Директор управляющей компании «Управдом-Центр» Александр БОРИСОВ – о том, почему отопительный сезон в этом году пришлось начинать трижды
– Александр Васильевич, 11 мая 2021 года завершился очередной отопительный сезон. Каким он был для вашей компании?
– Каждый год он проходит по-разному. Но в этом году нас особенно «порадовала» Дзержинская ТЭЦ – из-за многочисленных жалоб жителей на недостаточно теплые батареи в квартирах.
– В чем причина этих жалоб?
– Возможно, это связано с внутренней модернизацией их системы теплоснабжения. Известно, что на некоторых тепловых камерах, помимо теплопунктов, ресурсники устанавливали дополнительные сужающие устройства, которые перекрывали часть теплоносителя, подаваемого на жилые дома.
Кроме того, в этот отопительный сезон случились две крупные аварии. Первая произошла пятого января. Тогда в морозы без отопления осталось порядка 100 многоквартирных домов города, из них 68 – на жилфонде нашей компании. После этого отключения нам пришлось запускать аварийные дома как в начале отопительного сезона: несмотря на праздничные дни, работали дополнительные аварийные бригады сотрудников, но седьмого числа все последствия отключения были устранены: подключены все дома и «выхожены» все завоздушенные стояки.
А вторая авария случилась восьмого марта. Тогда на Дзержинской ТЭЦ произошел кратковременный скачок давления, из-за которого большая часть жилфонда осталась без горячей воды и отопления. Нам пришлось вновь практически заново запускать уже порядка 250 домов, опять как в начале отопительного периода. Было очень много жалоб от жителей. Только девятого марта мы получили около двух с половиной тысяч заявок по отоплению. Устранение последствий этой более серьезной аварии заняло срок от пяти до семи дней, снова привлекались дополнительные людские ресурсы.
– Получается, что отопительный сезон пришлось начинать трижды?
– Получается так, не считая мелких, локальных аварий на тепловых сетях ТЭЦ, а их тоже было несколько. И если подводить итоги работы в отопительный период ТЭЦ и котельных «Нижегородтеплогаза», то к последним у нас нареканий не было. А вот ТЭЦ отработала сезон на троечку.
Тем более, что из-за аварий на сетях ресурсоснабжающих организаций у конечного потребителя крайними всегда остаются управляющие компании. Дело в том, что коммунальщики, устранив утечку, открыли две задвижки, и все. А нам, чтобы не заморозить внутридомовые системы, приходится во время аварии сливать все попавшие под отключение дома, а затем их заново пускать и выхаживать завоздушенные стояки. Зима была морозная, случались и перепады дневных и ночных температур, что сказывалось и на перепадах температуры теплоносителя от ТЭЦ.
Кроме того, на ряде домов от теплопунктов Дзержинской ТЭЦ появилась и проблема с горячим водоснабжением. На некоторых домах не хватало циркуляции при водоразборе, что приводило к существенному снижению температуры горячей воды – она еле-еле достигала 40 градусов.
К сожалению, весь негатив от жителей, не разбирающихся в тонкостях взаимоотношений ресурсников и управляющих компаний и зонах их ответственности перед конечным потребителем, обрушивается именно на нас.
Еще раз повторюсь: пустить теплокамеру, иначе говоря открыть условный рубильник, гораздо проще, чем запустить дома. Сначала нужно выровнять давление, удалить воздушные пробки, а также сохранить баланс между всем жилфондом в разных концах города. Это тяжелый труд. Но мы со своей стороны со всеми трудностями справились.
– Есть ли у управляющих компаний какой-то ресурс повлиять на ситуацию с отоплением?
– У нас его нет – он есть только у администрации города. И заключается он в выдаче паспортов готовности к пуску тепла: их выдают и УК, и РСО. Как будет при подготовке к следующему отопительному сезону, покажет время.
– Известно, что, как только заканчивается отопительный сезон, начинается подготовка к следующему. В чем она заключается, расскажите, пожалуйста, подробнее.
– Действительно, чтобы не терять времени, мы уже начали опрессовку систем отопления в жилых домах. Особенно в части домов совместно с котельными. Это в основном бесподвальные дома. А с 17 мая началась промывка внутридомовых сетей на нашем жилфонде. Вся необходимая техника – компрессоры и тому подобное – у нас имеется, людской ресурс тоже, составлены графики.
– Кстати, в какие сроки должна быть завершена подготовка к новому отопительному сезону?
– Для нас это 1 сентября. До этого срока мы должны забрать все акты у ресурсников, чтобы получить до 15 сентября в администрации все паспорта готовности. Конечно, происходят нештатные ситуации, но в прошлом году к первому сентября мы уложились, и даже раньше. Непромытых и неопрессованных домов не было. Промывка и опрессовка летом позволяют нам увидеть проблемные места, но все равно иногда при пуске отопления происходят некие локальные маленькие аварии, но не столь масштабные.
– Какие есть проблемные адреса? Будут ли устранены на них проблемы к следующему сезону?
– Да, конечно, есть. Например, Ленина, 49, где минувшей зимой несколько раз приходилось ремонтировать систему отопления. Мы уже в апреле в рамках текущего ремонта компании начали там замену розлива – после опрессовки увидим результат.
– Много еще таких проблемных домов?
– Еще дом по Терешковой, 60. Там много нежилых помещений, куда не всегда удается получить доступ для устранения аварии. Дом по пр. Ленина, 81 тоже доставил нам хлопот. Узел управления там в нежилом помещении, которое находится в частной собственности.
Но мы рассчитываем все эти проблемы устранить. Лето у нас короткое, поэтому работы по ремонту и замене системы отопления в МКД мы начали еще зимой. С января уже начали менять розливы по отоплению в разных домах, работа будет продолжена.
Ведь наша первоочередная задача – подготовить жилфонд к беспроблемному прохождению отопительного периода.
Марина ФЕДОРОВА.