Зачем власти перекладывают на автовладельцев служебные обязанности автоинспекторов?
С 1 июля вступило в силу новое требование правил дорожного движения к автомобилистам, попавшим в ДТП, «освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие» (пункт 2.6.1 ПДД). А если говорить по-простому – как можно скорее убраться с дороги на обочину, предварительно своими силами зафиксировав аварийную конфигурацию. Вызывать сотрудников ГИБДД теперь дозволяется, только если есть пострадавшие, один из участников аварии пьян либо не имеет полиса ОСАГО. Во всех остальных случаях, граждане, разбирайтесь сами, даже в случае разногласий (раньше любые перемещения при подобных обстоятельствах трактовались как оставление места ДТП). Нерасторопным грозит штраф в одну тысячу рублей.
Таким незамысловатым образом наша власть решила популяризировать европротокол (в 2014 году доля урегулированных без справок из ГИБДД убытков составила 10,5%) и бороться с пробками. Как говорится, дешево (а точнее, совсем бесплатно для казны) и сердито. Впрочем, эксперты сомневаются, что из этой затеи «слуг народа» получится что-то путное: многие водители по-прежнему будут упорно дожидаться инспекторов, не оставив им выбора. А некоторые юристы прямо советуют игнорировать новое предписание – так будет надежней.
Сам себе гаишник
Так что же, собственно, предлагается водителям? По-сути дела, взять на себя обязанности гаишников и самим составить схему ДТП, «зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». По снимкам, сделанным на месте аварии, должно быть более или менее ясно, где именно она произошла (привязка к местности), как располагались автомобили, в какой части зафиксированы повреждения и каков их масштаб (длина, ширина, глубина). При этом действовать нужно расторопно.
Видимо, теперь автовладельцам помимо видеорегистратора придется обзавестись хорошим фотоаппаратом, рулеткой и криминалистической линейкой, а заодно проштудировать учебник по криминалистике, изучив правила фотосъемки на месте происшествия.
При возникновении спора автоинспекторы советуют записать фамилии и адреса очевидцев, разрешают проконсультироваться с ними по телефону.
Последствия медведевской реформы
Однако далеко не все автомобилисты прирожденные Пинкертоны. Но дело даже не в этом. «Наши власти в данной ситуации явно путают следствие с причиной, – рассуждает дзержинский юрист. – Водители неохотно пользуются европротоколами не из-за врожденной лени и консерватизма (никому не нравится часами ждать инспекторов), а по причине недоверия к страховщикам, которые придираются к каждой закорючке, подозревая клиентов в мошенничестве. Именно по этой причине участники ДТП даже при мелких авариях стараются вызывать инспекторов ГИБДД. И это недоверие наверняка только усугубится, так как, скорее всего, появятся жулики, оформляющие «левые» ДТП, дабы получить деньги от страховых компаний».
Кроме того, европротокол применяется только в случаях, когда столкнулось не больше двух машин и у участников ДТП нет разногласий. Для остальных случаев он не предусмотрен. Поэтому некоторые гаишники считают все ссылки на него разговорами «в пользу бедных». В приватных беседах инспекторы объясняют причину нововведения физической нехваткой сотрудников ДПС, которая особенно остро стало ощущаться после медведевской реформы. Вместе со сменой вывески, переделавшей милицию в полицию, бывший президент, напомним, инициировал масштабное сокращение рядов МВД, которое коснулось в основном постовых служб (численность же всевозможных штабов и главков, напротив, заметно возросла). Так что работать «на земле» попросту некому.
Мошенникам раздолье
Если проку от новых требований будет, судя по всему, мало, то «побочные эффекты» не заставят себя ждать. Как отмечают многие эксперты, нововведение на руку автоподставщикам, которые профессионалы по части инсценировать ДТП, «запудрить мозги» жертве, заставить поверить в свою виновность, запугать, «прессовать». Право сильного тоже никто не отменял. Что может противопоставить пенсионер на «жигулях» нескольким амбалам из джипа.
«Самостоятельно оформлять ДТП, на мой взгляд, можно только тем, кто имеет какую-то практику: видел пример сложной дорожной аварии, смог правильно оценить последствия, его прогнозы совпали с реальностью. В иных случаях ДТП лучше оформлять в ГИБДД», – уверен наш собеседник.
Когда штрафовать?
Тем более что сотрудники автоинспекции, судя по всему, сами пока пребывают в неком замешательстве. Как пояснили нам в местном ОГИБДД, постановление правительства не регламентирует время, в течение которого водители обязаны оформить ДТП и освободить магистраль. Так что наказать за данное правонарушение в реальности проблематично, во всяком случае, пока. В инспекции ждут разъяснений и результатов правоприменительной практики.
Впрочем, высокое гибддэшное начальство об этом говорит вполне открыто. «В силу определенных ситуаций соблюсти какие-то сроки невозможно. У одного руки трясутся, у другого фотоаппарат затерялся. Условия могут быть разными. Надо реально оценить обстановку и принимать решение», – не так давно признал замглавы Госавтоинспекции России Владимир Кузин и пообещал, что штрафовать за промедление… никого не будут. А мотивы поправок, мол, вовсе не карательные, а гуманистические - облегчить жизнь водителям, которые смогут уехать с места ДТП, не дожидаясь сотрудника ГИБДД.
Как бы там ни было, лучше заплатить тысячу рублей штрафа и спать спокойно. Мошенники, в любом случае, выцыганят больше.
А пока сыр-бор, нововведение, глядишь, по-тихому отменят. В нашей стране это обычная практика. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно наши власти разрешили лихачам безнаказанно разгоняться в населенных пунктах до 80 км/ч. А теперь эти же самые власти планируют вновь ужесточить скоростной режим на городских улицах.
Предлагается либо снизить максимально разрешенную в городах скорость с 60 до 50 км/ч, либо вернуться к прежнему механизму взимания штрафов – начать наказывать за превышение на 10 км/ч. С инициативой поправки в КоАП выступил вице-премьер Шувалов. А причиной послужило то, что после введения минимального штрафа за превышение лишь на 20 км/ч стала заметно ухудшаться аварийная статистика.
Водители стали сознательно нарушать правила дорожного движения, понимая свою безнаказанность. В результате скорость транспортного потока возросла с 60 до 80 км/ч. В случае наезда на пешехода это гарантирует гибель последнего.
Поэкспериментировали и хватит?
Нет претензий – бери расписку
Кстати, водителям неплохо было бы проявлять осторожность и при самом безобидном варианте ДТП, когда повреждения столь ничтожны, что участники аварии решают просто мирно разъехаться без претензий друг к другу. Тем не менее инспекторы советуют брать расписку, чтобы избежать претензий в дальнейшем.
Если один из участников аварии впоследствии передумает, позвонит в ГИБДД, приведет свидетеля, который даст показания, что машина виновника ДТП скрылась с места происшествия, последнему грозит лишение прав на год-полтора или арест на срок до 15 суток.
В общем, бдительность и еще раз бдительность.
Наталья ПАНКРАТОВА.