«Когда я танцую, я счастлива…»
Наверное, родись Анна Звездкина лет на двести раньше – непременно была бы звездой светских салонов.
Девушка прекрасно играет на фортепиано, пишет стихи, умеет плести удивительные бисерные украшения, знает иностранные языки. А еще она танцует. Казалось бы, логическим продолжением этого ряда был бы балет или вальс. Но Анна выбрала экзотический и чарующий беллиданс – танец живота. И мне было сложно поверить в это, пока я не увидела сама, как хрупкая, улыбчивая девушка преображается в воздушную арабскую красавицу, плывущую по сцене и зазывно покачивающую бедрами.
О восточных танцах, поэзии, нелегкой работе аниматора и о том, как важно найти свое истинное предназначение, мы с ней и беседуем.
– Аня, почему именно восточные танцы?
– На самом деле меня увлекает не только восточная хореография. Я с детства увлекаюсь разными танцами, одно время занималась классикой, но недолго: пришлось бросить из-за насыщенной школьной программы. Родители склонили к тому, что надо больше внимания уделять учебе. Было жалко, ведь в будущем я планировала идти в хореографическое училище, чтобы стать балериной.
Сложилось так, что я поступила в иняз, но параллельно всегда занималась танцами – сначала в студии «Муххабат» в Дзержинске, затем в клубе «Амира» в Нижнем Новгороде. В этом году я поступила в Нижегородский областной колледж культуры на хореографа, где изучаю классику, народные, современные танцы. А Восток – это любовь на всю жизнь.
– Смотришь на танцовщиц беллиданса и, на первый взгляд, кажется, что это танец для ленивых…
– Да, нагрузка более щадящая, чем в балете, тем более я теперь сама знаю, каково это – заниматься всерьез классикой или русскими танцами. А напрягать и заставлять себя приходится и в танце живота. Искусства для ленивых вообще нет, любое искусство подразумевает серьезную работу над собой. Редко когда природа одаривает танцовщицу сполна и пластикой, и харизмой, все это можно и нужно развивать. У меня самой поначалу была масса комплексов и чисто танцевальных недостатков, например, неважная растяжка. Так что очень важно трудолюбие. Это я и стараюсь внушить теперь своим ученицам.
– А кто приходит к тебе на занятия? И чем полезен танец живота?
– Я веду группу для начинающих, ко мне приходят женщины разного возраста. Многие поначалу стесняются, кивают на возраст, неидеальную фигуру. А в танце они раскрепощаются, принимают себя.
Щадящие нагрузки позволяют сделать этот танец массовым, доступным при любом уровне подготовки. К тому же беллиданс очень полезен для женского здоровья, регулярные занятия укрепляют спину, суставы, избавляют от остеохондроза, улучшают осанку, а волнообразные движения, тряски – это естественный массаж. Еще беллиданс избавляет от целлюлита. Можно иметь пышные формы и при этом упругую кожу и гибкое тело.
– В отношениях с мужчинами танец помогает?
– Да, я со своим молодым человеком встретилась благодаря танцам. Ехала вечером с тренировки и в транспорте познакомилась. Тут же рассказала о своих увлечениях, о танцах, о стихах. Думаю, испугается, значит, не судьба. Не испугался.
Бывает, что у кого-то новая любовь порождает интерес к танцам: появился у девушки новый мужчина, и ей хочется его как-то увлечь, улучшить фигуру, и она приходит заниматься беллидансом.
– Считается, что танец живота – эротический, даже вызывающий.
– На самом деле беллиданс в истоках своих скромен. Это танец арабской жены, любящей своего мужа, старающейся ему угодить, показать свою любовь. Все откровенное, эротичное – открытые животы, ноги – пришло из Европы. Традиционный костюм – закрытый.
Мир арабских танцев разнообразен. Ошибочно считать, что танец живота чисто женский. К примеру, саиди – изначально мужской танец, пошел от египетских кочевников, он исполнялся с посохом, который мужчины использовали в том числе и для самообороны. Сейчас грубый пастушеский посох превратился в изящную бамбуковую трость, с которой и работают танцовщики. В качестве аксессуаров используются еще сабли, кинжалы. Есть танец с шамаданом – канделябром, который надевается на голову. Это свадебный танец, когда процессию сопровождают девушки с зажженными канделябрами на голове, и этот огонь символизирует супружескую любовь, которая должна светить, греть, но не обжигать.
