В краеведческом музее проходит персональная выставка дзержинского художника-любителя Михаила Федорова
Выставка, приуроченная к его 90-летию, будет работать до 3 октября.
«Вся жизнь в творчестве»
Под таким названием в городском краеведческом музее с 4 сентября по 3 октября проходит персональная выставка дзержинского художника-любителя Михаила Федорова, приуроченная к его 90-летию. Бесспорно, Михаил Андреевич имеет право с гордостью сказать о себе эти слова.
Он много сделал для развития в Дзержинске профессионально-технического образования и в свободное время занимался живописью, принимал участие в выставках, был председателем городского объединения самодеятельных художников «Ветеран».
Вехи долгого пути
Хорошее представление о личности этого незаурядного человека дает его автопортрет (2011 год, ДВП, масло). В облике модели нет ничего артистически-художнического, пожилого мужчину можно принять за инженера, чиновника или общественного деятеля. Все здесь предельно сдержанно и репрезентативно: серый костюм, белоснежная рубашка, нейтральный серовато-коричневый фон.
Спокойный и пристальный взгляд серых глаз. Живописная манера столь же спокойна и тщательна, художник внимательно вглядывается в свою внешность и с точностью фиксирует увиденное, стремится к максимальной законченности произведения. Простое, неброское, обыкновенное (не в обиду уважаемому Михаилу Андреевичу) лицо полно внутренней значительности. Этот портрет выражает то, что можно назвать словами «достоинство трудового человека». Здесь нет нарочитой позы, но с первого взгляда ясно: изображенный отлично знает цену себе и другим.
М.А. Федоров принадлежит к поколению, чье детство пришлось на годы войны, поколению, руками которого возрождалась и приумножалась мощь страны в 50-е и 60-е годы. Он родился 7 сентября 1931 года в деревне Макаровке (Первомайский район Нижегородской области), с 1939 года живет в Дзержинске. Учась в ремесленном училище, познакомился с работавшим там художником Михаилом Латышевым и увлекся искусством.
В 1951–1954 годах служил в армии, сначала в качестве радиста-перехватчика, затем – художника-оформителя, одновременно заочно учился во Всесоюзном доме народного творчества им. Н.К. Крупской в Москве, который окончил в 1956 году.
Стремление к образованию, постоянному личностному и профессиональному росту – главная черта в характере Федорова. Вернувшись после службы в Дзержинск, он поступил в химико-механический техникум, по окончании которого началась новая страница в жизни молодого человека: ему предложили работать мастером производственного обучения.
Так, на долгие годы его профессией стала педагогика. В апреле 1971 года Федоров, окончивший к тому времени заочное отделение историко-филологического факультета Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, был назначен директором профессионально-технического училища №34 (ныне это индустриально-коммерческий техникум).
Выйдя на пенсию, он продолжил трудиться в системе профессионально-технического образования, организовал в училище обучение художников-оформителей, подготовив четыре группы выпускников. Заслуги М.А. Федорова были отмечены почетными званиями «Отличник профтехобразования РСФСР» и «Отличник профтехобразования СССР».
В свободное время – живопись
Подчас в искусстве сложно провести четкую границу между понятиями «любитель» и «профессионал». Самодеятельный художник – в первую очередь определение статуса в творческой среде, а не стилистическая категория, потому что индивидуальная манера таких художников может быть очень разной: от наивного искусства (вспомним, например, дзержинскую художницу Анну Дикарскую) до вполне реалистического подхода.
Вместе с тем «самодеятельность» накладывает свой отпечаток на произведения, особенно у тех авторов, кто стремится приблизиться к академическому уровню. У М.А. Федорова это проявляется в излишне разбеленном, бледном колорите, не всегда удачных композиционных решениях с невнятным, западающим передним планом или выстроившимися строго в ряд деревьями. Он не получил академической художественной подготовки.
Дистанционный формат обучения во Всесоюзном доме народного творчества в виде консультаций не мог заменить художественного училища и вуза. Но для большого числа людей из глубинки, увлеченных искусством, это была единственная возможность приобщиться к подлинному мастерству.
Важную роль в становлении и совершенствовании Федорова как живописца сыграло общение с талантливыми дзержинскими художниками Н.К. Гусельниковым, М.Е. Латышевым, М.П. Захлестиным, А.И. Фроловым и многими другими. Вполне закономерно, что он строго придерживается реалистической традиции.
Главное предпочтение М.А. Федоров отдает пейзажу. Его работы в этом жанре невелики по размерам и близки по выбору мотива этюдному характеру, однако в каждом произведении присутствуют подчеркнутая картинная завершенность, высокая степень детализации. Тут нет места размашистому мазку и экспрессии. Как и в описанном выше автопортрете, художник очень внимательно всматривается в натуру, запечатлевая все подробности.
Он предпочитает умиротворенное состояние природы, его образы, как правило, эмоционально очень спокойны. Лирическое настроение создают не столько живописные приемы, сколько сам выбор мотива и бережное отношение автора к натуре.
Таков, например, «Осенний день после дождя» (2001 год, ДВП, масло), словно приглашающий нас на прогулку в окрестности города. Размокшая тропинка уводит взгляд зрителя в глубину, среди густой травы белеют последние цветы, пробивающийся из-за облаков свет очень нежен.
