Надо менять подход
Как живут выпускники дзержинской коррекционной школы-интерната?
Очередное заседание комитета по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья Гордумы на этот раз было выездным. Депутаты решили посетить дзержинскую коррекционную школу-интернат и узнать, как окончившие ее ребята приспосабливаются к самостоятельной жизни.
Сейчас в интернате проживают 60 детей, самому младшему из которых 8 лет. В начале ноября ожидается приезд еще двух мальчиков из других районов области. Само здание рассчитано на 108 человек, поэтому ребятам здесь просторно. Директор учреждения Ирина Белова подробно рассказала об их жизни в школе.
Обучение детей ориентировано на индивидуальные психофизические особенности и медицинские показатели. Приоритетное направление учебной программы «Уроки жизни» – специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке. Особое внимание педагоги школы уделяют трудовым урокам. Ребята занимаются в столярных и швейных мастерских, осваивают цветоводство и декоративное садоводство. Это помогает им научиться жить самостоятельно.
Как правило, выпускники интерната продолжают обучение в техникуме или колледже и становятся штукатурами-малярами, плотниками, столярами или цветоводами.
Главу думского комитета депутата Нину Колесникову очень интересовало, как ребята адаптируются к жизни вне учреждения. Ирина Белова заверила, что сотрудники школы внимательно следят за их дальнейшей судьбой и помогают, когда необходимо.
К сожалению, «на выпуске» воспитанников школы ожидает множество трудностей, например, с поиском жилья и работы. Для них выбор рабочих специальностей ограничен. Поэтому некоторые в дальнейшем живут на пенсию государства. Но, как рассказала директор школы, по данным за 2011-2013 годы, из 34 выпускников 29 трудоустроены и продолжают работать. За четыре прошедших года не смогли найти работу всего пятеро.
Важно, что ребят из дзержинской школы-интерната стали принимать в семьи. «Я думаю, отношение общества к таким детям постепенно меняется. Еще несколько лет назад они были изгоями. Сейчас их особенности уже не вызывают такой бурной реакции. Но было бы неплохо, если бы к ним изменили подход. Им трудно. Ведь что такое выпускник коррекционной школы восьмого типа? Это ярлык, от которого им уже не избавиться. Наши девочки не могут быть швеями, потому что им нельзя. Но ведь они прекрасно шьют! Они даже могут устраивать мастер-классы по швейному делу», – сказала Ирина Белова.
Правдивость этих слов была доказана наглядно – депутатской делегации показали швейные и столярные мастерские и комнаты, украшенные рукодельным и художественным творчеством воспитанников.
Подводя итог визита, Нина Колесникова предложила коллегам из своего комитета подготовить письмо в Министерство здравоохранения России. Как считает депутат, несправедливо, что у ребят нет возможности изменить свой диагноз при наличии положительных показателей здоровья. К тому же стало очевидным, что ученицы школы-интерната могут замечательно шить, поэтому стоит вернуть специальность «Швея» в систему профобучения для выпускников коррекционных школ восьмого типа.