– Многие до сих пор думают, что арабский костюм – это пояса с монетками и какой-то кусок прозрачной ткани вокруг бедер. А я смотрю твои выступления и вижу – длинные пышные, юбки, закрытые платья, брюки.
– Пояса с монетками – это прошлый век, профи так давно не танцуют. Настоящий восточный костюм – это отдельное искусство, для его украшения используют стразы, бусины, чтобы наряд блестел, выглядел дорого со сцены. В танце много аксессуаров – крылья, веера-вейлы, трости. Многие танцовщицы используют сагаты – маленькие металлические тарелочки для выстукивания ритма.
А что касается пышных юбок, то сейчас в моде смешение стилей. Например, синтез Испании с Востоком. Танго и Востока. Оттого и костюмы характерные. Занимаясь беллидансом, можно познакомиться с целым пластом танцевальных культур.
– А кто придумывает, шьет твои наряды?
– Костюм продумываю сама, ищу картинки, подбираю ткани, украшения. А вот шить не умею, отдаю в ателье, частным швеям. Очень важно выбрать мастера, который бы понимал нюансы именно сценических нарядов. Костюм должен быть не только эффектным, но и удобным, не стеснять движения, а подчеркивать их. Сейчас у меня порядка десяти костюмов.
Что касается обуви, то танцую в основном босиком, иногда в балетках. В шоу-танцах, например, испано-арабском, использую каблуки.
– Это танец о чем?
– Конечно, о любви. Арабские танцы – драматические, пантомимные, они идут от музыки, от песни. Многие профессионалы всерьез занимаются арабским языком, переводят тексты песен. Если ты не знаешь, о чем поется в песне, ты ее не станцуешь. Беллиданс хорош и тем, что можно импровизировать, комбинировать движения по своему чутью. Сама я арабский язык пока не изучала, это в планах. О чем поется в песне, нам рассказывает хореограф.
– Ты и сама наверняка что-то пишешь сама, вдохновленная арабскими мотивами?
– Нет, не пишу, видимо, здесь мне хватает танцев. Единственное «восточное» стихотворение я сочинила к конкурсу «Мисс Дзержинск», оно было прологом к моему танцу.
– А если бы тебя пригласили стать хореографом конкурса красоты, какие бы ты танцы поставила девушкам?
– Подошла бы индивидуально к каждой участнице, помогла через танец раскрыть себя, показать свою природу. Нельзя всех загонять в какие-то общие стилевые рамки, потому что все разные: одна женственная, мечтательная, а другая порывистая, дерзкая – и танцы у них должны быть разные. Надо всегда исходить из того, что у тебя внутри.
Конкурсы красоты сейчас скучно смотреть – все какие-то одинаковые. Как выбрать лучшую?
– Я знаю, что выступление на «Мисс Дзержинск» у тебя не единственное. Ты принимала участие в городских мероприятиях, других конкурсах. А помнишь свое первое выступление именно с танцем живота?
– Первое выступление состоялось в 2012 году на теплоходе «Алдан». Мой педагог из клуба «Амира» попросила выступить перед отдыхающими. А у меня толком даже костюмов не было, собирала их с миру по нитке, несколько дала хореограф, коллеги по клубу поделились, свой был только один. Было очень волнительно, ведь до этого был маленький девичий гаремный мирок, были хафлы (вечеринки в арабском стиле), и вдруг – столько публики. И их надо удивить.
Но сомнений – идти на сцену или нет – не было. Я человек сценический, люблю выступать с детства. Выступления очень развивают, и, как говорит мой хореограф из «Амиры», с каждым выходом на сцену харизма возрастает. Теперь без навигации жизни не представляю, каждый год, с мая и по глубокую осень, работаю на теплоходе в качестве хореографа-аниматора.
– Расскажи о работе аниматора. Кто эти люди, которые развлекают публику во время круизов?
– Вы думаете, что эта работа заключается только в вечерних выступлениях? День аниматора начинается рано: надо провести зарядку для желающих, затем мастер-классы по танцам, а выступления идут вечером. А если в этот день не было стоянок, приходилось придумывать дополнительные конкурсы, развлечения. Я человек инициативный, использовала все свои таланты, пригодились мои навыки бисероплетения – организовала кружок, от которого пожилые рукодельницы были в восторге. Проводила поэтические, музыкальные гостиные.
