внимание на эту проблему и многие другие. А гаджеты у детей лично мне мешают гораздо меньше всех этих бесконечных отчетов».
Тенденция на запрет
В европейских странах, и даже в разных провинциях одной страны, к использованию гаджетов в учебных заведениях относятся по-разному. Но тенденция очевидна: сотовые телефоны, а также другие электронные устройства вытесняются из учебных заведений.
Мобильники полностью запрещены, например, в школах Греции и Франции. Их нельзя использовать ни на уроках, ни на переменах.
Примечательно, что в 2010 году во Франции был принят закон, запрещающий пользоваться телефонами только во время занятий. Перед входом в класс ученики должны были выключить устройства. Однако выяснилось, что почти половина французских школьников нарушают запрет: прямо на уроках делают фотографии, отправляют и читают сообщения, ищут в Интернете ответы на задания. Так что в 2018 году закон пришлось ужесточить.
В Великобритании правила устанавливают сами учебные заведения. В Туманном Альбионе есть школы, в которые запрещено приносить любые электронные устройства.
В некоторых европейских странах решение проблемы отдано на откуп регионам. В Баварии действует запрет на использование не только мобильных телефонов, но и ноутбуков, если они не требуются для учебы.
С 2020 года мобильные телефоны, смартфоны и планшеты запрещены в школах и колледжах Испании – в Мадриде, в Галиции и Кастилии-Ла-Манче.
Нельзя использовать телефоны ни в одной школе канадского Онтарио, а в Квебеке – в государственных учебных заведениях.
Наталья ПАНКРАТОВА.