Телефоны в школах запретят?
Все больше россиян согласны законодательно оградить детей от чрезмерного увлечения интернетом и зависимости от технологий. Депутаты Мигунова, Демахина и Софронов высказали свое мнение по поводу возможного запрета на пользование смартфонами в школах.
С 1 сентября во Франции учащиеся больше не могут поиграть в телефон не только на уроке, но даже на перемене. Парламент страны одобрил закон, запрещающий пользоваться смартфонами, ноутбуками и планшетами в школах. Запрет распространяется и на учителей. Все больше россиян также согласны законодательно оградить детей от чрезмерного увлечения интернетом и зависимости от технологий.
Об этом свидетельствуют, в частности, данные социологических опросов. И уже вполне всерьез обсуждается возможность принятия у нас нормативного акта, схожего с тем, что утвердили французские парламентарии.
Так, среди российских чиновников тоже появились активные сторонники этой идеи. В частности, накануне нового учебного года возможность запрета использования мобильных телефонов в школе поддержала министр просвещения Ольга Васильева. «Рано или поздно мы тоже к этому придем, – сказала глава ведомства. – У нас уже есть школы, где дети складывают телефоны перед уроком в специальные контейнеры. При этом имеется контрольный телефон у учителя для связи с родителями».
Не только функционеры, но и многие простые граждане выступают против использования смартфонов и других гаджетов учащимися общеобразовательных учреждений. По итогам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такой запрет одобрили 73% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов (83%) заявили, что электронные устройства мешают детям учиться, а 69% выразили уверенность в том, что отказ от смартфонов позволит школьникам повысить успеваемость. При этом две трети опрошенных высказали мнение, что запрет должен коснуться школьников всех возрастов.
Предложение одинаково поддерживают как родители (73%), так и те, у кого нет детей школьного возраста (74%). При этом лишь 17% опрошенных считают, что запрет на смартфоны ничего не изменит.
Кстати, среди 1500 родителей, которых опросило Российское общество «Знание», больше половины уверены, что их дети злоупотребляют гаджетами.
По поводу «горячей» темы уже успел высказаться и глава нашего государства.
«Любая идея может быть признана эффективной только после анализа практики применения, – отметил Владимир Путин, отвечая на вопросы победителей международных олимпиад в Сочи. – Я пока не очень понимаю, нужно запрещать или не нужно. Все запретить невозможно. Просто нужно понять, где те или иные достижения можно использовать в плюс к процессу обучения».
Виктор СОФРОНОВ, председатель комитета Гордумы по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья:
«Мое отношение к этой идее двоякое. Если рассматривать смартфон именно как гаджет, который обеспечивает доступ во Всемирную паутину, возможность разного рода трансляций, а также используется как игровая консоль, – в этом отношении для школы он излишняя вещь. Но как средство связи мобильный телефон в наше время нужен.
Я, как отец детей школьного возраста, понимаю, что остаться без связи с ними не могу, – даже просто по причине элементарной безопасности и необходимости быть уверенным, что ребенок находится под контролем. С другой стороны, я хотел бы видеть какую-то альтернативу смартфону, может быть, некий простой кнопочный телефон, который можно использовать исключительно как средство связи.
А с точки зрения дополнительных функций, которые современный смартфон имеет, я, наверное, запрет на использование его в школе поддержу, как и 73% россиян. Исходя из своего родительского опыта, я скажу, что, действительно, это проблема. Учителя в школе об этом говорят, и я сам это вижу, посещая учебные заведения. Готов привести даже реальное сравнение, поскольку один ребенок у меня учится в светской гимназии, а другой – в православной. Когда я приходил в последнюю, то невольно задавался вопросом: в чем ее отличие от других школ, которое как-то сразу чувствуется? А потом понял. Когда заходишь сейчас в обычную светскую школу, дети, как правило каждый в своем уголке, в смартфон или планшет смотрят. Иногда вокруг собираются еще 2-3 человека. Это один формат школьной перемены. А в православной гимназии я увидел совершенно противоположное, нечто из нашего детства, давно позабытое. Дети играют друг с другом, шушукаются, смеются. Нет смартфонов. Я заметил это, и задал вопрос учителю. Он ответил: «У нас такой порядок – на время уроков сдавать гаджеты». Мне это очень понравилось».
Наталия МИГУНОВА, заместитель председателя комитета Гордумы по образованию, культуре, физкультуре и спорту:
«Я бы, наверное, поддержала инициативу об ограничении использования смартфонов в школе, потому что это детей от учебного процесса отвлекает: они заходят в интернет, играют в электронные игры. С другой стороны, телефоны необходимы для связи с родителями и других важных, срочных разговоров и сообщений. Сейчас нередко приходится слышать о том, что дети пропадают, а потому родители всегда должны быть в курсе, где находится их ребенок. Нельзя жить в отрыве от современных реалий, как сто или двести лет назад, в том числе и в школе.
Если родители хотят, чтобы ребенок был с ними постоянно на связи, они могут купить недорогую модель телефона, без множества опций. Подобные аппараты никак не влияют на учебный процесс. Я бы такие телефоны не стала запрещать. Просто надо ввести правило, что на уроках нельзя пользоваться звонками, а в перемену – почему нет?
Вообще, это вопрос непростой. Может быть, и гаджеты не надо запрещать, а пусть учащиеся сдают их на время урока в какие-то специальные ящики. На переменах и в игрушки можно поиграть. Резкий, кардинальный запрет, на мой взгляд, неправилен.
И потом многое зависит от учителя. Хороший преподаватель проявляет внимание к своим ученикам, отслеживает, кто играет в игрушки, а кто нет. Вообще, если урок по-настоящему интересный, в игрушки играть никто не будет.
Так что относительно гаджетов я бы не стала делать категорических выводов, а запрет обычных телефонов, я убеждена, неприемлем. Строго говоря, это нарушение прав человека, и это не очень увязывается с Конституцией нашей страны. Мне думается, на законодательном уровне в России данный запрет вряд ли будет принят».
Галина ДЕМАХИНА, заместитель председателя комитета Гордумы по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья:
«Я вполне согласна с целесообразностью запрета на использование школьниками смартфонов и других гаджетов. Основанием может быть даже практика работы Театра кукол, которым я руковожу. Когда дети приходят к нам организованно с учителем, преподаватель собирает у них телефоны перед заходом в театр для того, чтобы ребята были сосредоточены на спектакле, а не смотрели что-то в интернете. Проблема в том, что гаджеты очень отвлекают их вообще от реальной жизни, а не только от учебы.
Раньше во время спектаклей я видела, что у юных зрителей в зале светятся экраны смартфонов: значит, играют или сидят в интернете. Хоть и идет хороший спектакль, интересный, но гаджет притягивает детей почему-то больше.
На безопасность школьников ситуация, когда учитель забирает на время урока у них телефоны, а потом раздает их обратно, на мой взгляд, никак не влияет. Выйдя из класса, пожалуйста, берите и пользуйтесь.
И конечно, принимая определенные запреты, нужно понимать, что постоянное использование мобильных телефонов не самым лучшим образом влияет на здоровье, в частности – на зрение ребенка».
Алексей СЕРГУНИН.