Законопроект о «гаражной амнистии» вступит силу в 2021 году. Предполагается, что он позволит по упрощенной схеме приватизировать гараж и землю под ним
«Репортер» поговорил о нюансах законопроекта с руководителем общественной организации «Гаражное сообщество Дзержинска», председателем кооператива «Южный» Дмитрием КУЗНЕЦОВЫМ.
Основное преимущество, которое дает гаражная «амнистия», считает Дмитрий Кузнецов, – возможность получить в собственность не только гараж, но и земельный участок, на котором он размещен.
– До сих пор было так: даже если гараж приватизирован, земля под постройкой все равно оставалась в собственности муниципалитета. Приватизировать земельный участок было можно, но это было очень дорого и долго, – говорит руководитель общественной организации «Гаражное сообщество Дзержинска».
Предполагается, что новый закон упростит регистрацию собственности.
Новшество касается гаражей, построенных до 2004 года, когда был принят Градостроительный кодекс.
По словам Дмитрия, большинство гаражей в Дзержинске были построены в 1970-е годы. Долгое время никто не задумывался о том, что их нужно оформлять в собственность – как правило, участками под гаражи горожан наделяли предприятия, на которых они работали, и одно это было своеобразным гарантом законности операции.
Новый закон, полагает собеседник, обяжет владельцев гаражей, оформивших постройки в собственность, выкупать или приобретать в долгосрочную аренду и земельный участок под ним.
– Государству не выгодно, чтобы гараж стоял на муниципальной земле. Логичнее отдать ее в частные руки и взимать с владельца налог, – продолжает он. – Кстати, налог пока не такой большой. Я, например, как собственник гаража и участка земли под ним в год плачу порядка 200 рублей.
Бесплатно или не совсем?
При этом обладатели гаражей рассчитывают, что амнистия позволит оформить право собственности абсолютно бесплатно.
– Не думаю, что процедура будет безвозмездной. Не исключено, что со вступлением в силу нового закона выкуп земли обойдется владельцу гаража дешевле, чем было до сих пор, может быть, чуть меньше будет стоить межевание. Но бесплатно – это вряд ли. В любом случае, документ, одобренный в окончательном чтении, должен расставит точки над «i», – говорит Дмитрий Кузнецов.
К слову, сегодня выкупить участок земли под гаражом можно за 50% от кадастровой стоимости, которая составляет порядка 55–60 тысяч рублей. Кадастровые работы, включая выезд специалиста на замер, обходятся приблизительно в 5 тысяч рублей.
– Порядка 30% гаражей в кооперативе «Южный» уже официально оформлены в собственность, землю под постройками приватизировали где-то 5% членов кооператива. Это, конечно, очень немного. Просто потому, что очень дорого, – делится председатель.
Пригонят технику и сравняют с землей
– В том случае, если гараж не оформлен в собственность и земля под ним тоже, ситуации складываются просто тупиковые, – продолжает Дмитрий Кузнецов. – Чтобы оформить гараж, нужно, чтобы земля принадлежала его владельцу. В то же время, для того чтобы оформить землю, нужно, чтобы гараж по документам был в собственности того, кто хочет приватизировать данный участок земли.
В любом случае желающий приватизировать гараж обязан подтвердить факт владения постройкой. Как это сделать?
– Надеемся, в законе появятся какие-то разъяснения на этот счет – это упростит процедуру оформления, – говорит Дмитрий Кузнецов. – Сегодня владельцам гаражей приходится обращаться в БТИ и доказывать там, что гараж принадлежит им. Основным подтверждающим документом служит справка от председателя гаражного кооператива, в котором состоит владелец гаража. Получает он эту справку, как правило, только в том случае, если оплачивал взносы. Неплательщикам в этом смысле приходится вообще туго – они не смогут оформить в собственность даже гараж, пока не выплатят накопившийся долг.
Собеседник уточняет, что даже за неимением документов, которые подтверждали бы факт владения гаражом, его обладатель вправе продолжать пользоваться гаражом.
– Запретить ему это мы не можем, – говорит Дмитрий Кузнецов.
Вместе с тем, уточняет собеседник, в Дзержинске довольно много заброшенных гаражных кооперативов.
– Владельцы тех немногих гаражей, которыми пока еще продолжают пользоваться, варятся, что называется, в собственном соку. Председателя у них нет, гаражи в основной массе брошенные… Чисто теоретически, как только «амнистия» вступит в силу, муниципальные власти вправе пригнать туда технику и сравнять эти постройки и все, что от них осталось, с землей, – поясняет Дмитрий Кузнецов.
