«Все чудесатее и чудесатее!»
Зеркальный пол, трансформирующиеся костюмы, «живые» декорации. Дзержинский театр драмы представил спектакль «Алиса в стране чудес».
«Вот бы расти, но не взрослеть!», «Нельзя же читать на голодный желудок!», «Люди очень любят выходить из себя» – эти простые истины из сказки про Алису Льюиса Кэрролла совсем иначе звучат со сцены дзержинского драмтеатра: волшебно, но очень настойчиво. Премьеру «Алиса в стране чудес» подарили юным дзержинцам и их родителям артисты театра драмы. Эта сказка – дипломная работа актрисы и режиссера нашей драмы Марии Шиманской. Зеркальный пол, трансформирующиеся костюмы, «живые» декорации сделали постановку нереально фантастической. И при этом весьма настоящей – понятной и доступной, будто сон наяву.
Сказка начинается при закрытом занавесе. На авансцене сидит и мечтает о чем-то Алиса – с белым кроликом в руках и двумя озорными хвостиками на голове. Ее зовет и ищет старшая сестра. Алиса, зная, что вместе с умной сестрой приходят нравоучения, бежит и прячется среди зрителей. Но поиски заканчиваются не в пользу озорницы-мечтательницы. Старшая сестра велит Алисе забыть про приключения и идти читать книжки без картинок под угрозой лишить ее вечернего чая с апельсиновым джемом. Тогда девочка придумывает забраться на чердак, где хранится банка ее любимого лакомства, и (так уж и быть!), подкрепившись, взяться за книжку…
И вот тут, наконец, открывается занавес! Мы видим крышу, сундук и Алису. Больше никаких декораций. Тем ярче покажутся зрителю богато обставленные фантазии Алисы в следующих сценах! Девочка достает из сундука варенье и плед, угощается, укладывает спать игрушечного кролика и… попадает в сказку! Но не через нору под деревом, как у Льюиса Кэрролла, а через огромный сундук. Туда прячет она своего игрушечного кролика, и оттуда спустя мгновенье (не успела Алиса и двух страниц прочесть!) вылезает огромный оживший кролик – с большими ушами, в графских бархатных штанах и огромных очках. Как в книжке, Алиса бежит за ним и падает в сундук.
По ходу сказки Алиса попадает в гости к Шляпнику и Мартовскому Зайцу, к огромной гусенице и на поляну цветов, к Чеширскому Коту с огромной улыбкой и наконец к Карточной Королеве. Крыша дома превращается в клумбу, мухомор либо горку, костюмы созданы так, что цветы легко играют устриц, а Королева меняет свой рост. Четверо актеров все вместе играют «роль» Чеширского Кота, еще трое – его улыбку. И практически вся труппа изображает руки-ноги огромной гусеницы.
Когда же сказка доходит до кульминационной игры в крокет во дворце у Карточной Королевы, где вместо клюшек – розовые фламинго, то роль шариков исполняют… реальные дети! Настоящие! Живые! Маленькие! Мальчик и девочка лет пяти-шести участвуют в спектакле наравне со взрослыми актерами...
…А заканчивается история очень просто: Алиса просыпается и оказывается у себя дома на чердаке. Она мирится с сестрой, но не прощается с миром приключений. Более того – умная и строгая старшая сестрица тоже готова поверить в чудо и рискнуть оказаться в сказке. Ведь так жить – «чудесатее» и интереснее!
Анна ДМИТРИЕВА.