Акция по прикреплению дзержинцев к поликлиникам, судя по всему, спровоцировала ажиотаж
На головы наших пациентов не так давно свалилась еще одна напасть – им к середине декабря предписано прикрепиться к родной поликлинике. Иначе, пугают в регистратурах доверчивых горожан, о бесплатной медпомощи придется забыть. Даже предварительный прейскурант услуг озвучивается. Так, вызов врача на дом для неприкрепившихся – 300 рублей.
Все эти страшилки вылились в ажиотаж, который сейчас царит у регистратур некоторых медучреждений. «Вы сходите, посмотрите, что в первой поликлинике творится. Карточку медицинскую получить невозможно. Убедитесь сами», – возмущаются наши читатели.
«Это надо не нам, а вам!»
…Понедельник, половина четвертого пополудни. У регистратур поликлиники №1, действительно, настоящее столпотворение. Две очереди: та, что поменьше, – в окошко, где оформляется прием к специалистам, та, что длиннее, – к терапевтам.
«Мне нужна карточка, у меня талончик к врачу, я опоздаю», – пытается пробиться сквозь толпу молодая женщина. «И у меня талончик, я стою два часа, на прием давно опоздала», – не пускает ее к окну другая дама.
На прием здесь большинство. Тем не менее, практически все очередники держат в руках бланки тех самых заявлений на прикрепление к поликлинике, некоторые не по одному, а на всю семью. Несколько человек выстаивают очередь только для того, чтобы отдать заполненные бланки.
То ли из-за этих злополучных бумажек, то ли по каким-то другим причинам очередь едва двигается. «Она что там, совсем уснула в регистратуре?» – сдают нервы у кого-то из «стояльцев». Пациенты не скрывают эмоций. «Бардак!», «Безобразие!», «Издевательство!» – эти слова то и дело разносятся по вестибюлю. «Неужели не могли выделить отдельного человека для раздачи и сбора этих заявлений? Сначала за талончиком очередь выстаиваешь, теперь – за карточкой, потом – у кабинета», – возмущались очередники. «Если я не успею сегодня на прием, мне что, новый талончик брать?» – взволнованно вопрошала девушка.
Двое сердитых мужчин, не выдержав ожидания, отправились к главврачу. Но через некоторое время вернулись несолоно хлебавши. «К ней не пробиться, у нее там какое-то совещание».
Женщина-регистратор стоически выдерживает все нападки со стороны возмущенных граждан. «Это надо, прежде всего, вам», – устало вздыхает она, когда какой-то парень демонстративно бросает в окно бланк заявления и уходит. «Это не нам, а вам надо», – дружно и гневно отвечает очередь.
«Напишите, что у нас тут творится, – просит меня рядовая сотрудница поликлиники, узнав, что я из газеты. – У нас и так неразбериха из-за слияния с четвертой поликлиникой, а тут еще эти заявления».
Холостой выстрел?
Как объяснила нам в телефонном разговоре главврач поликлиники №1 Ольга Крупина, сбор заявлений начался около двух месяцев назад. Ажиотаж случился приблизительно неделю назад. Впрочем, по ее словам, очереди объясняются не только «прикрепительными» мерами, но и наплывом пациентов по причине начала сезона болезней. Отдельного сотрудника под «заявительные» дела выделить пока не удалось, потому что весь персонал и так загружен сверх норматива. К тому же медработники тоже люди, сейчас многие болеют. Тем не менее, такая задача перед медучреждением стоит. Так ради чего пациенты, да и сотрудники поликлиник, терпят такие неудобства? В ФОМС ссылаются на программу госгарантий, которая предписывает с 1 января 2015 года рассчитывать финансирование медучреждений по подушевому нормативу. Деньги из фонда ОМС будут выделяться ровно на то количество населения, которое за ним закреплено. И потому поликлиникам нужно точно знать, сколько граждан намерено в них лечиться, «в целях определения адекватного государственного задания на определенный объем медицинских услуг».
«Для чего нужно? Для расчета. Чтобы понимать, сколько в фонде должно быть денег. Мы должны знать, сколько душ у той или иной поликлиники, – подтверждает ведущий аналитик сектора по взаимодействию с субъектами здравоохранения городского управления социальной политики Владимир Карпов. – У нас есть люди, прибывшие откуда-то. Не все же живут строго по прописке, человек может быть зарегистрирован в Нижнем, а проживать фактически здесь».
Пациентские «души» решили сосчитать таким нехитрым способом – с помощью заявлений. Правда, не совсем понятно, зачем заставлять писать их поголовно все население? Не проще ли было ограничиться теми, кто недавно переехал или живет не «по прописке»?