На птичьих правах
Немало в Дзержинске и самовольно построенных гаражей. У владельцев таких построек тоже могут возникнуть трудности с оформлением в собственность, говорит Дмитрий.
При этом уточняет, что штрафных санкций в законопроекте за самовольно установленный гараж не предусмотрено. Более того, в документе даже нет такого понятия, как «самовольно построенный гараж».
– Как правило, при создании кооперативов, документы выдавались на определенное количество гаражей. Но с годами на их территории появлялись новые постройки – гаражей стало больше, чем предполагалось документами кооператива. По сути, они могут попасть под категорию самовольных. Но ведь если председатели приняли их в кооператив, их владельцы платили взносы, гаражи можно считать вполне законными... Как новый закон распорядится судьбой таких гаражей, не понятно, – говорит председатель Общественной организации «Гаражное сообщество Дзержинска».
Сарай – не гараж
Не удастся оформить в собственность и сараи, переоборудованные их владельцами под гаражи.
– Таких построек особенно много в старом городе. Не исключаю, что владельцы сараев-гаражей даже не будут стремиться делать это. Но тогда при желании администрация сможет снести их как незаконные, – продолжает он.
Административный ресурс
Дмитрий Кузнецов, будучи председателем гаражного кооператива «Южный», на новый закон возлагает большие надежды.
Поможет решить сложности, возникающие у гаражных кооперативов с узакониванием земель общего пользования. Вернее, с их межеванием.
– Земли общего пользования в кооперативах до сих пор принадлежат муниципалитету: перевести их на себя кооперативам не удается. Отмежевать земли не удается, в частности, потому что не понятно, на каком конкретно участке они выдавались. В документах на кооператив «Южный», например, значится участок на улице Терешковой, но точный адрес не указан. Конечно, это не значит, что гаражи расположены не там, где должны быть, но это создает определенные трудности при оформлении кадастровых документов.
Дмитрий Кузнецов считает, что логичнее, когда дороги между гаражами, подъездные пути принадлежат гаражным кооперативам – тем, кто ими пользуется. В противном случае они могут перейти неким частным структурам, которые запросто могут поставить на нашей территории шлагбаум, ввести платный проезд. Это станет дополнительной финансовой нагрузкой для кооперативов, которые существуют только за счет членских взносов, которые уходят на оплату электричества, уборку снега и мусора, содержание территории, – говорит собеседник.
Правда, остается непонятным, почему администрация, раз уж земли общего пользования принадлежат муниципалитету, так скоро сняла с себя бремя их содержания и раньше времени переложила эту ответственность на владельцев гаражей.
– В каждом гаражном кооперативе есть так называемые «индивидуалы», которые подключили отдельный» свет – сделать это сегодня не проблема, отказываются платить за вывоз мусора и уборку территории кооператива – не вносят членские взносы, – делится Дмитрий Кузнецов.
По мнению председателя Общественной организации «Гаражное сообщество Дзержинска», «гаражная амнистия» позволит законодательно воздействовать на таких владельцев.
– У нас появятся административные рычаги давления, – говорит он.
– Есть ли смысл оформлять гараж и землю в собственность, каждый, конечно, решает для себя. В частности, исходя из собственных финансовых возможностей. Если процедура приватизации станет бесплатной в связи с «гаражной амнистией», тогда другой разговор. Вообще же, закон не оставляет владельцам выбора – либо отказываться от гаража, либо платить за него. В противном случае незаконные постройки, земля под которыми понадобится муниципалитету, могут быть снесены. На вполне законных основаниях, – подытожил Дмитрий Кузнецов.
Под «амнистию» гараж попадает, если:
– постройка имеет фундамент, кирпичные стены (не «ракушка»);
– построен до 30 декабря 2004 года, то есть до вступления в силу Градостроительного кодекса;
– располагается на государственной, муниципальной земле.
Как оформить землю под приватизированным гаражом в собственность:
– со свидетельством Росреестра на гараж («зеленка») обращаемся к кадастровому инженеру – заказываем замер гаража и земельного участка;
– с кадастровым паспортом обращаетесь в МФЦ – пишете заявление на выделение земельного участка в собственность в аренду на 49 лет. На свое усмотрение. Выкуп будет стоить 50% от кадастровой стоимости участка (ее можно узнать на «Официальной кадастровой карте» в сети Интернет).
Если гараж не в собственности:
– справка от председателя гаражного кооператива о том, что вы являетесь владельцем гаража;
– с подтверждающим документом – в МФЦ. Подаете заявление о постановке гаража на кадастровый учет и оформлении в собственность. Оплачиваете госпошлину (около 2 тысяч рублей).
Елена АРТЕМОВА.