Публику надо воспитывать

Поклонники и коллеги иногда называют ее «Розенбаум в юбке», но сама себя она предпочитает именовать поэтом и музыкантом.
Анна КОПЕЙКИНА, это имя, к сожалению, мало известно дзержинцам, зато ее ждут в Казани, Санкт-Петербурге, Москве, Риге. Артистка много и активно гастролирует как в России, так и за рубежом, а ее летний гастрольный график расписан буквально по дням. А еще Анна практически в одиночку взялась за возрождение традиций авторской песни в Дзержинске. Серия концертов «Песни для души», фестиваль «Молодежь и гитара» - все эти события проходят в городе с ее подачи.
- Считается, что авторская песня не совсем женское дело.
- Наверное, любая песня не совсем женское дело. Давайте подумаем, много ли среди творческих людей женщин? Я имею в виду зрелых состоявшихся авторов. В 15-17 лет от избытка чувств почти все что-то пишут, а потом девочки влюбляются, и потребность писать стихи отпадает. А дальше, как правило, семья, дети, и становится не до поэзии, не до песен. Да и редкий муж выдержит в семье поэтессу, артистку.
Повезет, если в семье оба человека творческие, иначе есть риск такой семье развалиться. Мне в этом плане повезло, муж тоже творческий человек, телевизионщик. Мы и познакомились на телевидении. Он меня на гастроли отпускает. Конечно, поначалу и недовольство было, но главное это пережить и с пониманием относиться.
И детям таких людей тоже непросто: мамы то и дело нет дома.
- И как твоя дочка это переживает?
- А я иногда беру ее с собой. Конечно, зимой-весной на гастроли я езжу одна, у дочки школа. Зато летом она колесит со мной по фестивалям, и ей это очень нравится. Фестивальная атмосфера - она особенная: вокруг прекрасные творческие люди, все пишущие, поющие. Она, глядя на такое вдохновляющее окружение, и сама начинает писать. Да там, наверное, все пишут, поэтические строчки так и витают в воздухе. Я очень жалею, что у меня не было такого детства.
- Так есть же понятие такое - фестивальные дети. Сама наблюдала: прослушивание, приходит девушка, в слинге - малыш, за спиной - гитара. Посадила ребенка на коврик или на руки кому отдала. А сама выступать. И никаких криков, капризов. Про более взрослых и говорить нечего.
- А эти дети действительно другие, они же в другой атмосфере растут. Более свободные духом, что ли. Они сильно отличаются от детей в школах, им труднее живется. Душа у них иная. Кстати, так и не знаю, что говорят одноклассники моей дочери по поводу того, что мама - артистка, бард.
- Есть ли в мире авторской песни конкуренция полов? Выделяется ли женская авторская песня в отдельный жанр?
- Конкуренция, конечно, есть, как и в любой другой сфере. Мужчины все равно пытаются занять лидирующие позиции, выдавить нас из этой среды. Понять их можно, как-никак женщина с гитарой – это тяжелый труд, и не только физически, но и в плане выражения песни. У мужчины диапазон самовыражения шире: он может песню прорычать, прокричать, спеть жестко, а женщина не имеет на это права, иначе это будет уже не женское исполнение. Но и прошептать, пропищать тоже не может, иначе такой тон сочтут плаксивым.
Тем не менее, хороших женщин-авторов очень много. И я с большим уважением отношусь к ним. Это Наталья Дудкина, Эльмира Галеева, Юлия Зиганшина, Екатерина Болдырева, Елена Фролова. Это потрясающие женщины. Все разные, яркие, у каждой свой стиль.
Но если общую картину рисовать, то отношения в бардовской тусовке очень хорошие, мне нравятся. Делить-то в принципе нечего, так как каждый занимает свою нишу. Кого слушать, все равно выбирает зритель. Лично я никаких открытых конфликтов не видела. Мне везет на коллег, друзей.
- Ты занялась продвижением своего творчества в относительно зрелом возрасте. Отчего возникла такая необходимость?
- А мне надоело все это держать в себе, захотелось поделиться. Я прекрасно помню свой первый фестиваль: это был Всемирный слет бардов, организованный Стасом Аршиновым, знаковое событие в мире авторской песни. К сожалению, это был последний такой слет. На этом фестивале я и познакомилась со всеми своими будущими друзьями.
