В преддверии 80-летия Победы «Репортер» рассказывает о живописи Николая Светлакова (1924–2018). Важное место в его творчестве занимала военная тема

Дзержинец Николай Дмитриевич Светлаков (1924–2018) прожил долгую и достойную жизнь. Участник Великой Отечественной войны, инженер-строитель по профессии, он занимался проектной работой, многие годы преподавал в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, был автором научных публикаций. Горожанам же он известен как художник-любитель, чьи произведения не раз экспонировались на выставках в Дзержинском краеведческом музее и на других площадках. Важное место в его творчестве занимала военная тема, и в преддверии 80-летия Победы уместно вспомнить эти картины, каждая из которых – воспоминание о том, что их автору довелось пережить на фронте.
Наивное искусство на рациональной основе
Живопись Н.Д. Светлакова – явление, чрезвычайно интересное с точки зрения психологии творчества и эстетики, дающее богатый материал для размышления о самодеятельном творчестве вообще. Систематического художественного образования он не получил, но всегда много писал с натуры, постоянно общался с профессиональными художниками и в своих произведениях ориентировался на правила и нормы академического искусства. В его картинах есть стремление к реализму, достоверной передаче пространства, форм, света, и вместе с тем их стилистика подчас во многом напоминает детский рисунок. Обычно подобное творчество называют наивным.
И вот тут начинается самое интересное: подход Светлакова к созданию картины никак нельзя определить словом «наивный». Обычно наивные художники пишут интуитивно, по наитию, выплескивая на холст свои мысли и эмоции без долгой подготовительной работы. У Николая Дмитриевича все было как раз наоборот. Каждой картине предшествовали серьезные размышления и, если необходимо, сбор исторической информации, поиски композиционного решения и деталей в многочисленных эскизах и набросках. Он часто обсуждал свои замыслы с друзьями-художниками, не стеснялся обращаться к ним за советом.
Во всем творческом процессе у него чувствовались опыт решения научных и конструкторских задач, привычка к размеренной и педантичной работе ума. Да и в целом назвать Николая Дмитриевича человеком наивным невозможно, поскольку он обладал весьма широким кругозором, многим интересовался, был подлинным интеллигентом.
Но результаты из-под его кисти выходили именно такие, за какими закрепился термин «наивное искусство». Творческий парадокс. Это касается и многих его пейзажей, и в особенности сюжетных композиций. Речь идет не только о нехватке мастерства, но и о своеобразии взгляда.
Что же касается картин на тему Великой Отечественной войны, то это своего рода мемуары в красках. Все они основаны на конкретных впечатлениях, показывают эпизоды, пережитые художником. К созданию этих работ Светлаков относился как к долгу перед своим фронтовым прошлым. Не случайно первая из них, написанная в 1983 году, представляла собой не батальную сцену, а натюрморт «Букет ветерану», раскрывающий глубоко личное отношение автора к памяти о войне.
От города Горького до Румынии
В 2011 году к 70-летию со дня начала войны художник выпустил маленькую брошюру со своими рассказами о фронтовой жизни и репродукциями некоторых картин. Она издавалась на средства автора, и соображения экономии вынуждали соблюдать строго ограниченный объем текста, о чем теперь остается только пожалеть: наверняка ветеран мог рассказать еще немало.
Война застала Н.Д. Светлакова студентом Горьковского строительного техникума. Будучи приезжим (он родом из Пермского края), он жил в общежитии. Художник вспоминал: в тот день «мы с другом пошли в баню. Страшная весть о начале войны разносилась именно там. <…> Мы страха не ощутили, какая-то была уверенность, что советский народ победит».
Вместе с тремя однокурсниками Николай был призван в армию и с 1 декабря 1942 года зачислен в состав РККА. Все четверо парней стали курсантами Калининского военного училища химических войск, находившегося тогда в Московской области. В 1943 году оно было переименовано в Калининское военное училище технических войск. Летом 1945 года это учебное заведение было переведено в Кострому и под новыми названиями продолжило свою славную историю.
По окончании учебы Н.Д. Светлаков служил командиром взвода химической защиты 268-го стрелкового полка 48-й стрелковой Ропшинской Краснознаменной дивизии им. М.И. Калинина, участвовал в освобождении Прибалтики. Был награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
В Великой Отечественной войне, как известно, химическое оружие не использовалось, но было необходимо быть готовым к возможному его применению противником, поэтому в армии существовали соответствующие подразделения. Также взвод выполнял общевойсковые задачи.
