Умные рабочие для умных станков
Как привлечь работодателей, в том числе и будущих инвесторов, к тесному сотрудничеству с дзержинскими ресурсными центрами? Ответ на этот вопрос искали депутаты и представители администрации на заседании думского комитета по молодежной политике.
Центры были созданы для подготовки квалифицированных рабочих после развала системы ПТУ. В Дзержинске их два: на базе химического техникума им. Красной Армии и на базе Дзержинского технического колледжа. (Подробнее о работе центров читайте в №43 от 31 октября. – Прим. ред.).
При создании ресурсных центров подразумевалось, что в подготовке кадров активное участие, в том числе и финансовое, будут принимать работодатели: кадры-то нужны прежде всего им. И действительно, некоторые предприятия плодотворно взаимодействуют с тем или иным центром, помогают. «Чтобы готовить рабочих в соответствии с современными требованиями, требуется много сил и средств. Мы рады любой помощи. Мы очень ждем работодателей и можем подготовить тех специалистов, которые им нужны», – говорит руководитель ресурсного центра на базе ДТК Татьяна Сердюкова.
Однако, как следует из слов руководителя ресурсного центра на базе ДХТ Екатерины Горбуновой, достаточное число предприятий ограничивает приток молодых кадров весьма небольшим количеством. «Сейчас мы заключаем договоры на прием абитуриентов на 2021 год. На некоторых предприятиях планируют взять от двух до пяти человек, не более», – констатирует руководитель ресурсного центра. Это при всем при том, что обучение ведется за счет бюджета области и ресурсные центры обладают современным оборудованием, в том числе виртуальными тренажерами. «Ребята приходят после девятого класса, охрана труда практически на нуле. Доверять им реактив – большой риск, а в виртуальной лаборатории они приходят и пробуют все своими руками. Ну пролилось и пролилось. Отслеживается дневник самой лабораторной работы. Преподаватель сидит за компьютером и видит, что ученики делают в лаборатории», – рассказал педагог техникума им. Красной Армии.
На заседании комитета в очередной раз был констатирован тот факт, что на российском рынке труда сложилась странная ситуация: на десятерых обладателей дипломов о высшем образовании приходятся три выпускника со среднетехническим образованием и один квалифицированный рабочий. В общем, перевернутая образовательная пирамида.
Вернуть ей нормальный вид могла бы ранняя профориентация школьников.
Члены комитета и докладчики вспоминали как отличный советский опыт дзержинский учебно-производственный комбинат (УПК), который работал в городе более 30 лет, его «шикарный станочный парк».
В былые годы все школьники поголовно приобщались там к рабочим профессиям. После его окончания выпускникам даже выдавали свидетельства и присваивали разряды. Девушки, например, там могли получить «корочки» продавцов – очень востребованная по нынешним временам профессия.
Для сегодняшних дзержинских школьников ресурсные центры проводят профессиональные пробы – по сути, однодневные мастер-классы. Понятно, что это только первый шаг к знакомству с профессией. Однако и такой опыт интересен. В год порядка 15 школ приводят своих старшеклассников в ресурсный центр на пробы.
«Мы готовы, у нас разработаны программы, у нас есть и преподаватели, и база. Нужно только довести это начинание до логического конца, выйти на следующий виток: ввести краткосрочные курсы, на которые ребята будут ходить по два-три раза в неделю. И хотя официально мы не можем присвоить разряд, пока человеку нет восемнадцати лет, первоначальные навыки он получит», – уверена руководитель ресурсного центра на базе Дзержинского технического колледжа Татьяна Сердюкова.
Московские колледжи и техникумы, по словам Екатерины Горбуновой, уже года два реализуют проект «Профессиональное обучение без границ». Школьник может посещать техникумовские кружки дополнительного профобразования и после сдачи квалификационного экзамена получить свидетельство о профессии рабочего вместе с аттестатом. Финансирование – из бюджета города.
Москва Москвой, констатировали депутаты, но и в Дзержинске работа ведется на хорошем уровне. Как рассказали на заседании комитета представители администрации, не так давно организован Координационный совет по комплексному управлению кадровым потенциалом, а также разработана Концепция профориентационного обучения.
«Ведущуюся работу надо поддерживать и продолжать. В настоящее время ресурсные центры готовы предоставлять кадры и действующим предприятиям, и предприятиям, которые в перспективе готовы прийти на площадки нашего города. Но им нужна поддержка со стороны городских властей. Прежде всего – координационная. Чтобы было общение и взаимное понимание между образовательными учреждениями и предприятиями – как действующими, так и будущими: кого готовить и как быстро», – прокомментировал председатель комитета Виктор Романов.
Наталья ПАНКРАТОВА.