Вообще, на фестивалях самое интересное – вовсе не мастерские и не прослушивания, а ночные посиделки у костра. Конкурсы они везде проходят одинаково.
- А насколько важны конкурсы для становления автора, артиста?
- Я до сих пор не могу ответить на этот вопрос. Да, я выиграла порядка двадцати конкурсов, занимала лауреатские места на различных фестивалях, и мне это почти ничего не дало. Дало лишь осознание того, что да, я могу это делать. И общение, конечно, с корифеями жанра, с начинающими артистами. Я лично больше в конкурсах участвовать не собираюсь, надо давать дорогу молодым.
Одно точно могу сказать: не стоит идти в конкурс с одной песней, лучше продвигаться, имея за плечами багаж песен.
- Знакомая ситуация, я таких конкурсантов называю «спортсменами». Сделают один хит, песню, стихотворение и колесят с ним, собирая все призы.
- Ну и что? Каждый как может зарабатывает. А потом им предложат сделать концерт, и все. И как им делать концерт из одной песни? Надо четко знать, чего ты хочешь от конкурса: приз получить, деньги, грамоту, признание, или тебе важнее дальше двигаться, развиваться. Ведь если ты хочешь идти дальше по этой стезе, то у тебя не будет времени заниматься чем-то еще, какой-то еще профессией. Не будет просто ни сил, ни времени.
- Авторской песней можно заработать на жизнь?
- Да, можно. Лично у меня получается. Но повторю, это тяжкий труд, жизнь на колесах: постоянные концерты, фестивали. Летом, как правило, все выходные расписаны – пора фестивалей. А еще ты вынужден совмещать в одном лице несколько профессий – ты не только автор, артист, но и сам себе костюмер, продюсер, концертный директор и все прочее. От тебя, твоих усилий напрямую зависит, придут или не придут зрители.
Подготовка к концертам занимает все свободное время: поиск информации, звонки, подготовка рекламной продукции. Такая вот административная рутина, совсем не творческая. А еще нужно хотя бы час играть на гитаре, чтобы не потерять навыки. Писать новый материал. Нужно читать, хотя времени на это вообще не хватает.
- Я по своей практике заметила: 70% энергии при подготовке выступления уходит на сбор публики и на нервное ожидание – придут - не придут?
- Увы, издержки профессии. В идеале у артиста должен быть директор, администратор – тот, кто занимается сбором зрителей. Но если у тебя нет таких людей, приходится заниматься этим, к сожалению, самому. Ты должен объять необъятное, убедить людей, которые тебя не знают, что твой концерт им нужен, интересен, что они останутся довольны.
Благо инструментов собрать публику много, и они всем известны: афиши, флаеры, реклама в СМИ. Не стоит полагаться только на интернет, социальные сети. Там специфическая, на мой взгляд, аудитория, которую сложно вытащить на какое-то событие. Ориентироваться по количеству участников в группе «В контакте» тоже не стоит. К примеру, в нашей фестивальной группе зарегистрировано 40 человек, а у меня одних участников больше. Социальная сеть - это, безусловно, помощь, но только на нее уповать не следует. Стать известным, собрать реальную аудиторию только благодаря соцсетям невозможно. Куда важнее заинтересовать друзей, включить сарафанное радио. Пусть на первый концерт придут только друзья, знакомые. Если им понравится – расскажут, заинтересуют и других.
Еще важно с самого начала рассчитать количество зрителей, которое ты можешь охватить. Поясню на примере одного маленького фестивальчика. Есть такой городок Судогда во Владимирской области, в нем всего 15 тысяч жителей. Там уже много лет проводится фестиваль авторской песни. Вход туда бесплатный, и каждый раз на фестиваль приходит 200 человек. И чего только организатор ни делал для увеличения аудитории: и эсэмэски рассылал, приглашения, афиши, но каждый год 200 человек, и все. Значит, это его аудитория, другим в принципе неинтересно.
А у нас жителей 270 тысяч. Чисто арифметически хотя бы 400 человек я должна собрать на свои мероприятия? Значит, надо работать. Этот этап подготовки концерта никак не связан с поэзией, высокими материями, это чистая торговля, маркетинг. И начинающему артисту приходится во всю эту кухню вникать. Но мне проще, я институт оканчивала по профессии «Организация театрального дела».
- Таким образом, Анна Копейкина – еще и человек, занимающийся популяризацией авторской песни в нашем городе?
