«Репортер» – о выставке «Художник и время», на которой представлены произведения дзержинских живописцев и графиков из фондов краеведческого музея

Наступивший год начался для городского краеведческого музея с несомненной творческой удачи – выставки «Художник и время», на которой представлены произведения дзержинских живописцев и графиков из фондов музея.
Ее лаконичное название вполне отражает замысел устроителей: показать различные этапы и направления развития изобразительного искусства в нашем городе. Конечно, в экспозицию вошли работы далеко не всех местных авторов, но благодаря стилистическому разнообразию и высокому художественному качеству экспонатов она получилась очень содержательной и красивой. Накануне 95-летия Дзержинска коллектив музея преподнес истинный подарок всем любителям искусства.
В традициях реализма
Многие из экспонируемых работ ранее уже демонстрировались в залах музея по тому или иному поводу. Но формат выставки тем и хорош, что позволяет по-новому взглянуть на уже знакомые произведения, если они помещены в новый для них контекст и рассматриваются не в отдельности, а как элементы целостного художественно-исторического процесса. У каждой экспозиции – своя драматургия смены зрительных впечатлений и взаимодействия смыслов. На этот раз в музейном пространстве развернулась целая энциклопедия дзержинского искусства, хронологически охватывающая период в целое столетие.
Самые ранние экспонаты – рисунки и акварели Валентина Чернышева (1888–1963) – были созданы задолго до того, как на карте появился Дзержинск; они датированы 1910-и годами. Наиболее поздние – картины Петра Засухина – написаны ровно через сто лет, в 2010-х. Вместе с художниками зритель действительно совершает путешествие во времени, тем более что среди экспонатов есть произведения, запечатлевшие облик города в разные моменты его существования.
В первом зале наряду с работами В.В. Чернышева посетителей встречают рисунки Николая Гусельникова с видами Дзержинска 1930-х годов. Только что построенный Дом советов в окружении высоких сосен, трамвайная линия, проложенная по лесной просеке, – кроме точной фиксации увиденного эти зарисовки обладают одухотворенностью и графической элегантностью. Они сделаны карандашом, мягко, без резких теней и контрастов; тщательно, но без излишнего педантизма, проработаны детали. Н.К. Гусельников (1910-1957) – музыкант и художник, разносторонне одаренный и деятельный человек – внес колоссальный вклад в культурную жизнь молодого города на этапе ее становления. Музей располагает обширной коллекцией его живописи и графики, и в данную экспозицию включены также несколько его картин.
Совсем иной, чем на рисунках Н.К. Гусельникова, предстает центральная городская площадь на полотне Павла Сорокина (1918-1995). Уже установлен памятник Дзержинскому, в строгих и торжественных неоклассических формах построен универмаг, горожане прогуливаются около нарядных клумб. Благодаря эффектной композиции, интенсивному освещению и яркому колориту этот пейзаж можно назвать парадным.
В послевоенные десятилетия в Дзержинске формируется целая плеяда талантливых живописцев. Михаил Захлестин, Борис Синалеев, Вячеслав Ганьшин, Лев Рудаков, Алексей Фролов, кстати, первым из дзержинцев ставший членом Союза художников, – каждый из них достоин отдельной искусствоведческой книги. Объединяли их приверженность реализму, светлый, позитивный взгляд на мир, умение видеть красоту в повседневном течении жизни и скромных мотивах.
При этом все они являлись яркими индивидуальностями. Так, Б.И. Синалеев (1929-2004) и В.И. Ганьшин (1929-2005) всю жизнь были неразлучными друзьями, часто ходили вместе на этюды, схожим образом смотрели на задачи творчества, но их произведения не стали подражаниями друг другу. Убедиться в этом можно, например, сравнив, как они писали весенние мотивы («Овражек» Синалеева, 1974, и две работы Ганьшина: «В саду», 1980, и «Холодный денек»).
Очень достойно представлено на выставке творчество М.П. Захлестина (1909-1979). Это и сельские пейзажи, и бытовая сцена, и два тематически разных натюрморта: с дарами леса – грибами и с атрибутами искусства. Второй из них (он называется «Натюрморт со скульптурой») выделяется весьма смелым композиционным решением: гипсовый бюст Аполлона, палитра и другие предметы сгруппированы в нижней части вертикального, довольно узкого холста и уравновешены видом зимнего города, открывающимся в окне. Светлый колорит создает радостное и вместе с тем лирическое настроение. Здесь не показан сам процесс творчества, но это картина о том, что такое вдохновение.
