В течение одного месяца в городских школах произошли два конфликта между учителем и учеником, которые прогремели на всю область
«Репортер» попытался выяснить, почему учеба в школе чем дальше, тем больше превращается в поле битвы между педагогами и их подопечными.
В начале ноября в Интернете появилось видео, на котором разъяренный учитель математики дзержинской школы №12 ударил и толкнул семиклассника. В конце ноября мама восьмиклассника из школы №7 обнародовала диктофонную запись, на которой классный руководитель отчитывает ее сына с использованием ненормативной лексики.
Впрочем, явление это, конечно же, характерно не только для Дзержинска. Ролики с примерами, мягко говоря, не самых высоких отношений между российскими учителями и учениками появляются в Сети едва ли не ежедневно и стали, как ни прискорбно это звучит, практически обыденностью.
Понятно, что мы видим только вершину айсберга – педагога, потерявшего контроль над собой и явно вышедшего за рамки педагогической, а иногда и просто человеческой этики, или, наоборот, агрессивных юнцов, откровенно издевающихся над педагогом. А за пределами нашего взора остается долго тлевший и не нашедший своего разрешения конфликт. По мнению дзержинских учителей, с которыми нам удалось обсудить проблему, самым негативным образом на отношениях между учителями и учениками сказалось резкое обесценивание роли педагога, произошедшее в постсоветское время.
Отношение к учителям было замечательное
Молодым людям сейчас, наверное, уже трудно представить, что всего лишь несколько десятилетий назад, подобные ЧП в школах если и случались, то крайне редко и были чем-то из ряда вон выходящим.
«Я пришел в школу в 1961 году и могу сказать, что в советское время отношение к учителям было замечательное. Учитель был авторитетный человек, конфликтов с учениками практически не было», – говорит почетный гражданин Дзержинска, легендарный педагог, без малого пять десятков лет отработавший учителем физики, астрономии и информатики в школе №2, заслуженный учитель РСФСР, народный учитель Российской Федерации Лев Пигалицын.
При всем при этом у советского учителя было гораздо больше полномочий. В прежние времена он, например, в случае необходимости мог удалить возмутителя спокойствия из класса. Нечасто, но такое случалось. Как правило, уже через пять минут нарушитель дисциплины начинал стучаться в дверь и проситься назад, извиняться. Сейчас за такие меры воздействия на ученика учителя могут наказать.
Кроме того, тогда на стороне учителя было общество со всеми его структурами.
«Раньше были рычаги, на которые можно было нажать. Помню, у одной нашей учительницы в классе был не очень прилежный мальчик, так она позвонила в партком завода, где работали его родители, их вызвали на заседание комитета, хотя у них не было партбилета, поговорили, и дело пошло на лад», – вспоминает Лев Васильевич.
Все это вместе: авторитет учителя и возможность влиять на ситуацию – давало прекрасный результат.
«Когда меня молодые учителя спрашивают: «Как вы дисциплину в школе держали?», я спрашиваю: «А что это такое?» Не помню, чтобы я кому-то делал замечания на уроках. И так было не только в школе №2. Никто из моих коллег из других школ не жаловался на проблемы с дисциплиной», – рассуждает мой собеседник.
«К директору, суч...ок!»
8 ноября молниеносно разошлись по Сети кадры того, как преподаватель математики школы №12 напал на семиклассника. Возможно, ученик мешал другим ребятам.
Школьники запечатлели, как учитель идет по коридору и издалека зовет мальчика. «Орлов, сюда иди!» – кричит мужчина.
«Это они меня толкают! Что я сделаю?» – стал оправдываться он.
Несмотря на это, преподаватель начал толкать его и наносить удары: два раза по животу, а после – по голове. Из-за этого школьник упал на пол. «К директору, суч…ок!» – настаивал учитель.
Видео вызвало широкий резонанс, и реакция последовала незамедлительно. Директор объявила об увольнении преподавателя. Более того, им заинтересовался сам председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, который велел дать правовую оценку случившемуся.
Учителя растоптали
С тех пор положение учителя кардинально изменилось.
