В минувшую пятницу в Дзержинске прошел общегородской субботник
Обозреватель Алла Егорова решила выяснить, как изменилось отношение горожан к акции, истоки которой были заложены в советские времена.
На субботник как на праздник?
Здравицы по поводу того, как активно и массово горожане приняли участие в данном мероприятии, уже прозвучали. Действительно, многие люди добровольно пожертвовали своим временем, чтобы сделать пространство вокруг себя и своих детей хоть чуточку чище. Низкий поклон им за это. Но были и другие…
Во время субботника я наблюдала такую картину: люди с граблями и метлами прибирают территорию. Мимо шествует семейство – папа, мама, два отпрыска 7–9 лет, и глава семейства во весь голос орет: «Работа дураков любит! Ха, ха, ха!»
Гребущие и метущие никак на это не реагируют и продолжают свое дело, но с кислыми лицами, без доли энтузиазма. Неужели многие из них согласны с прозвучавшими в их адрес словами и считают себя дураками только потому, что вышли прибрать улицы родного города?
Как-то разговаривала с одним чиновником – так он сказал, что сегодня очень непросто сподвигнуть людей на участие в субботнике. Даже не то чтобы сподвигнуть – на субботник они выйдут, но нелицеприятных слов в связи с этим произнесут немало. Многие считают, что для уборки территорий имеются специальные службы, сотрудникам которых за это деньги платят. Вот они и должны все убирать, а не те, в чьи полномочия это не входит. Ведь не заставляют же, к примеру, дворников врачи лечить, учителя учить, продавцы продавать…
Может быть, я что-то подзабыла или не знаю о советской эпохе, но мне кажется, что в ее времена люди не считали ниже своего достоинства в выходной или «послеурочное» время выйти на субботник, чтобы прибрать ту или иную территорию. Или считали, но помалкивали, так как в советское время неприятие бесплатного коллективного труда, нелицеприятное высказывание в адрес субботников могло ударить и по репутации, и по карьере, и по зарплате?
Чтобы найти хоть какую-то правду, я попыталась выяснить у людей, заставших советские субботники, как они раньше относились к ним, охотно ли принимали участие в них и нужны ли субботники сегодня, когда многие ценности и традиции, существовавшие в СССР, считаются безвкусием и чистой воды чуждой нам, нынешним, идеологией?
Идея субботников нынче дискредитирована?
Лидия Алексеевна, 70 лет, в прошлом работница «Корунда»:
– Ну, прежде всего я вам вот что скажу: то, что нынешняя власть именует субботниками, – это вовсе не субботники. Суть субботников была в том, что люди выполняли ту или иную работу бесплатно, в свободное от основной работы время. И это вовсе не обязательно была уборка территории от грязи. Производственники, например, могли отработать дополнительную смену или принять участие в строительстве того или иного объекта, который возводил их завод. Кстати, субботник был не только ленинский, коммунистический, приуроченный к 22 апреля, но и другие – по мере необходимости. В частности я по комсомольской линии нередко принимала участие в субботниках, устраиваемых перед «пуском в эксплуатацию» детских учреждений – их раньше в Дзержинске немало открывалось.
И никто тогда не говорил, что не пойдет на субботник, потому что ему за это не платят. Тогда было стыдно быть меркантильным и все измерять деньгами. Тогда были другие ценности и люди были другие. Нынешнему поколению этого не понять, для него те, кто что-то делает бесплатно, – ненормальные.
Хотя нынче субботники-то проводят в основное рабочее время. Это ведь 24 апреля (официальная дата Всероссийского субботника. В Дзержинске из-за погодных условий акция была перенесена на 23 апреля. – Прим. ред.) просто парадно-показное мероприятие власть устроила перед выборами. На самом же деле многие учреждения выводили своих сотрудников убирать близлежащую к их конторам территорию непосредственно во время основного рабочего дня. Это разве субботник? Это дискредитация идеи субботника.
Пересмотрел отношение к субботникам
Алексей Евгеньевич, 55 лет, инженер:
– Моя молодость пришлась на восьмидесятые годы прошлого столетия, как оказалось, – под закат эпохи социализма в нашей стране, перед крушением страны. Тем не менее, в те годы нам, молодому поколению, в школе еще прививали чувства патриотизма, коллективизма, готовили к жизни в светлом коммунистическом будущем. Однако мы в большинстве своем были уже не столь идейными, как наши родители, и ко многому относились скептически, если не сказать – критически и даже неприязненно. Особенно к тому, что являлось обязаловкой, а ленинские коммунистические субботники именно таковыми и были.
Ходить на субботники, конечно же, приходилось – иначе в школы вызывали родителей и устраивали им публичную «порку» на собраниях – но работал на субботниках лично я спустя рукава, считал, что драить школьные коридоры уборщицы должны, а убирать пришкольную территорию – дворники.
И дело тут было не в денежной составляющей – просто я считал, что у каждого в этой жизни свое предназначение и каждый должен заниматься своим делом. Да и коллективный физический труд меня как-то не привлекал.