Картина «Перед атакой» (1987 год, холст, масло) изображает эпизод боя, когда Н. Светлакову довелось быть наблюдателем, задачей которого являлось своевременно докладывать командиру об изменении обстановки. Дело происходило перед рассветом. Штурм оказался неудачным, не все атакующие успели вовремя вернуться на исходные позиции. Тем, кто был ближе всего к противнику, пришлось весь день лежать на снегу и лишь с наступлением темноты пробираться к своим.
Художник постарался как можно точнее воспроизвести запечатлевшийся в памяти эпизод и местность. На картине – редкие сосны, хутор, где закрепились немцы, советские воины в белых маскировочных костюмах, вжавшись в снег, ожидают сигнала к атаке. Через несколько мгновений предрассветная тишина сменится звуками боя, и автор, благодаря своеобразному решению колорита и освещения, передает это состояние тревожного и напряженного ожидания.
В подробностях запомнился художнику и случай, который лег в основу полотна «Возвращение с боевого задания» (2005 год, холст, масло). Светлаков со своим взводом должен был временно заменить на передовой позиции стрелковый взвод, отведенный на отдых. Путь из расположения полка к траншеям шел через открытое пространство. Солдаты прибыли на передовую с вечера, спокойно провели ночь и день, а когда стемнело и пришла смена, отправились той же дорогой назад. И в этот момент, будучи высвечены немецкой ракетой, попали под перекрестный огонь двух пулеметов. Однако обошлось без потерь, все успели скрыться за полуразрушенным зданием.
Именно так этот эпизод представлен на картине. До горизонта расстилается чистое поле, в небе холодным фосфоресцирующим светом горит ракета, по узкой протоптанной в снегу тропинке бегут наши бойцы, чьи фигуры показаны в очень мелком масштабе. Видны огоньки трассирующих пуль фашистских пулеметов. Колорит картины по сути монохромный и выдержан в сочетании красного, коричневого и белил. Благодаря этой резкой и неприятной гамме создается ощущение опасности.
Победу Н.Д. Светлаков встретил в Румынии, в районе города Джурджу, куда его часть перебросили из Прибалтики в середине апреля 1945 года. С 8 на 9 мая он был дежурным по полку и принял радиограмму о капитуляции Германии.
Кроме всеобщего ликования ему запомнился необычный пейзаж с гигантскими акациями, стволы которых усеяны шипами, а кроны были в белых и розовых цветах.
Спустя полвека эти впечатления воплотились в композиции «Утро 9 мая 1945 года» (1995 год, ДВП, масло). Здесь действительно привлекают внимание не столько радующиеся бойцы, сколько экзотические для нас деревья.
В картине «Лучи победы (Последние залпы)» (2011 год, холст, масло) художник попытался соединить реализм и символику, элементы аллегории. Даже высокопрофессиональному и опытному живописцу сделать это очень непросто.
Предоставим слово автору, который описывал свой замысел так: «Перед нами уходящие на закат мрачные тучи. Молния. Следы пролетавших бомбардировщиков, следы прошедших танков, залпы легендарных «катюш».
И далее: «В небе под облаками дерутся две птицы. Скопа колошматит орлана – захватчика участка скопы, где он крал рыбу и разорял гнезда меньших птиц. <…> Справа на суку взъерошенная горихвостка возмущается, негодует из-за разоренного своего гнезда или восхищается тем, что захватчика добивает защитник, аж перья летят».
Теме памяти посвящена композиция «Журавли» (2010 год, ДВП, масло), навеянная всем известной песней на стихи Расула Гамзатова. Осенний пейзаж с пожухлой желто-бурой травой и деревьями на пригорке. Одинокая фигура ветерана, смотрящего вслед журавлиному клину, улетающему на закат. Изображенная местность очень напоминает луга в окрестностях нашего города. Благодаря лирически звучащему пейзажу образ получился печальным, но не мрачным, в нем присутствует элегическая задумчивость, а не уныние.
Впечатление такое, что герой произведения нарочно уединился, чтобы остаться один на один с воспоминаниями и невеселыми мыслями о пришедшей старости. Мы не видим его лица. Вероятно, художник понимал, что вряд ли справится с тем, чтобы передать выражение сложного психологического состояния. А еще такая «обезличенность» персонажа придает образу некий всеобщий характер. Это не конкретный человек, а олицетворение целого поколения. В значительной мере это и духовный автопортрет Николая Дмитриевича Светлакова.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.