«Бедного учителя некому защитить, некому! Вот почему всегда прав родитель, почему? Да, я не отрицаю, бывают ситуации, когда педагог провоцирует, когда он виноват, но не всегда же. Сейчас учителя растоптали!» – не скрывала эмоций в разговоре со мной директор одной из дзержинских школ.
Лев Пигалицын согласен с этим криком души: «У меня такое впечатление, что у учителей сейчас нет абсолютно никаких легитимных инструментов для того, чтобы воздействовать на учеников. Я работаю в музее науки «Нижегородская радиолаборатория», провожу почти каждый день экскурсии, на которые приходит много школьников, причем среди них есть и очень проблемные. И самое страшное, что учителя не делают им абсолютно никаких замечаний. Я разговариваю с ребятами, а учителя нейтральны. Напрашивается вывод о том, что учителя боятся учеников, боятся того, что они потом будут жаловаться, отомстят. Потому что нынешним ученикам внушили: ты ребенок, делай что хочешь, тебе ничего не будет, ты несовершеннолетний. И они иногда сознательно провоцируют учителей, делают видео, снимки, размещают в Интернете. И это приводит к тому, что учителя лишний раз боятся слово им сказать. Это проблема, естественно, не только дзержинская, это проблема всей нашей страны.
Знаете, сейчас я занимаюсь с учителями и учениками из Луганской и Донецкой Народных Республик, – продолжает Лев Васильевич. – Они другие, возможно, потому, что живут под бомбами, у них сохранилось уважение к старшим. Для меня общение с ними – отдушина. Это другой мир, другая страна.
А наше общество изменилось в худшую сторону. Сейчас, если ребенок ведет себя в школе плохо, родители говорят преподавателям: «Вы сами виноваты, воспитывайте». При этом дома зачастую курят, матерятся. А что может сделать в этой ситуации абсолютно бесправный педагог?! Семьдесят процентов учителей, которые приходят на экскурсию в радиолабораторию, говорят, что собираются уйти из профессии, потому что у них нет сил терпеть это бесправие».
За сына ответишь
А в самом начале 2019 года в Сеть попало видео, на котором замдиректора дзержинской школы №4 Екатерина Л. дает пощечину 12-летнему мальчику, а затем ее муж грубо тащит его через двор. После этого родители ребенка написали заявления в полицию и прокуратуру.
«Ребенок мой прибегает домой и говорит, что его избили, – рассказала программе «Кстати» мать пострадавшего паренька. – Мы сразу же побежали в полицию. У него истерика, его трясет, глаза красные. Его родители должны были обратиться к нам, а его так схватили, сын так плакал, а его затаскивали с матом в машину. Мы ходили к врачу, и нам выписали таблетки, потому что ребенок неделю не мог спать и ни с кем не разговаривал. Я своего ребенка не оправдываю, но педагог – все-таки взрослый человек».
По версии нападавших, конфликт произошел из-за того, что мальчик избил сына замдиректора школы.
«Ребенка моего могли запинать до смерти, – объясняла Екатерина. – У него дня четыре шла кровь из носа, болел бок с правой стороны. Этот мальчик бил его целенаправленно в пах, по почкам, то есть по жизненно важным органам».
Встретила обидчика сына, отозвала его в сторону. Он подошел в окружении своей компании.
«Это ты избивал мальчика?» – спросила я его. «Да, я». – «За что?» – «Просто так. И ничего мне за это не будет». От ребенка шел запах алкоголя и сигарет. Он стоял ко мне так близко, что я смогла почувствовать. В мой адрес и адрес моего сына посыпались угрозы... Время было позднее. В какую сторону мы бы ни пошли домой – влево или вправо, везде было темно, я понимала, что до дома мы не дойдем: с нами что-нибудь могут сделать», – делится опасениями Екатерина, попросившая сына позвонить отцу, который работал в здании напротив. После чего инцидент и произошел.
В мэрии Дзержинска решили долго не разбираться.
«Это вопиющий инцидент, это недопустимо», – так высказалась по этому поводу и.о. заместителя главы администрации Дзержинска Наталья Суханова, которая пообещала не понятно за что уволить директора школы Елену Урусову. Однако Елена Николаевна, по нашей информации, до сих пор занимает должность руководителя школы.