Из экспонатов выставки особенно гармоничны два пейзажа, написанные с разницей в 11 лет и изображающие одно и то же место, – «Ранний снег» (2007 год, ДВП, масло) и «Первый снег на затоне» (2018 год, ДВП, масло). Они, как близнецы, схожи по композиции и настроению, тонко передают неяркие краски хмурого дня поздней осени.
В раннем пейзаже интереснее и сложнее решена поверхность воды, подернувшейся льдом у берегов, большую, чем в поздней работе, роль играют энергичный мазок и фактура красочного слоя. Прозрачные кроны деревьев легким кружевом рисуются на фоне облачного неба. Поздняя работа чуть мягче по живописному почерку. Природа, как на большинстве пейзажей Федорова, выглядит очень уютной.
Среди наиболее запоминающихся экспонатов – картина «Дудин монастырь» (2013 год, ДВП, масло). Она необычна для художника панорамным охватом пространства и эпическими нотами, звучащими в образном строе, несмотря на скромные размеры произведения. Монастырь, стоящий на береговой террасе, показан с самой эффектной точки, с бровки высокого берега.
Не случайно этот же вид выбрал для своей работы еще один дзержинский художник – Николай Бурдастов («Ясное утро. Дудин монастырь», 2013 год). Красота открывающегося с высоты вида никого не оставит равнодушным. Желтеющие деревья на первом плане, белые здания обители, широкая лента Оки и погруженная в серебристую атмосферу даль. По живописному мастерству этот пейзаж – один из лучших у Федорова. Линия реки чуть-чуть отклоняется от горизонтали, благодаря чему подчеркнуты глубина и размах простора. Четкие формы церкви и колокольни сопоставлены с мягко написанной листвой. Изображение дальнего берега выдержано в холодно-перламутровой гамме.
Уютный мир натюрмортов
Регулярно обращается художник также к жанру натюрморта, предпочитая композиции с плодами или цветами. Может быть, этот жанр даже в большей мере, чем пейзаж, соответствует творческому методу художника с его стремлением не упустить ни одной детали.
В отличие от меняющихся состояний природы, натюрмортная постановка статична и неизменна, каждый предмет можно написать с тщательной основательностью. В картине «Дары природы» (1997 год, ДВП, масло) в квадратный устойчивый формат очень плотно закомпонованы корзина с картофелем, желтая, с зелеными пятнами тыква, глиняная крынка, капустный кочан. Дополнением служат более мелкие плоды.
Подбор предметов здесь очень естественный, при взгляде на натюрморт сразу возникают ассоциации с теплом и уютом деревенского дома, что подчеркивается и колоритом, в котором преобладают теплые коричневые, охристые, желтые оттенки. Вместе с тем такое соседство плодов и вещей позволяет сопоставить различные размеры, формы, фактуры и краски: упругие листья капусты, кожицу спелых огурцов, глянцево-блестящую поверхность крынки.
Преобладание коричневых и желто-коричневых цветов и рассеянное спокойное освещение требуют нескольких цветовых акцентов, и автор вводит в натюрморт яркие пятна: помидоры, стручок перца, расписную хохломскую ложку. Художник накладывает краски густыми однородными мазками, добивается предельной объемности и осязаемости каждого плода.
Написанные несколько позже, в 2001 году, «Натюрморт с кувшином» и «Пижма» воспринимаются как парные, хотя их поместили в экспозиции порознь. Оба произведения продолжают деревенскую тему. В них присутствует то же желание максимально выявить материальность предметов, использованы насыщенные плотные цвета. Особое очарование первой работе придает замершая на деревянной стене бабочка.
«Пижма» более декоративна, фоном для букета служит ярко-красная с узором ткань, написанная небольшими мозаичными мазочками, и на ней очень эффектно выделяются белые и желтые соцветия. Единственное, что несколько выбивается из общей гармонии, – это чрезмерно резкие блики на поверхности керамической вазы.
Эти три натюрморта принадлежат к самым большим удачам автора. В отличие от многих пейзажей цвет здесь взят в полную силу, предметы гармонично и естественно живут вместе, а любовь художника к детализации и законченности каждого кусочка живописи позволила передать красоту мира вещей, будь то орнаментированное полотенце, кувшин или спелые овощи. В каждом из трех произведений есть свое настроение, своя убедительность.
Этим они выгодно отличаются от «Даров земли» (2020 год, холст, масло), где неожиданно появилась салонная слащавость, разнообразие предметов обернулось показной роскошью и перегруженностью композиции, а вместо уверенной лепки формы цветом – почти лубочная раскраска. Понятно, что художник хотел передать изобилие и красочность фруктов, но вкус ему в данном случае изменил. А вот три натюрморта, о которых говорилось ранее, подкупают своей неброскостью и той серьезной значительностью, с какой написаны обыкновенные вещи и совсем не экзотические плоды.
В аннотации к выставке сообщается, что за свою творческую деятельность М.А. Федоров написал около 500 картин. В залах музея зритель увидит более 50 произведений, созданных в период от 90-х годов до совсем недавнего времени. Эта экспозиция для художника юбилейная вдвойне: ровно 30 лет назад, в 1991 году, он устроил в Дзержинском краеведческом музее свою первую персональную выставку. Мы сердечно желаем Михаилу Андреевичу долголетия и вдохновения и по-прежнему получать удовольствие и радость от творчества.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.