27 марта в стенах Дзержинского филиала РАНХиГС состоялась конференция «Проблемы управления ЖКХ – 2024»
Участие в мероприятии приняли российские ученые и преподаватели вузов, сотрудники научных учреждений, а также профессионалы, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На конференции рассматривались наиболее актуальные вопросы развития ЖКХ. В их числе цифровизация и автоматизация работы управляющей компании (УК), особенности обслуживания многоквартирных домов (МКД) на современном этапе. Не обошли стороной участники встречи финансовые аспекты управления МКД, а также проблемы коммуникации собственников помещений и УК.
В числе выступивших на форуме специалистов были руководитель ООО «УК «Чистый берег» Анатолий Михеичев и директор ООО «УК «Чистый город» Александр Гордеев.
Соорганизатором конференции выступил ученый-практик, кандидат экономических наук, доцент ННГУ Дмитрий Красильников.
Основные проблемы – теплоснабжение и вывоз мусора
Анатолий Александрович Михеичев обозначил на конференции две застарелые проблемы, преследующие российские УК на протяжении долгого времени.
Как констатировал директор управляющей компании, чаще всего дзержинцы высказывают недовольство по поводу низкого качества отопления и нерегулярного вывоза мусора. Беда в том, что решение обеих этих проблем сегодня почти никак не зависит от жилищников. Однако весь негатив жители направляют именно на них.
Тепло в доме определяется прежде всего вниманием к этому вопросу ресурсоснабжающей организации. А на контейнерной площадке чисто только тогда, когда исправно работает организация, вывозящая отходы, и это не УК.
По словам Анатолия Михеичева, проблемы с вывозом мусора УК «Чистый берег» успешно решалась до тех пор, пока она сама утилизировала ТКО. Закончилась эта автономия в 2019 году, когда государство организовало систему региональных операторов по обращению с отходами. Качество вывоза мусора с тех пор оставляет желать лучшего.
Свои же непосредственные обязанности «Чистый берег» выполняет исправно. По словам руководителя, УК сейчас полностью готовит обслуживаемое жилье к зиме, промывка и опрессовка отопительных систем в МКД проходят своевременно. Плановое проведение ремонта, профилактических и подготовительных работ – залог надежной работы отопления и в сильные морозы.
Кроме того, УК «Чистый берег» ежегодно участвует в программе «Формирование комфортной городской среды» («ФКГС»). Это позволяет отчасти решать проблему с асфальтировкой территорий и организацией парковок.
Как подчеркнул Анатолий Михеичев, современная управляющая компания должна быть профессиональной и заниматься исключительно своей сферой деятельности, а также использовать автоматизацию многих процессов.
Так, «Чистым берегом» ведутся разработка и внедрение новейших сервисов, в том числе электронных квитанций и быстрой обратной связи с жителями. В автоматизации своей деятельности компания использует современные средства, в частности специализированную программу для жилищников «Бурмистр», последние версии юридических и других программных продуктов.
Жилищники и собственники должны слышать друг друга
Выступление на конференции Александра Александровича Гордеева, возглавляющего УК «Чистый город» было посвящено взаимодействию управляющей компании с жителями. Плодотворное сотрудничество сторон – ключевой фактор в обеспечении качества жизни и поддержания хорошего состояния жилого пространства.
Как констатировал Гордеев, УК занимается поддержанием порядка, исправлением технических неполадок, обеспечением безопасности и управлением финансами дома. Однако без активного вовлечения собственников эти усилия оказываются недостаточными.
Случается, что недопонимание между собственниками и представителями УК происходят после принятия властью неких законодательных новшеств. Так, например, произошло, когда с 1 марта 2023 года ввели новые правила расчета платежей за ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества дома (СОИ). Теперь все расходы ложатся на плечи собственников жилья.
Александр Гордеев подчеркнул, что сотрудничество между УК и жильцами начинается с открытости и прозрачности в коммуникации. Управляющая компания должна информировать собственников не только о проводимых работах, но и об изменениях в правилах эксплуатации и обслуживания МКД, а также принимать во внимание рекомендации и пожелания жителей.
От собственников помещений в свою очередь компания ждет активности и ответственности в отношении своего жилья. Это означает соблюдение правил проживания, своевременную оплату коммунальных услуг и активное участие в решении общедомовых вопросов.
Как убежден Александр Александрович, повсеместная цифровизация и стремительный переход к интерактивным формам взаимодействия дают новые возможности для успешного взаимодействия управляющей компании с собственниками. Однако нельзя забывать и про личное общение сотрудников УК с клиентами. Ведь существует значительная доля жителей, в частности пенсионного возраста, не имеющих возможности общаться посредством Интернета. Поэтому вопросы и ответы по телефону управляющей компании по-прежнему актуальны.
Марина ФЕДОРОВА.