Плоды безнаказанности
Сама школьная среда должна дисциплинировать учеников: когда этого не происходит, начинаются проблемы. В этом уверена Валентина Сахарова, много лет проработавшая в системе образования Нижегородской области, занимавшая должность заммэра Дзержинска по социальной политике.
«Когда мы говорим об учительстве, то сама среда «учитель-ученик» должна дисциплинировать. Когда говорит учитель, ученик молчит. Да, он имеет право высказать свою точку зрения, отстоять свое мнение, но у каждой позиции есть правила игры, правила взаимодействия. И эти правила прописаны веками. У нас был культ знаний, культ учителя, а потом мы слишком упростили ситуацию и получаем сейчас то, что получаем. Мы стали очень сильно подражать ведению образовательного процесса на Западе, но ведь и там есть элитные школы, где от ученика требуют воспитанности и сдержанности, где уровень взаимоотношений другой», – высказала мнение Валентина Владимировна.
Как технолог стал математиком
Мои собеседники отмечают еще одну печальную тенденцию в нашем школьном образовании, которая тоже напрямую влияет на взаимоотношения учеников и учителей: педагогов с большой буквы тоже становится все меньше. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что в пединституты сейчас идут отнюдь не лучшие выпускники и не те, у кого лежит душа к преподавательской деятельности, а те, кто не смог поступить в другие вузы.
Это, в общем-то, неудивительно, учитывая бесправие учителей, все увеличивающийся год от года объем отчетности и невысокую оплату труда.
Зачастую директора вынуждены принимать на работу людей вовсе без педагогического образования. Кстати, не было его у Ивана Соловьева, преподававшего математику в школе №12 и «прославившегося» в начале ноября на всю область рукоприкладством. Соловьев закончил вуз по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», в сферу образования попал в 2012 году. Как говорят знавшие его учителя, Соловьев ни в одной из школ не задерживался надолго из-за того, что не мог найти общего языка с подопечными и вообще был человеком вспыльчивым. Директора, зная это, все равно брали его на работу. Понятно, что не от хорошей жизни. Но можно ли требовать от таких, в общем-то, случайных людей, высоких отношений с учениками, особенно наглыми и хамоватыми?
Уволить – самое простое
И может ли педагог опускаться до мата и рукоприкладства, даже если его намеренно провоцировали? Все мои собеседники признают, что это недопустимо, хотя и объяснимо чисто по-человечески. И в любом случае о конфликте нельзя судить только по выдернутой из контекста записи.
«Для учителя главным, безусловно, является педагогическая этика. Прав ли учитель, когда ее нарушает? Нет, не прав. Но в подобных конфликтах неправых много. А мы пожинаем плоды ряда лет безнаказанности: ребята знают, что подобные эксцессы ничем плохим для них не закончатся. И сейчас обвинять только учителя я бы не рискнула, – говорит Валентина Сахарова. – Школа превратилась в массовый «ТикТок». Это ненормально, но это реальность нашего времени, и нам, учителям, необходимо помнить об этом. То, что учитель все время на виду, должно ощущаться кожей, и он всегда должен быть выше ситуации. Однако я бы не стала развешивать ярлыки, кого-то бичевать. Нужно в этих ситуациях разбираться, чтобы они стали уроком для других.
Причем это дело не министра образования, а всего педагогического сообщества, вообще нашего человеческого сообщества. Виноватых мы научились искать, только в зеркало никак не научимся смотреть. Самое простое после таких происшествий – издать приказ, сделать выговор, замечание, уволить. Вроде бы приняли меры, но вот вопрос: что после этого изменится? В таких ситуациях надо разбираться тихо, педантично, пытаться выйти из них с наименьшими потерями для всех сторон, пробовать разговорить детей, не переходя на личности, выяснить, как они к подобным историям относятся. И тогда можно до кого-то достучаться, до родителей в том числе. А пока мы даже обсуждаем эти конфликты на уровне табурета, то есть как их каждый воспринимает, мы не обсуждаем их с точки зрения педагогики».
Психолог в помощь?
В общем, можно констатировать, что российская школа оказалась не готова к взаимодействию с современными учениками, не склонными смотреть на учителя с уважением, нередко конфликтными и, что немаловажно, вооруженными современными средствами аудио- и видеофиксации.
