Молча убирать мусор – это не выход
Откуда появляются несанкционированные свалки и как с этим бороться? Непростому «мусорному вопросу» был посвящен «круглый стол», который состоялся 14 августа в пресс-центре «Территория Дзержинска».
В дискуссии принимали участие представители городской администрации и Городской думы, сотрудники природоохранной прокуратуры, руководители управляющих компаний, руководители ООО «Ремондис Дзержинск», экологи, лидеры общественных движений.
Началось заседание с озвучивания неприятной новости: на сайте «Федерал пресс» опубликован рейтинг самых загрязненных городов России. Институт Блэксмита по традиции снова включил наш город в десятку. Можно и даже нужно подвергать сомнению рейтинг Блэксмита (так и не ясно, на какие данные они опираются, делая такие выводы), но вот на то, что город окружают десятки несанкционированных свалок строительных и промышленных отходов, закрывать глаза уже невозможно. Даже глава администрации Дзержинска Геннадий Виноградов назвал ситуацию катастрофической.
– Ежегодно городскими службами вывозится от 10 до 30 тысяч кубометров несанкционированных строительных отходов, – начал выступление глава администрации. – В 2010 году было вывезено 26 тысяч кубов. Но свалки появляются снова.
По статистике, только 20% добросовестных застройщиков везут свой мусор на полигон, остальные сваливают где попало. Масштабы нелегальных свалок представить несложно – на данный момент в городе более 300 объектов строительства, добавьте к этому ремонтные работы в домах и коттеджах. В большинстве случаев затраты на ликвидацию свалок ложатся на местные органы власти. При этом бюджет теряет десятки миллионов рублей, экологический же ущерб не подсчитывал никто. К тому же стихийные свалки часто становятся причиной пожаров.
– На сегодняшний день в борьбе с несанкционированным сбросом строительных отходов администрация бессильна, – признался Геннадий Виноградов. – Своими силами мы можем только обнаружить и вывезти мусор. На деле же установить, по чьей вине возникла стихийная свалка, практически нереально. Мы теряем не только деньги, но и природу, так как среди отходов очень много и химических.
Найти и ликвидировать свалку – это не решение конечной проблемы, пришли к выводу участники «круглого стола». Важно найти виновников и работать непосредственно с ними, привлекать к ответственности. Но тут мы сталкиваемся с комплексом проблем: с одной стороны, законодательная база не проработана, с другой – так и не ясно, как вовремя уследить за теми, кто эти незаконные свалки создает.
Как выяснилось в ходе дискуссии, у местных властей нет четких регламентов и правил, на которые бы следовало ориентироваться «производителям» мусора. Подключившиеся к разговору представители природоохранной прокуратуры так и не смогли четко объяснить, на какие нормативные акты следует опираться в вопросе складирования и вывоза строительных отходов. И кто виноват в конечном итоге – фирма-застройщик, арендатор или тот, кому принадлежит земельный участок. Как правило, крайним оказывается опять же муниципалитет.
Что делать, если даже уважаемые иностранные компании, ведущие строительство, складируют и вывозят строительные отходы с нарушениями? По словам представителей администрации, только одно предприятие строилось без нареканий – это «Либхерр».
Простая на первый взгляд «мусорная» тема вызвала массу вопросов. А как быть простому жителю, затеявшему ремонт, куда ему вывозить старые рамы, двери, напольное покрытие? Оставлять во дворе? Или обращаться в первую попавшуюся конторку по вывозу мусора? И где гарантия, что мусор этот не будет свален в ближайшем овраге? А куда вывозить мусор членам гаражных кооперативов?
– Мы же не можем брать на заметку каждую машину, которая въезжает в лес, – говорит Сергей Яблоков, заместитель директора департамента стратегического развития города, промышленности, инвестиционной политики и экологии по защите окружающей среды.
– Значит надо привлекать силы ГИБДД, брать информацию с их камер или устанавливать свои на въездах в лесные массивы, в «популярных» для свалок местах. В других областях есть практика работы с видеокамерами, – послышались мнения.
Нужно создавать такие условия, чтобы фирмы были заинтересованы в законной утилизации мусора. Сейчас же водители, вывозящие мусор, часто берут вину на себя. И отделываются небольшим штрафом – для физических лиц он составляет от полутора до трех тысяч рублей. В большинстве случаев им, а точнее их заказчикам, выгоднее заплатить штраф, чем везти мусор на полигон и платить за его утилизацию. Стоимость утилизации одного кубометра мусора на полигоне – 125 рублей.
По мнению директора ДУКа Олега Богданова, решить проблему поможет многократное увеличение штрафов и установка видеокамер, как это сделано на контейнерных площадках, принадлежащих ДУКу.
– Штрафом в три тысячи рублей никого не напугаешь: нужна неотвратимость наказания, а сейчас нет инструментов воздействия. Поднимите штраф в 10 раз, предайте дело широкой огласке, тогда люди задумаются. А молча убирать мусор – это не выход, – считает Олег Богданов.
В ходе данной беседы возникла идея о том, что неплохо бы подключить к борьбе со стихийными свалками и население города. Неопрятные кучи из кирпича и шифера видят в пригородных лесах и оврагах многие, но возмущаются и проходят мимо. Люди рады бы сообщить об этом, да некуда. Необходимо создание «горячей линии» для граждан, по которой они могли бы сообщать об обнаруженных несанкционированных свалках, пришли к выводу участники дискуссии. Следует проводить разъяснительно-профилактические работы и среди строительных организаций, рекомендовать им заранее заключать договоры на вывоз мусора.
Для населения следовало бы установить дополнительные контейнерные площадки для сбора крупногабаритного мусора за счет муниципалитета.
– Лучше потратиться на установку контейнеров и приучать людей не бросать мусор где попало, чем потом искать и ликвидировать стихийные свалки, – сказал Олег Богданов.
И все-таки решить проблему несанкционированных свалок на уровне городского округа вполне реально, было бы желание. Однако основная проблема не в этом, и силами только муниципалитета ее не решить. Количество отходов растет год от года, а никаких современных технологий для их утилизации и переработки в регионе не применяется. На данный момент весь городской мусор отправляется на Новоигумновский полигон, единственный на территории городского округа.
– Утилизация мусора на данном полигоне, к сожалению, ведется по старинке – складирование и утрамбовка бульдозером, – поясняет Алевтина Хомова, эколог ООО «МАГ-ГРУП». – По сути, мы просто перемещаем мусор, а не перерабатываем. Приобретение мобильной установки по утилизации мусора проблемы тоже не решит, ее мощность всего 25 тысяч кубов в год, она идеальна для крупного предприятия, а не для города в целом.
При этом в Европе уже не один десяток лет мусор сортируется и перерабатывается, получаемый в результате сжигания мусора пар поступает в котельные, шлам от переработки добавляется в асфальтовые смеси, используется при производстве строительных материалов.
Разговоры о создании в регионе современных мусороперерабатывающих комплексов ведутся давно. Своя линия по сортировке мусора могла бы появиться на Новоигумновском полигоне еще в 2012 году. По крайней мере, об этом неоднократно в присутствии губернатора упоминал министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николай Небов. Упоминать-то упоминал, но никаких конкретных действий сделано не было.
Как видим, эту проблему городу в одиночку не решить, нужна солидная помощь из областного и федерального бюджетов.