Дзержинск поющий
Если бы существовала Красная книга хоров России, то в нее с особой аккуратностью стоило бы вписать один из старейших коллективов Нижегородской области – народную хоровую академическую капеллу Дворца культуры химиков.
Такой чудо-хор – большая редкость в наши дни. Немного осталось городов, способных похвастаться тем, что у них есть нечто подобное. Между тем дзержинской хоровой капелле в грядущем году исполнится 60 лет, и, судя по всему, жить она будет еще долго. Не может бесследно исчезнуть дело, в которое вложено столько труда и души.
Песня – жизнь
Прежде чем вернуться в 1956 год, когда в газете «Дзержинец» появилась крохотная заметка об открытии в музыкальной школе №1 хоровой капеллы, стоит, наверное, коротко пояснить, в чем же особенность этого ансамбля и почему сегодня таких уже практически нигде нет.
Как следует из названия капеллы, это коллектив, ставший народным. В момент ее появления художественная самодеятельность в стране была на подъеме. Никому не казалось странным то, что рабочий завода в часы, свободные от производственного труда, занимался в народном кружке – цирке, театре или, допустим, хоре. Капелла, о которой мы говорим, – непрофессиональный коллектив. Ее первыми участниками были сотрудники промпредприятий, школьные учителя и студенты. И до сих пор прийти в академический хор ДКХ в принципе может каждый дзержинец, независимо от статуса в обществе или уровня музыкального образования.
Сейчас идея самодеятельности, к сожалению, переживает не лучшие времена, но в 50-е годы к ней подходили серьезнее, и поэтому народный коллектив нельзя было приравнять к бездарному или сформированному исключительно ради забавы. Дзержинская хоровая капелла стала удачной попыткой создания настоящего академического четырехголосного хора, исполняющего произведения для четырех хоровых партий: сопрано, альта, тенора и баса. Уточним еще, что академический хоровой коллектив имеет классический репертуар, значительную часть которого занимают сложнейшие оперные произведения. И кроме того, ансамбль, называемый капеллой, поет без сопровождения музыкальных инструментов (a capella), а это считается вершиной хорового искусства.
Учитывая сказанное выше, стоит добавить, что в капеллу может прийти любой, но возьмут не всякого. Строгий принцип отбора, соблюдаемый и сегодня, установил один из основателей коллектива – музыкант, дирижер и композитор, которого краеведы нарекли «гением хора», Марк Иванович Маркитантов. В 1956 году он обратился к горожанам через газету «Дзержинец» с приглашением попробовать свои силы в хоровом искусстве, пояснив, что собирается организовать капеллу. Для новичков репетиция начиналась с «прощупывания» голосовых данных. Если кандидат имел слух и упрямство человека, страстно желающего добиться цели, его брали в хор и для него наступала пора напряженного, но крайне интересного обучения.
В истории капеллы были люди, освоившие певческое искусство с нуля, и это, конечно, заслуга многих одаренных преподавателей. Среди них, например, Елизавета Лаусаревна Земская – профессиональный музыкант и чуткий учитель. Ее, как и Марка Ивановича, считают человеком, стоявшим у истоков народной капеллы.
В 1959-м коллектив выступил на открытии Дворца культуры химиков и в этом же году получил звание народного. Появились очертания репертуара, верность которому, надо сказать, бережно хранят и сегодняшние участники ансамбля (хор из оперы К.-Ф. Глюка «Орфей и Эвридика», хор из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Сердце, молчи» И.-С. Баха, «Маритана» Г.В. Свиридова, «Реквием» В.-А. Моцарта и др.). Изредка встречались в исполнительском списке русские народные песни и произведения советских композиторов, например, С.В. Рахманинова.
Наша хоровая капелла вела активную гастрольную деятельность. Естественно, она выступала в городе, но смогла заявить о себе и за его пределами. Так, в честь 50-летия советской власти совместно с оркестром Горьковской филармонии коллектив исполнил кантату «Дзержинск», написанную Маркитантовым, и получил за это звание лауреата Всероссийского фестиваля самодеятельного искусства. К юбилею М. Горького капелла впервые исполнила военно-симфоническую поэму горьковского композитора Б.Б. Благовидова «Буревестник» совместно с симфоническим оркестром и хором Горьковской консерватории. Большая честь была оказана капелле во время вручения области ордена Ленина: она стала костяком сводного хора, который в Нижегородском Дворце спорта исполнил песню М.И. Маркитантова на слова И.В. Шамова «Коммунизм победит».
Гастрольная география коллектива не кончается нашим регионом – дзержинские хористы бывали с концертами в местах освоения целины, в Новомосковске, Владимире, Кронштадте, Москве… Его выступление в Колонном зале столичного Дома союзов в 1965 году транслировали по всесоюзному радио. И сейчас, в начале 21 века, капелла по-прежнему гастролирует, принимая участие в городских и областных музыкальных фестивалях.