Никакой конкретной, пошаговой инструкции, как действовать учителю в ситуации конфликта с учеником, не существует. И не факт, что они помогут, если будут приняты. «Есть педагогическая этика, у каждого учителя в должностной инструкции прописано, что мы должны корректно себя вести. И каждый ребенок индивидуален, каждый случай настолько индивидуален, что какого-то общего правила, как действовать, не существует: его просто нет в жизни. Тут должны включаться профессионализм каждого учителя, его выдержка», – уверена директор школы №22 Юлия Опарина.
Государство пытается компенсировать бесправие учителя с помощью разных новомодных служб. Нельзя сказать, что они бесполезны, но, как видно, помогают не всегда.
«В школе, кроме классного руководителя, существуют разные должностные лица, которые в таких, конфликтных ситуациях задействованы. В частности, есть социальный педагог, педагог-психолог, есть заместитель директора, который на том или ином этапе подключается к этой работе, – говорит директор школы №7 Владимир Коротков. – Если такие методы работы, как общение с психологом, социальным педагогом, не помогают, подключается школьная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая занимается таким ребенком. И есть Совет профилактики, который ставит такого ребенка на профилактический учет. В рамках этой работы ему назначается наставник. Как правило, мы очень рекомендуем родителям таких детей обращаться в городской Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, потому что там работают очень интересные и высококлассные специалисты. Но пользоваться этой возможностью или нет – выбор родителей. Этот механизм действенный, во всяком случае в нашей школе». Впрочем, избежать громкого скандала этот механизм школе не помог.
И что делать, если родители отказываются от сотрудничества?
«Остаются только мирные переговоры, – констатирует директор школы №22. – Что такое деловое общение? Это когда конфликт урегулирован, когда оппоненты друг друга услышали и выработали мирную тактику взаимоотношений».
Ученики встали на защиту учителя
На прошлой неделе одной из самых обсуждаемых новостей в Дзержинске стала очередная разборка между учителем и учеником. На сей раз в городской школе №7.
В последних числах ноября нижегородская телекомпания «Сети НН» выпустила репортаж под названием «Педагогический буллинг». В нем было рассказано о восьмикласснике Игоре, которого затравил классный руководитель. Впрочем, вскоре стало понятно, что ситуация не столь однозначная, как пытается представить мама мальчика по имени Анна.
Игорь перешел в школу №7 из школы №22 полтора года назад. И, как рассказывала журналистам Анна, буквально через две недели по неизвестным ей причинам у сына начались проблемы во взаимоотношениях с учителем биологии и по совместительству классным руководителем Евгенией Курьяковой.
Тлеющий подспудно конфликт разгорелся в полноценную конфронтацию, после того как в сентябре нынешнего года Евгения Курьякова, по версии Игоря и его мамы, ткнула ученика дужкой очков в ухо.
«Я лежал на парте, слушал учителя химии, и мне в ухо засунули оправу от очков», – пояснил Игорь.
«Он пришел домой и пожаловался, что болит ухо. Я написала классному руководителю сообщение. На следующий день она подошла уже с оскорблениями», – пояснила Анна корреспонденту программы «Кстати». Тот разговор с преподавателем Игорь записывал на диктофон, которым вооружила его предусмотрительная мама.
«Прецедент был не первый, и на мои жалобы мне отвечали, что мой ребенок клевещет, что все это неправда, все не так. Чтобы доказать свои слова, я ему дала с собой диктофон», – объясняла женщина уже корреспонденту ТК «Дзержинск».
Диалог учителя с учеником действительно деликатным не назовешь, и это мягко говоря. «Иди-ка сюда, давай рассказывай мне, че мне мать твоя пишет про ручку в ухе (как говорит Игорь, поначалу он думал, что его ткнули в ухо ручкой, но потом одноклассники рассказали: это была дужка. – Прим. ред.). Ручкой ткнула в ухо я тебе? Кто подтвердит? Кто это видел? Камера не видит во время урока, она пишет во время экзамена. Ты че брешешь, суч...ок. Дерьма ты кусок. Ты понимаешь, что ты себе веревочку на шею свил. Хана тебе в нашей школе», – говорит возмущенный женский голос.