Дадут ли результат такие спорные методы, большой вопрос. «Фактически это выстрел вхолостую. Кто-то напишет заявление, кто-то нет, – уверен известный в городе медик, который попросил не называть его фамилию. – Чем все закончится, я не знаю. Если эту работу и стоило начинать, то не в авральном режиме. Сначала надо было разъяснительную работу в СМИ провести. Но ведь вам же ничего, кроме жареных фактов, не надо, – нашел крайних в лице журналистов наш собеседник. – Расковырять что-нибудь – вы тут как тут, а разъяснить – вас не найдешь».
Кто не успел, тот не опоздал
Чем же рискуют в реальности те граждане, которые не успели или не захотели прикрепиться к поликлинике? Практически ничем. По крайней мере, никаких юридических оснований отказать пациенту в бесплатной медпомощи (разумеется, в рамках программы обязательного медицинского страхования) у поликлиник нет. Это признают и «страховщики», и чиновники от медицины, и главврачи. Все, что вам положено по медицинскому полису, вы должны получить в любом случае. Так что сотрудники регистратур, рассказывающие о 300 рублях за вызов врача при отсутствии заявления, вводят пациентов в заблуждение. Это – мягко выражаясь.
«Пока по этому поводу нам никаких разъяснений не поступало, но я думаю, что либо сроки подачи заявлений будут продлены, либо вопрос решится каким-то другим образом. Медпомощь получат все, кому она положена, будут найдены какие-то основания», – высказала мнение главврач городской поликлиники №1 Ольга Крупина.
«Куда ж мы денемся?» – коротко и емко высказался один ее коллега.
Впрочем, независимые эксперты не исключают эксцессов. «Наверняка возникнет бардак. Поликлиники могут попытаться отказать в помощи, потому что возникнет состояние неопределенности. Пойдет безумная экономия государственных ресурсов, но за счет нашего здоровья», – предположил в федеральных СМИ президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский.
Выбор без выбора
Еще один миф, который зачем-то внедряется в головы доверчивых пациентов (особенно почему-то стараются на этом поприще «страховщики»), заключается в том, что с помощью «прикрепительного» заявления мы якобы реализуем свое право на выбор медучреждения. Мол, если по каким-то причинам вас не устраивает амбулатория, можно с ней распрощаться на год и полечиться в другой.
На самом деле право это существует лишь в теории: территориальный принцип амбулаторно-поликлинической помощи, во всяком случае, надомной, как выяснилось, никто не отменял. Так что на практике поменять поликлинику пациент может лишь в том случае, если меняет место жительства.
По словам Владимира Карпова, в приказе Минздрава четко говорится: прикрепление осуществляется по территориально-участковому принципу. «Если вы живете на бульваре Космонавтов, а прикрепитесь к первой поликлинике, как вас будут обслуживать? Врач к вам пешком туда пойдет?» – кипятится в ответ на мой вопрос Владимир Константинович.
Спрашивается, какой смысл тогда уверять нас в существовании права на выбор? «Минздрав пишет бессмысленные приказы, я с ними не согласен, – не скрывает эмоций доктор, пожелавший остаться неизвестным. – Любое право должно быть подкреплено возможностями. Как раньше было? Был норматив: на каждые четыре тысячи населения у поликлиники должна быть машина, которая возит врачей. Эти нормативы и раньше не всегда соблюдались, а сейчас всего этого и подавно нет. Вот вы врач участковый, у вас один пациент прикрепился с улицы Попова, другой – с улицы Октябрьской, а третий – с Пирогова. И как вы будете работать? Издеваться над врачами не надо». И над пациентами тоже – добавлю от себя.
Крепостная медицина
Кстати, независимые эксперты не в восторге от «прикрепительного» новшества. «Приписка граждан к медучреждениям по месту жительства превращает страховую медицину в «крепостническую», – считает президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. – Страховой принцип уже предполагает, что пациент может обратиться за помощью в любое медучреждение и к любому врачу, а страховая компания за это заплатит. И при этом не требуется законодательного закрепления права на выбор клиники».
Экономисты в свою очередь напоминают, что страхование и подушевое финансирование вообще взаимоисключающие понятия. В школах, подушевое финансирование которых осуществляется уже несколько лет, нет страхования. Есть один тариф и одна образовательная услуга, которую получают все без исключения учащиеся. «Фактический отказ от страховых принципов лишь подтверждает неоднократно высказываемое медиками мнение о бессмысленности фонда ОМС, вся роль которого свелась к финансовому посредничеству между медучреждениями и государством. С самого начала страховые компании никак не представляли и не защищали интересы пациентов, а теперь они вообще перестают оплачивать страховые случаи, по которым граждане обращаются в поликлиники», – полагает системный аналитик, доцент МЭСИ Сергей Любкин.
К тому же переход на подушевое финансирование ничего принципиально в системе российского медобслуживания не изменит. «Каким был тариф ОМС на медуслуги издевательским, экономически совершенно необоснованным, таким он и останется. Как у медучреждений росли кредиторские долги, так они и будут расти», – предрекает наш собеседник из дзержинских медиков.
А значит, и качество медуслуг в лучшем случае останется прежним.