«Дурдом» – наше будущее?
Уже больше месяца многие из нас пребывают в режиме самоизоляции. За это время мы принудительно-добровольно стали участниками ряда экспериментов. К одному из них относится удаленное (дистанционное) обучение, прелести которого в полной мере прочувствовали на себе учителя, ученики и их родители.
У каждого своя правда
Отношение к дистанционному обучению в обществе – неоднозначное. Ведь то, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим. В данном случае, например: из крупного ли мегаполиса, где по последнему слову техники оборудованы школы, все учителя с компьютерами на «ты», и каждый школьник имеет дома компьютер или ноутбук с выходом в Интернет; или же из глухой провинции со всеми вытекающими отсюда реалиями.
Немаловажно и то, кто именно смотрит. Одно дело министр-теоретик из своего кабинета, другое – учитель-практик, третье – ученики, четвертое – родители. Многое зависит и от возраста «участников процесса». У каждого из них своя «правда».
Вот, например, федеральный профильный министр Сергей Кравцов уже успел выразить свой чуть ли не восторг по поводу удаленного обучения и даже заявить о том, что это наше будущее. Правда, скоро после своего заявления, под шквалом обращений возмущенной общественности и вразумлений более опытных статусных коллег, он пошел на попятную, а его ведомство стало распространять информацию, что удаленка в образовании – мера вынужденная, временная – не более. Однако слово не воробей, тем более что было оно сказано человеком, которого считают одним из инициаторов пресловутого ЕГЭ. Кто знает, что он снова может придумать в целях падения уровня знаний наших детей и, следовательно, дальнейшей деградации нашего общества?
Шаг вниз?
Удаленное обучение, по мнению многих – ни что иное, как еще один шаг навстречу падению уровня образованности, ибо дать детям настоящие, качественные знания через экран невозможно. Никакое онлайн-обучение в школе (а у нас в большинстве школ даже онлайн-обучения полноценного нет) не заменит живого контакта «глаза в глаза» между учителем и учеником. Во всяком случае, пока.
Давайте смотреть правде в глаза: то, что являет собой наше удаленное обучение таковым можно назвать с большой натяжкой и в исключительных случаях. Да, формальности соблюдены: есть расписание уроков и другие сопутствующие процессу обучения «атрибуты» (надлежащие инстанции за этим бдительно следят). Только вот мало где есть уроки как таковые, пусть даже дистанционные. Можно считать огромным достижением, если в школе хотя бы три-четыре учителя проводят уроки в онлайн-режиме: сидят перед экраном компьютера, повторяют с детьми пройденный ранее материал, объясняют новый, задают вопросы, тем самым выясняя, поняли ученики хоть что-нибудь, проводят опросы, ставят за ответы оценки и так далее.
В основном же, как и предполагали опытные педагоги, например, хорошо известный дзержинцам Лев Пигалицын, дистанционное обучение свелось к тому, что учителя «скидывают» детям ссылки на видео-уроки, прикрепляют презентации, скаченные из интернета – это в лучшем случае.
В худшем – все ограничивается домашним заданием, которое дети должны выполнить, прочитав в учебнике соответствующий параграф (то есть проштудировать тему, по которой получили задание, и разобраться в ней самостоятельно).
Если раньше даже после «разжевывания» учителем темы на полноценном уроке многие школьники так ничего и не понимали, то сейчас как же?
Бедные – родители, бедные – учителя
Ну ладно, ученикам младших классов могут помочь родители. Некоторые из них худо-бедно «вытягивают» программу средней школы. Но что делать тем, кто учится в старших классах? Да и чего лукавить: раньше-то далеко не все родители находили время и желание даже просто проверить, сделал ли их ребенок домашнее задание. А найдут ли они его еще и на то, чтобы объяснять ребенку, что в прежней, нормальной, жизни объясняли учителя, которым «за это деньги платят»?