Анна написала заявление в полицию, потом материалы были переданы в прокуратуру, но в возбуждении дела заявительнице было отказано. Причем, по ее словам, в полиции у нее долго отказывались принимать упомянутую аудиозапись, а в прокуратуре ее так и не смогли прослушать по техническим причинам. Это обстоятельство и побудило женщину в конце ноября обратиться в СМИ.
Как говорит Анна, предварительно она ходила к директору, пытаясь донести до него свое видение ситуации.
«В ответ я слышала, что это клевета, неправда, вы не докажете, нам ничего за это не будет», – уверяет Анна. Директор это отрицает.
Однако вскоре выяснилось, что Игорь не самый простой ученик.
«Мальчик сложный, конфликтный, переводился из класса в класс в параллели. Конфликты были как в одном классе, так и в другом, – рассказала ТК «Дзержинск» Наталья Быкова, замдиректора школы №22, где Игорь учился с 1-го по 6-й классы. – Конфликтные ситуации мы разрешали, периодически он был и в моем кабинете, и в кабинете директора».
Эту информацию подтвердила «Репортеру» директор школы №22.
Но тут неожиданно в защиту преподавателя выступили и родители многих других учеников класса, в котором учился Игорь. Они высказали альтернативную версию событий.
«Со слов других детей, Евгения Юрьеана Курьякова зашла в класс передать какую-то информацию детям. Игорь спал на первой парте, она подошла к нему, постучала по плечу и сказала: «Не спать». В ухо ничего не совалось, никаких телесных повреждений не было нанесено, – сообщила Светлана Новикова, мама одноклассника Игоря ТК «Дзержинск». – Он полтора года спит или срывает уроки».
Оказалось, что доставалось от Игоря и одноклассникам.
«Мою дочь посадили с ним. Он ее толкал, скидывал вещи со стула, мешал заниматься. Мы обратились к его бабушке, так как маму не нашли. Но видимо, ей донесли ситуацию по-другому: будто мой ребенок избивает мальчика. Класс этого, конечно, не подтвердил. Однажды дочь в истерике прибежала и рассказала: мама, он заявил на весь класс, что хотел бы расстрелять детей, а в первую очередь моего ребенка и еще одну девочку. И сказал при мальчиках, что знает, где купить оружие, что для него это не составляет труда. Вероятно, он шутил, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды», – рассказала мама одноклассницы Игоря Марина Кулик.
«В течение года мы пытались урегулировать отношения с этим ребенком, объясняли своим детям, что у него сложная жизненная ситуация, новый коллектив, просили детей войти в его положение, дать время. Получается, что мы создали такие проблемы на сегодняшний день», – говорит Екатерина Синягина.
Не остались в стороне и несколько бывших учеников Евгении Курьяковой. Они прислали ТК «Дзержинск» несколько видеообращений, в которых выражали поддержку пусть и бывшей, но любимой учительнице. Все они отмечали честность, непредвзятость, справедливость, мудрость и сдержанность преподавателя. «Евгения Юрьевна – педагог с большой буквы, никогда она никого не оскорбляла, даже если ругала», – настаивают бывшие ученики.
Понимаем, что его пожалеть надо
Справедливости ради надо сказать, что подобные учительские срывы, несмотря на немалое их количество, все же пока не стали нормой взаимоотношений между учеником и учителем в российской школе. У большинства педагогов крепкие нервы.
«Есть, конечно, дети, которые откровенно доводят, но у нас все учителя очень достойно держатся. Лично у меня никогда не было мыслей обозвать, отомстить. Просто такие случаи сейчас получают очень широкую огласку, привлекают к себе много внимания. Такие случаи все же исключение, – объясняет завуч одной из дзержинских школ. – Все-таки мы взрослые люди, педагоги и понимаем, что все из семьи, что ребенок ведет себя вызывающе, потому что дома у него что-то не так. К тому же, в нашей школе работает хороший психолог, создана служба медиации – разрешения конфликтов. Где-то, наверное, она существует только на бумаге, но в некоторых школах, например в тридцать шестой, она прекрасно функционирует. Однако когда мы имеем дело с ребенком, извините за непедагогичное выражение, больным на всю голову, тут уже ничего не поможет».
Наталья ПАНКРАТОВА.