Первое занятие по коммунальной грамотности прошло в дзержинской школе №20
Урок был организован в рамках партийного проекта «Единой России», а в роли преподавателя выступил депутат городской Думы Дзержинска, председатель комитета по городскому хозяйству Олег БОГДАНОВ.
Школьники пока далеки от понимания устройства сферы ЖКХ
– Олег Викторович, урок, который вы провели, состоялся в рамках партийного проекта «Школа грамотного потребителя». В чем, на ваш взгляд, польза таких мероприятий?
– Да, это проект «Единой России». Я убежден, что такие уроки нужны, а потому лично провел занятие для восьмиклассников. Впрочем, по моему мнению, подобные встречи должны проводиться для ребят постарше – тех, кто вскоре выпускается из школы и уже формально вступает в самостоятельную жизнь.
Когда я пообщался со школьниками, то увидел, насколько они далеки от понимания устройства сферы ЖКХ. Такие уроки помогут им понять два момента. Во-первых, что есть отдельно коммунальные, и есть отдельно жилищные услуги, и это не одно и то же. Во-вторых, дети на этих уроках учатся понимать, из чего состоит квитанция за ЖКУ. Сначала об этом говорил я, а потом тему продолжила раскрывать учительница школы, и у нее это очень хорошо получилось.
– Почему вы считаете, что «Уроки ЖКХ» нужно проводить для детей постарше?
– Потому что если человек уже имеет право распоряжаться собственным жильем, то должен понимать, за что он платит. Молодые люди, вступая во взрослую жизнь, должны это знать.
Восьмиклассникам же я рассказал в ходе урока о ряде нюансов в оплате за ЖКУ. В частности, они узнали, почему нужно оплачивать не только ресурсы своей квартиры, но и содержание общедомового имущества (СОИ).
Рассказал я школьникам и о разнице в оплате отопления домов на примере Дзержинска: одни МКД имеют центральное отопление от ТЭЦ, другие отапливаются от котельных, есть и дома, где присутствуют индивидуальные отопительные котлы.
Конечно, восьмиклассники пока далеки от понимания всех этих тонкостей. По итогам урока я их спросил: «А кто-то с родителями ходил оплачивать квитанции за ЖКУ?» Большинство сказали, что нет.
Поэтому я и считаю, что такие уроки нужно проводить именно для одиннадцатиклассников. Чтобы хотя бы раз в год представители системы ЖКХ, ресурсоснабжающих организаций или управляющих компаний побывали в школах и разъяснили учащимся основы устройства данной сферы, что называется, по полочкам.
Каждый пятый работник в Дзержинске связан со структурами ЖКХ
– А ребятам все услышанное от вас было интересно?
– Надеюсь, что да. По крайней мере, слушали внимательно. Особенно интересно им стало потом, когда в игровой форме школьники заполнили квитанции, записали показания приборов учета, посчитали, сколько нужно заплатить за потребленные ресурсы.
Однако на уроке я услышал от некоторых школьников такое мнение, что в сфере ЖКХ они никогда работать не собираются. Я же рассказал ребятам о том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве трудятся не только дворники, слесари и электрики, хотя это тоже уважаемые и неплохо оплачиваемые профессии. В сфере ЖКХ немало еще и очень грамотных юристов, экономистов. Они могут дать фору аналогичным специалистам на промышленных предприятиях.
И на своем примере тоже рассказал. Я никогда не думал, что буду работать в сфере ЖКХ. Образование я получил в военном училище, служил во многих уголках нашей Родины. Но так получилось, что попал в эту систему и работаю в ней более 20 лет. Так что не зарекайтесь по поводу того, будете ли работать в жилищно-коммунальном хозяйстве.
– Был ли пример в ходе урока, который произвел на учащихся самое сильное впечатление?
– Мне показалось, что такой момент присутствовал. Вообще, если вообразить, что всю структуру ЖКХ в Дзержинске можно было бы объединить в одно предприятие, то это будет самое большое предприятие города. Там в качестве работников окажутся несколько тысяч человек.
Это сотрудники управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций и многие другие. Примерно пару лет назад мы соответствующий анализ рынка труда делали. И получилось, что такое предприятие будет вдвое превосходить, к примеру, численность сотрудников завода имени Я.М. Свердлова. Как мы подсчитали, каждый пятый работник в Дзержинске связан так или иначе со структурами ЖКХ.
До обсуждения определенных социальных тем надо дорасти
– Как предполагается, все дзержинские школы будут участвовать в проекте «Уроки ЖКХ». Достаточно ли на это преподавателей?
– Думаю, что да. Ведь можно привлекать для преподавания на «Уроках ЖКХ» не только депутатов, связанных, как я, по работе с данной сферой, но и просто специалистов от управляющих компаний.
Со своей стороны я попросил организаторов партийного проекта, чтобы в следующий раз учителя из числа сторонних специалистов приглашались уже не в средние, а в старшие классы школ.
– Был ли для вас это первый опыт преподавания или нет?
– Нет, я преподаю не впервые. Когда служил в Вооруженных силах в Москве, то проводил занятия на военной кафедре, преподавал там саперное дело. Тогда мы и в наш регион приезжали – в поселок Центральный Володарского района. В середине 1990-х я работал там со студентами.
– Но ведь там и контингент слушателей был другой. Легко ли было вам преподавать на сей раз дзержинским школьникам?
– Действительно, восьмой класс – это ребята, которым до обсуждения определенных социальных тем надо дорасти.
А что касается своих ощущений в ходе урока, скажу так: с детьми очень здорово работать, мне нравится. Они были не шумные, а, наоборот, очень внимательные. Да и вообще, у нас был не урок в классическом понимании, с вопросами и ответами, а некое факультативное обучение. В этом случае и знаниями с удовольствием хочется поделиться, особенно если аудитория благодарная.
Алексей СЕРГУНИН.