Хороший аниматор – это не только сольный артист, это должен быть человек контактный, харизматичный. Ведь в круизе людям есть чем заняться, вокруг и так много интересного – река, пейзажи, впечатления от экскурсий, а тебе надо отвлечь внимание на себя, свое искусство.
Но и на себя время оставалось, я посещала экскурсии, музеи. Столько всего повидала, мы ходили по Волге, Оке, Каме, реке Белой, я побывала везде – от Урала до Соловецких островов. Скажу сразу: деньги аниматор получает символические. Но я занимаюсь этим не ради денег.
– Аня, и все-таки как твои близкие отнеслись к такому крутому повороту в твоей жизни? Думали, ты станешь переводчиком, а ты рванула в артистки!
– Я их долго готовила. Я же еще после 9 класса рвалась получать творческую профессию, но помешал банальный страх: мне, как ребенку 90-х, внушили, что надо зарабатывать деньги, выбирать «хлебную» профессию. А значит, хороший вуз, стабильная работа в офисе. Но и диплом «крутого» вуза не дает гарантии, что ты устроишься в жизни. Я с дипломом переводчика так и не смогла найти престижную работу, устроилась преподавателем.
Во времена студенчества часто накатывала депрессия, сомнения, грызли вопросы вроде: а что я делаю, что я буду из себя представлять? Я жила в постоянном страхе, была беспокойным человеком, отношения с людьми не ладились. Ложилась спать и думала: как бы остановить планету, сделать так, чтобы утро наступило попозже? Хотелось хоть на время уйти в небытие.
Так всегда бывает, когда предаешь свою истинную природу, идешь наперекор себе. И этими сомнениями я делилась с близкими. Теперь я занимаюсь любимым делом – танцами, я изменилась, полюбила себя и больше не пытаюсь сделать из себя кого-то – переводчика, послушную дочь. У меня появилось спокойствие, гармония. Я уже не так боюсь критики, осуждений.
– А какой бы ты совет дала людям, которые тоже стоят на перепутье, ведь подобное состояние знакомо многим.
– Это трагедия современности, когда люди идут не по тому пути, к которому лежит душа. Это издевательство над собой. Надо четко решить, что тебе важнее – гармония с собой или некие «европейские ценности», материальные блага, стабильность? Разве на них надо делать ставку?
Часто шаг к мечте мешает сделать отнюдь не лень, а банальный страх и то, что навязано извне. Тебе внушают с детства: ты должен быть таким-то и тем-то. И ты молча соглашаешься, параллельно наживая кучу комплексов.
Надо избавляться от страхов. Как? Универсального совета дать не могу, кому-то помогут тренинги, занятия с психологом, чтение книг. Но главное – слушать себя. В глубине души всегда ясно, где твое, а где – навязанное. Первое эмоциональное состояние, которое возникает при мысли о какой-то деятельности, и есть истинное. Если душа противится, то зачем туда идти?
Важно обнаружить свой талант. Тяга, интерес к какой-то деятельности – это и есть предпосылки к таланту. Я почувствовала, что любая способность нарабатывается. Сама удивилась, что мне проще стало общаться с людьми, отдавать что-то другим. Бездарность – это не тот, кому не дано, а тот, кто не хочет или боится делиться своим талантом с другими.
– О чем ты мечтаешь, как танцовщица, хореограф?
– Как хореограф, конечно же, – открыть свою школу. А как исполнительнице мне не важно, какая подо мной сцена, сколько зрителей. Любой выход на публику – это ответственность. Даже если я буду танцевать перед одним человеком, я буду выкладываться, как и для полного зала.
Очень бы хотелось попутешествовать по арабскому миру, познакомиться с ним поближе, посмотреть на танцовщиц. Ну и самой станцевать.
– В чем основной инстинкт Анны Звездкиной?
– Мое кредо: не идти вперед значит идти назад. Я не могу усидеть на месте, мне надо двигаться, я активная. Если случается какой-то простой, то я сама себя ругаю.
Я не понимаю такого, когда говорят: я буду заниматься этим для себя. Это же эгоизм получается. Если умеешь что-то делать, так поделись с другими. Надо нести свой дар в мир, а не копить в себе.