Но однажды мое отношение к субботникам изменилось. Случилось это уже после окончания школы, когда, не поступив в институт, я пошел в шарагу, то есть ПТУ, и нас направили на практику на «Химмаш». Я попал в шестой цех, в передовую Дорогинскую бригаду.
Как раз стояла весна, и подоспело время субботника. Пришел я, разумеется, на него – куда деваться, но стал демонстративно показывать свое наплевательское отношение к порученному мне делу. А поручили мне, собственно говоря, то же, чем в основном занимались и другие члены бригады, – мести и чистить наш участок в цехе. Только вот другие – разновозрастные мужики – делали это ответственно, энергично, с энтузиазмом и шутками-прибаутками, и никого не напрягало, что занимаются неквалифицированным трудом, а ведь многие были профи высокого класса в своей профессии. Они мели, скребли, мыли столь же ответственно и старательно, как работали на своих токарных, фрезерных, сверлильных станках. А потом в подсобке все вместе чай пили и говорили о том, что еще один субботник организовать придется, так как сделать не все успели… Так и говорили – во множественном числе, хотя не сделано было в основном то, что было поручено мне.
В этот момент я чувствовал себя среди них неуютно, стыдно мне было. И сознание мое как-то сразу перевернулось. Во всяком случае с того раза на субботники я всегда ходил с желанием – но это уже было в основном в институте. И сейчас всегда на субботники выхожу. Возле дома несколько раз субботник пытался организовать – только вот понимания и поддержки у соседей не нашел…
Суть субботника – не в идеологии
Светлана Михайловна, 64 года, пенсионерка:
– Так получилось, что в советское время я занимала должность, которая предписывала мне организовывать трудовые массы на участие в субботниках. Не скрою, и тогда не все относились к этому мероприятию с одобрением и работали с энтузиазмом. Были люди, которые приходили на субботники просто для галочки и вносили разброд и шатание в коллектив – высмеивали тех, кто сознательно работал. Некоторые пасовали перед этими насмешниками и тоже начинали халтурить. Но большинство людей в те годы были все-таки сознательными и понимали, что, если отбросить идеологию, субботник сам по себе – дело хорошее. Ведь испокон веков люди после зимы вокруг себя чистоту наводили.
До революции это приурочивали к Пасхе, потом – к майским праздникам… В общем, кому что было ближе. Ведь суть мероприятия – не в идеологии. Суть – не дать зарасти своему городу, улице, дому, учреждению, рабочему месту в грязи.
И то, что делали это коллективно, разве плохо? Тогда и коллективы настоящие были, и дружба в них была, сплоченность… А сейчас?! Каждый за себя…
Материально обогащаемся, а душой нищаем
Ирина Светлова, 58 лет, свободный художник:
– Мои воспоминания о субботниках связаны с детством. Скорее даже это не субботники были как таковые. Просто с наступлением весны, сходом снега у нас около дома, а жили мы в 12-квартирной двухэтажке, устраивали коллективную уборку. Выходили и мужчины, и женщины, и старики, и дети – и каждый старался внести свою лепту в общее дело. Женщины намывали окна и стены в подъездах, мужчины убирали мусор вокруг дома, подкрашивали и подколачивали лавочки, заборчики у подъездных палисадников. Мы, дети, были на подхвате.
Во главе этого мероприятия стоял дядя Леня, участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Он ради праздника, а коллективный труд был для него праздником, выставлял на окно старенький катушечный магнитофон с патриотическими песнями – и вот под них все работали.
А вечером во дворе накрывали стол – был у нас там большой стол для игры в домино – и все несли на него кушанья, у кого что было. В общем, устраивали гулянье. Без мата, ругани, без ссор, а с песнями и даже танцами. Так здорово было! Так дружно жили, хоть и бедно.
Я недавно побывала около дома моего детства. Стоит какой-то неприкаянный, вокруг – сухая трава, грязь, запустение. И на фоне этой нелицеприятной картины дорогущие иномарки красуются. Вот в таком мире контрастов мы сегодня живем: материально обогащаемся, а душой нищаем.
Субботники сплачивают, объединяют
Алексей Викторович, 59 лет:
– Знаете, я свою жизнь без субботников не мыслю. Даже в бандитские ельцинские девяностые, и в начале нулевых, когда и слово-то «субботник» иначе, как с издевательской интонацией, не произносили, я всегда в конце апреля брал необходимый инвентарь и выходил наводить порядок в своем дворе. И сейчас в обязательном порядке на субботники выхожу. Разве это плохо, когда ты приложишь руку к тому, чтобы вокруг стало чище?
Считаю, что субботники обязательно нужны. Только не показные, для галочки и пиара, что сегодня нередко ставят во главу угла представители власти, а настоящие. Субботники сплачивают, объединяют, воспитывают уважительное отношение к любому труду – сейчас у нас это утеряно. Хочется верить, что небезвозвратно.