Пейзаж А.И. Фролова (1929–2007) «Древние стены. Борисоглебск» изображает один из замечательных памятников русского средневекового зодчества – Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь в Ярославской области. Обитель была основана во второй половине XIV столетия, как считается, по благословению Сергия Радонежского, а ее архитектурный ансамбль сложился в XVI – XVII веках. Картина написана в изысканной пепельно-серой гамме с той степенью свободы, которая позволяет любоваться не только запечатленным мотивом, но и красотой самих живописных приемов, пятнами цвета, фактурой красочного слоя.
К следующему поколению дзержинских художников принадлежали Иван Еськов (1944–2023) и Николай Бурдастов (1946–2015). И.И. Еськов очень много писал Дзержинск, и в экспозицию вошли два его городских пейзажа. Образам природы у Н.Ю. Бурдастова свойственна особая одухотворенность, заставляющая вспомнить, что он был верующим человеком и главным в творчестве считал передать красоту божьего творения, а не исказить ее. Таким одухотворяющим началом в его произведениях выступает свет, то радостный и яркий, как в картине «Первый снег», то приглушенный, идущий из глубины неба, из-под сиреневато-серых облаков («Дом на бугре»).
Не только реализм
Различные художественные подходы, далекие от реализма, показаны на выставке не менее ярко. Работы Федора Кузнецова (1924–2007) носят фантастический и символический характер. Профессиональный сценограф, он за свою творческую деятельность оформил почти три сотни постановок, был главным художником драматического театра в Дзержинске. (На выставке представлен очень красивый эскиз декораций для спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Монна Ванна», действие которой происходит в Италии эпохи Ренессанса.) Работа в театре оказала сильнейшее воздействие на его станковую живопись, в которой мастер стремился визуализировать философские понятия времени и судьбы («Судьба», 1997; «Мираж», 1998), размышлял о трагических коллизиях отечественной истории в ХХ столетии («Победители», 1990; «Исторический прыжок», 2001).
Замечательным представителем наивного искусства была Анна Дикарская (1893–1982), прожившая долгую и непростую жизнь и начавшая заниматься живописью уже в пожилом возрасте. Ее картины написаны спонтанно, интуитивно, вне каких-либо правил и традиций. Во второй половине ХХ века интерес к наивному искусству постоянно рос среди искусствоведов, коллекционеров и публики, и на волне этого процесса имя А.П. Дикарской приобрело широкую известность.
Олега Гордеева (род. 1972) можно назвать творческим «потомком» Дикарской. Конечно, прямой связи между их работами нет, у него другая манера, но он также в полном смысле слова наивный художник. В его живописи образы также рождаются спонтанно и получаются то причудливыми, то трогательными, то грустными, а в художественной форме царит полный «произвол».
К наивному искусству стилистически близка живопись самодеятельного художника Николая Светлакова (1924-2018), которого старшее поколение дзержинцев помнит не только по участию в выставках, но и по общественной работе в совете ветеранов. В отличие от А.П. Дикарской и О.С. Гордеева у него был прямо противоположный метод создания картины: каждая композиция тщательно обдумывалась и нередко обсуждалась с друзьями-художниками, делались эскизы общего решения и отдельных фрагментов.
Важное место в его творчестве занимала тема Великой Отечественной войны, участником которой он был, и памяти о ней. На выставке Н.Д. Светлаков представлен картинами «Кукушка» (2012), изображающей засевшего на дереве фашистского снайпера, и «Журавли» (2010), навеянной знаменитой песней на стихи Расула Гамзатова.
В одном зале с работами О. Гордеева выставлены картины Петра Засухина, безвременно ушедшего из жизни в феврале прошлого года. Его творчество – это уже не примитив, а примитивизм, то есть сознательно выбранная художественная стратегия, когда наивность становится приемом, сочетающимся у него с иронией и юмором, а порой и с вызовом общепринятым приличиям. На его полотнах возможно все. Над городом летают ангелы в каких-то наполеоновских треуголках; рыбак, продающий свежий улов, не без гордости демонстрирует пойманную золотую рыбку (весьма гламурного вида), а рядом сидит четвероногое существо, морда которого – автопортрет художника.
Необычно для П.В. Засухина выглядит пейзаж «Зимний полдень» (2016). Здесь главным становится не разработка сюжета, а чисто пластические поиски, связанные с линией, формой, цветом, но при всей схематичности не утрачена связь с реальностью.
Одним словом, произведения для показа были выбраны без догматизма, с учетом многообразия художественной жизни Дзержинска. Знакомясь с экспозицией, испытываешь искреннюю гордость за то, что в нашем городе работали такие незаурядные и разноплановые мастера. Продлится выставка до 9 февраля.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.