Между тем, работы у учителей прибавилось. Только приобрела она (работа), к великому их прискорбию, несколько отвлеченный от полноценного учебного процесса характер. Они теперь порой больше озадачены не тем, как донести до детей тот или иной материал, проверить, насколько они его поняли и объективно оценить. Теперь педагоги вынуждены заниматься поиском соответствующего объяснения в Интернете, скачать его, скинуть детям. Получается это не у всех, не сразу и не всегда, а потом еще нужно проверить выполнение ими домашнего задания.
Причем, если раньше учитель брал тетради одного класса и сразу проверял их, то теперь что? Дети зачастую пересылают домашку не тогда, когда необходимо, а когда удобно им или их родителям. Это может быть и раннее утро, и поздний вечер, и даже ночь. К тому же присылают на разные «платформы»: на электронную почту, «Дневник.ру», WhatsApp, Вайбер – у кого какие технически возможности.
И вот учителя на протяжении месяца в течение чуть ли не целых суток проверяют присланные им в разнобой домашние задания. А ведь у них тоже есть семьи, дети. Кроме того, учителя, в большинстве своем страдают близорукостью, а, значит, работая в подобном режиме и дальше, вообще зрение потерять могут. Только представьте, чего стоит разобрать на маленьком экране сматрфона детские каракули: ученики же сначала выполняют домашнее задание от руки в тетради, фотографируют его и после этого пересылают учителям.
Отчеты, формуляры, журналы
Кстати, общением с детьми (пусть даже таким неполноценным образом) деятельность учителей во время самоизоляции и удаленного обучения не ограничивается. С них постоянно требуют какие-то отчеты, заполнение различных формуляров, журналов, приглашают на онлайн-педсоветы и конференции, а то даже и непосредственно в школу – увы, не все возможно сделать удаленно. Их уже озадачили подготовкой к открытию пришкольных лагерей, которые непонятно, что этим летом будут собой представлять. К тому же скоро ведь выпускные экзамены – их никто не отменял!
В общем, куда ни кинь – всюду клин.
Цена хороших отметок
Хотя один плюс удаленного обучения некоторые отмечают: у учеников улучшилась успеваемость. Однако не надо забывать, что требования-то к оценке знаний снизились. То, за что раньше учитель ставил тройку, сейчас нередко оценивает на четыре, хотя при этом знает, что домашка выполнена ребенком не самостоятельно и даже не при помощи родителей, а тупо списана с ГДЗ (решебника). Имеются сегодня такие по всем предметам – не иначе как тоже с целью дальнейшей дебилизации общества. Завышают они эти оценки не ради показателей, в чем их тоже уже успели обвинить, а потому что дано соответствующее негласное указание: мол, не надо травмировать детей.
Обратно в школу
А ведь многих детей и их родителей такое положение вещей (завышение оценок) устраивает. Но только не тех, кому нужны настоящие знания. Какие бы здравницы не пели нынешнему вынужденному удаленному обучению некоторые высокие чиновники от просвещения и не отягощенные интеллектом родители, всем здравомыслящим людям понятно: с его помощью дети не получили даже половины тех знаний, какие получили бы находясь в школе на нормальном уроке, слушая живое объяснение своих родных учителей.
Поэтому неудивительно, что даже многие дети, которые первоначально удаленку встретили с восторгом, сейчас называют ее «дурдомом» и рвутся в школу.
Увы, неизвестно исполнится ли их желание в ближайшем месяце, венчающем текущий учебный год. Но если даже и исполнится, в чем я очень сомневаюсь, наверстать упущенные за последнюю четверть знания, конечно же, не удастся. Это им придется делать в новом учебном году, который, хочется верить, начнется вовремя.
Безусловно, учителя сделают все возможное, чтобы ликвидировать у школьников пробел знаний, полученный в процессе удаленки. Но удастся им это только при поддержке, понимании и помощи самих учеников и их родителей.
Алла ЕГОРОВА.