Возврат в 90-е?
В Жилищный кодекс РФ внесут очередные поправки. Согласно им, количество платежек за услуги ЖКХ будет равно количеству ресурсоснабжающих организаций.
Закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов должен быть готов к 1 февраля. Такое поручение премьер-министр Дмитрий Медведев дал Минстрою, Минэнерго и Минэкономразвития. Он предусматривает оплату за воду, электричество, отопление напрямую от жителей к ресурсоснабжающим организациям. Хорошо это или плохо для жильцов?
В конце 2017 года документ успел пройти первое чтение. Его рассмотрение депутаты Госдумы готовы были начать сразу после выхода с каникул, однако авторы законопроекта попросили отсрочку для доработки, сообщила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она отметила, что законопроект уже претерпел изменения. В первоначальной версии ресурсоснабжающая организация могла отказать собственникам жилья в переходе на прямые договоры. Теперь же перечень оснований для отказа установит правительство, что сократит число необоснованных отказов.
Виноваты УК?
По словам представителей Минстроя – инициаторов законопроекта, проблема в том, что УК собирают деньги за коммунальные ресурсы, но не всегда вовремя и полностью расплачиваются с поставщиками. В результате общие долги по всей стране достигли 1,2 трлн. рублей.
Новая система позволит перечислять плату за ресурсы напрямую поставщику. Инициировать переход на новый механизм может поставщик или потребитель. В документ при доработке были также внесены поправки, ужесточающие ответственность УК за выставление двойных квитанций при переходе потребителей на прямую оплату ресурсов.
Правда, стоит отметить, что в Дзержинске зафиксированы единичные случаи, когда УК накопили долги перед ресурсниками. И здесь речь идет исключительно о некоторых печально известных ТСЖ, которые растратили не только эти платежи; или о некоторых новых компаниях, которые безуспешно пытались войти в рынок жилищных услуг, но обанкротились. Но это, как говорится, местная статистика, а федеральные законы пишутся для всей страны, где хватает своих Остапов Бендеров.
Вместо одной платежки – ворох
Попробуем разобраться, что сулит нововведение рядовым потребителям.
С финансовой стороны для жителей ничего не изменится: как платили энную сумму в УК, так и будем ее платить, только непосредственно в «Энергосбыт», «Т Плюс» и «ДВК». Однако уже здесь налицо первое неудобство. Похоже, мы вновь возвращаемся в конец 90-х, когда наши почтовые ящики были забиты массой платежек. Особенно это неудобно будет для людей старшего возраста, кто не знаком с интернетом и идет оплачивать квитанции на почту. Ведь процедура их обработки увеличится по времени в разы. Соответственно, и в очереди придется стоять намного дольше. «Раз в месяц можно и потерпеть», – скажете вы. Но значит, вы просто не были на почте и не видели, каково стоять пожилым людям со своими «жировками».
Кроме того, раз количество платежек возрастет до 5-6, то и увеличится процент погрешностей, ошибок как со стороны биллинговых компаний (кто готовит платежки), так и со стороны жителей. Будет гораздо тяжелее отслеживать свои платежи и производить перерасчеты.
Экономия – дело десятое?
Есть и еще один момент, который уж точно затронет всех. Дело в том, что, в отличие от РСО, управляющая компания заинтересована в экономии коммунальных ресурсов. Для ресурсников важно увеличить сбыт, то есть продать жителям как можно больше ресурсов. От этого зависят их выручка и прибыль. И в прессе уже рассказывали, что на большинстве общедомовых узлов учета и на отопление, и на воду была куча неисправностей, которые по факту «работали» на благо ресурсников. Помните эти скандалы? С отоплением, с холодной и горячей водой… Так нам в итоге никто наши переплаченные деньги и не вернул, между прочим!
Управляющие же компании заинтересованы в экономии коммунальных ресурсов, так как за их перерасход им придется платить из собственного кармана. Поэтому при переходе на прямые расчеты велика вероятность того, что плата за коммунальные ресурсы неизбежно возрастет. Лучше бы сохранить ситуацию, когда РСО и УК следят друг за другом и зависят друг от друга. В этом случае жители больше выигрывают.
При этом риск того, что крупная управляющая компания перестанет платить РСО, минимальный, так как крупные игроки заинтересованы удержать свой жилфонд. Поэтому они не имеют задолженности перед РСО. Если расчеты за коммунальный ресурс будет производиться напрямую, у УК исчезнет мотивация следить за качеством работы РСО, она будет просто на нее перекладывать все проблемы, связанные с качеством поставки коммунального ресурса.
И в этой связи Правительству РФ нужно было бы идти другим путем: ужесточить меру наказания как раз по отношению к тем злостным должникам, которые и накопили долг в 1,2 трлн. рублей. Что мешает соответствующим органам дать право оперативного ареста счетов Бендеров? Их персонального ареста? А пока получается, что заложником ситуации опять остаются обычные ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ граждане.
Алексей КАЛУГИН.