- Скорее, возрождением интереса к жанру. Потому что традиции были. Был клуб «Оптимист», был ряд ярких авторов. Но все это рассыпалось в лихие 90-е. Выросло целое поколение, которое вообще не знает о таком жанре, как авторская песня. Они знают лишь, что есть некий условный образ барда, очень непривлекательный – заросший дяденька средних лет в растянутом свитере, бренчащий на расстроенной гитаре про «солнышко лесное». Кому выгодно этот образ рисовать, я не понимаю. Надо вымывать его из сознания.
Но кто правду-то расскажет, объяснит, насколько авторская песня многогранна? Получилось так, что ниша авторской песни в нашем городе оказалась пустой, некому возрождать традиции, некому воспитывать новое поколение слушателей. Мы обедняем наших детей, не предоставляя им информации, и такой важный жанр, как авторская песня, оказывается им незнакомым. Пусть потом они сами выберут, какая музыка им по душе, что для них лучше: танцевать в клубах, слушать поп- и рок-музыку, песни под гитару петь. Но показать этот жанр надо обязательно. Я даже сделала вход для детей на свои концерты бесплатным.
У авторской песни широчайшая ниша – это люди всех возрастов, любого достатка, практически любых интересов. Но пока на концерты в основном приходят люди, которым за 40. Меня это печалит, я хочу видеть на концерте молодежь.
И подчеркну, что сегодня лучшей лирики, чем у бардов, в песенной культуре нет. Те мальчики-девочки, которые приходят ко мне заниматься на гитаре, с удивлением узнают, насколько интересная авторская песня. Классическая бардовская песня и современная авторская. Они перестают петь бессмысленные песни под «рок» - плохие тексты, примитивная музыка на четырех аккордах. Молодежи надо показывать хорошую музыку, потому что у них у всех прекрасная, чистая душа. Все хотят лирики, это естественно в юности.
- Летом почти под каждым небольшим городком в нашей области проходят фестивали – Выкса, Городец, Саров. И опять Дзержинск в пролете.
- Так надо и нам делать. Буквально на днях будет фестиваль «Молодежь и гитара» в городском парке, там и посмотрим, какая у нас аудитория, с кем работать. Сделать многодневный фестиваль на берегу реки или озера требует много труда и денег. Это ведь не просто приехали, палатки поставили, расселись с гитарами у костра - и вот тебе фестиваль. Это в первую очередь согласование со множеством инстанций, служб, надо получить разрешение у пожарных, милиции, землевладельцев. Это куча беготни и десятки подписей. Нужно искать спонсоров.
А еще нужно разместить зрителей, предоставить им питьевую воду, дрова, обеспечить безопасность, организовать полевую кухню. И это не говоря уже о сцене, аппаратуре, приглашении музыкантов. Это работа не одного человека и не одного месяца. Такие фестивали год готовятся. Плюс надо выбрать правильную дату, чтобы в этот день не было других фестивалей поблизости.
- На областных фестивалях конкурсантов из Дзержинска, увы, не видно. А много ли было заявок на городское мероприятие?
- Заявок не много, что меня разочаровало. Хотя информации было достаточно. Пришлось и прослушивания продлить, и возрастные рамки расширить. Общий уровень молодых конкурсантов невысокий, но это объяснимо, жанр практически вымер в городе. Но звездочки все же есть. И несколько авторов вполне бы могли представлять Дзержинск на областных фестивалях.
- Кроме фестиваля у тебя есть еще один проект…
- Который называется «Песни для души», он возобновится осенью. Я планирую пригласить Алексея Иващенко, Наталью Дудкину, Юлию Зиганшину, Александра Дольского. Чтобы привлечь юную публику, ведутся переговоры с Григорием Гладковым.
Цель проекта и состоит в том, чтобы познакомить дзержинцев с многогранным миром авторской песни. Так случилось, что люди отвыкли от стихов, от хорошей музыки. Публику надо воспитать, прикормить, и через несколько лет она будет охотно ходить на наши концерты, приводить друзей. Концерты надо делать регулярно, поддерживать волну интереса. Нужно, чтобы у публики были деньги на билеты (а они у нас недорогие), время, и самое главное - информация о концерте.
Анна Копейкина приглашает любителей авторской песни, а также всех, кто желает к ней приобщиться, на гала-концерт фестиваля «Молодежь и гитара», который начнется 27 июня, в 14.00, на главной сцене городского парка культуры.