За годы многое подверглось изменениям, ведь ничто не длится вечно. Но есть у нашей капеллы еще одна любопытная особенность – люди, которых можно было бы назвать старейшинами дзержинского хорового движения. Присоединившись к капелле около 50 лет назад, они и сегодня приходят на репетиции, невзирая на преклонный возраст, давление или немилосердную погоду. Среди них, например, Н. Гоняева (пришла в хор в 1956 году), В. Пронин (стал хористом в 1957 году), А. Арутюнова (начала выступать в составе капеллы в 1956 году), Л. Бессонова (открыла в себе способности к пению в 1967 году) и другие почтенные граждане. До сих пор в составе хора с удовольствием выступает Игорь Егоров, больше десятилетия руководивший этим коллективом, – неизменный организатор городских хоровых фестивалей, которому в прошлом году исполнилось 80.
Если считать, то капелла дала не менее пяти сотен концертов. На протяжении 59 лет без перерывов на переживания по поводу неприятных политических событий хористы продолжали заниматься и пели вопреки всему.
Пока работают ноги
Вероятно, нет смысла подробно размышлять о том, что стоит за этим «вопреки». Гораздо важнее то, что хор – одно из несомненных культурных достояний нашего города – существует по сей день и никак не собирается ронять планку, установленную когда-то давно его основателями. Во всяком случае, нынешний руководитель хора Валентина Жилина в своей работе ориентируется именно на те профессиональные принципы, которые позволяют называть хор академической капеллой. Так, репертуар коллектива по-прежнему состоит по большей части из классических оперных произведений. Отчасти его не меняют и по желанию самого певческого коллектива: хористы считают себя исполнителями классики и наотрез отказываются разучивать частушки.
Если побывать на сегодняшней репетиции хора, то прежде всего в глаза бросаются две вещи. Во-первых, уровень мастерства, завораживающий слушателя, и во-вторых, разница в возрасте. Певцы – пожилые люди, хотя выглядят они моложе своих лет. Хормейстер Валентина – совсем юный специалист, выпускница дзержинского музыкального училища.
Капелла репетирует в ДКХ дважды в неделю, днем, около двух часов. Возможно, заниматься вечером было бы удобнее для молодежи, желающей приобщиться к певческому искусству. Но сейчас в хоре старейшины. Их безопасность и здоровье – на первом месте. Летом поздние занятия допустимы, но зимними вечерами как хористы будут добираться домой? В распоряжении дворца пока нет специального транспорта для подобных целей.
Впрочем, сами участники коллектива утверждают, что будут посещать репетиции, пока работают ноги. Отпрашиваются они редко и только по какой-нибудь архиважной причине. Некоторые объясняют просто: «Пока я сюда хожу, я живу». А руководитель хора добавляет к сказанному, что они вообще очень деятельные и терпеть не могут выходные.
Отношения между хористами и хормейстером трепетные. Когда Валентина Жилина стала руководителем, ей было не больше 24-х, то есть иные «ученики» оказались на 50 с лишним лет старше. Понятно, сначала девушка испытывала определенный дискомфорт, но со временем ей удалось добиться уважения и благодарности. К Валентине певцы обращаются по имени-отчеству, смотрят на нее ласково и даже как-то покорно, мол, как скажешь, так и будет. А юный руководитель называет певцов «мальчиками» и «девочками». Иногда – «моими бабушками» и «моими дедушками».
Кстати, «мальчиков» в капелле дефицит. Всего хористов не менее 20, но лишь четверо из них – мужчины. И об этом участники коллектива говорят с нескрываемой горечью, потому что сразу же появляется повод для нелегкой беседы о том, что с каждым годом их становится все меньше, и о том, что первыми уходят мужчины. Вот раньше-то их было много-много… И выступали гораздо чаще, путешествовали…
Хористы любят вспоминать былое и могут часами рассказывать о чудесном времени расцвета их коллектива. Но ведь и сегодня капеллу нельзя назвать изолированной от культурной жизни города. Концерты даются по меньшей мере один раз в месяц – в госпитале ветеранов войн, в краеведческом музее и местных библиотеках. В свадебной гостиной Дворца культуры химиков, где капелла репетирует, проходят творческие встречи. Люди приходят, слушают и аплодируют стоя. «На конкурсы только почти не выезжаем. Мало осталось таких хоров, как наш. С кем соревноваться?» – разводит руками Валентина Жилина.
Достойное место отведено хору в экспозиции ДКХ под названием «В истории Дворца страниц немало славных», которая торжественно открылась в прошлом году в честь 55-го дня рождения местного центра культуры. И его сотрудники по праву гордятся тем, что ДК химиков уже много лет является местом творческой работы капеллы – одного из старейших коллективов области, в судьбе и славе которого, как и во всем, что делает наш город особенным, кроется какое-то свое очарование – простое и в то же время непостижимое.
Наталья СЛЕПНЕВА.
Подготовлено с опорой на рассказы хористов капеллы и сотрудников ДКХ.