Юрий Салов: В обозримом будущем решить проблему дефицита водителей общественного транспорта в Дзержинске вряд ли удастся
К такому неутешительному выводу пришел председатель местного отделения Российского союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций Юрий Салов.
Напомним, что в ноябре 2023 года, после неоднократных заметок местных блогеров и многочисленных раздраженных комментариев горожан о плохой работе общественного транспорта, Юрий Салов решил разобраться в проблеме: позвонил ряду предпринимателей – собственников транспортных предприятий, а также руководителям центров подготовки водителей.
Дефицит водителей – порядка пятисот человек
Картина, как пишет Юрий Салов, получилась скверной.
«Проблема дефицита водительских кадров перезревшая. Заниматься ей нужно было уже давно, – объяснял в феврале корреспонденту «Репортера» Юрий Салов. – По словам директоров частных предприятий, этой кадровой проблеме уже как минимум десять лет. Уже тогда начался отток специалистов. По подсчетам частных перевозчиков, дефицит водителей категории «Д» в городе – порядка пятисот человек! Один из предпринимателей сказал мне, что средний возраст его водителей – от 59 до 68 лет! А замены им нет! Как следствие, падает трудовая дисциплина среди водителей, потому что они осознают, что им просто нет замены».
Срочные меры
Юрий Салов предложил срочно принять меры. По информации Центра занятости, у них есть программа подготовки и переподготовки водителей категории «Д» с финансированием. Город, если потребуется, из городской казны мог бы оплачивать обучение тех, кто согласен трудиться на этом поприще, взяв с них обязательство – отработать какое-то количество лет на общественном транспорте.
Еще один шаг – предусмотреть для водителей какие-то льготы, преференции – например, обеспечение жильем, получение за счет городской казны высшего образования.
Кроме того, информацию о льготах надо элементарно довести до общественности, до потенциальных работников, то есть провести информационную кампанию.
Местные власти отстранились от проблемы
Местное отделение Российского союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций направило обращения с призывом разработать и принять специальную программу главе города и депутатам городской Думы Дзержинска.
Мэр промолчал. А Гордума пообещала провести в конце февраля круглый стол по проблеме городского общественного транспорта, куда планировалось пригласить руководителей компаний-перевозчиков, представителей Дзержинского центра занятости, представителей общественности. Но потом мероприятие было отменено без объяснения причин.
Дело не только в уровне зарплаты?
Местное отделение Российского союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций решило обращаться выше: направляло запросы как губернатору Нижегородской области, так и в областное Законодательное собрание.
«Из полученных ответов следует, что областные чиновники не сидят сложа руки. В частности, за счет средств областного бюджета в Нижнем Новгороде приобретена гостиница для иногородних водителей. ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» организует собственный учебный центр по подготовке водителей категории «Д».
Все водители предприятия безвозмездно обеспечиваются полисами добровольного медицинского страхования на сумму восемь миллионов рублей, а также корпоративной мобильной связью. Нечто подобное задумывается и в Дзержинске, – говорит Юрий Салов. – Кто-то скажет: платите больше, и желающие сесть за баранку появятся. Увы, дело не только в оплате труда. В Дзержинске водителям не так давно подняли зарплату: по моей информации, она у них под 80 тысяч. Не идут».
Демографическая катастрофа
«Корни у этой проблемы слишком глубоки, ее истоки в эпохе ломки СССР, – продолжает Юрий Салов. – По прогнозу Госкомстата СССР от 1990 года, численность населения России к концу 2021 года должна была превысить 169 миллионов человек (сейчас население РФ – 144 миллиона). Прогноз основан на статистике рождаемости, смертности и естественного прироста до 1988 года и учитывает данные переписи 1989 года.
Но в результате шоковой терапии Россия потеряла десятки миллионов граждан: кто-то спился, опустился, кто-то пропал без вести, кто-то эмигрировал, кто-то просто не родился. Только в Дзержинске за прошедшие три десятилетия убыль населения составила 70 тысяч жителей. У нас не просто демографическая проблема, у нас демографическая катастрофа!
Людей просто нет, а те, что есть, не желают быть водителями. Непрестижно! Авторитет трудовых профессий уронили ниже плинтуса, и большинство молодых людей стремятся стать так называемыми белыми воротничками.
Даже у дальнобойщиков, у которых средняя зарплата более 160 тысяч рублей в месяц, нехватка кадров доходит до 30%, за рулем большегрузов тоже по большей части совсем не молодые мужики сидят. Я после армии мастером-прорабом на стройке работал. В моей бригаде все были местные: и штукатуры, и каменщики, и плотники, и монтажники. А сейчас на стройках в основном мигранты, и дороги ремонтируют мигранты.
Да, сейчас правительство пытается предпринять определенные шаги к исправлению ситуации в демографии, но они не кардинальные. Тот же пресловутый материнский капитал свою эффективность уже изрядно поистратил. Ведь не секрет, что родители начинают тратиться на детей с самого рождения, потом – «добровольные» взносы в садике, в фонды школ и классов и так далее.
А для молодоженов самая острая проблема – жилье. Ипотека – не выход для большинства семейств (удавка на шее). От государства необходимы более радикальные меры, в том числе и льготное жилье, и прочее.
Добавить нужно и мотивацию подрастающего поколения осваивать рабочие специальности. А у нас правит бал в сознании большинства из них золотой телец.
И даже если девушки услышат призыв государства и родят-вырастят по несколько детей, ситуация начнет меняться в лучшем случае лет через двадцать».
Наталья ПАНКРАТОВА.