Уроки резонансного ДТП с участием Михаила Ефремова
Почему российских водителей не останавливают жесткие санкции за езду за рулем в нетрезвом виде?
Этим летом Михаил Ефремов, безусловно, стал одной из самых обсуждаемых и осуждаемых фигур в нашей стране. Пьяный вдрабадан актер вылетел на встречную полосу прямо в центре Москвы, протаранил фургон отечественного производства, водитель которого умер в больнице. Страна, затаив дыхание, следила за захватывающим спектаклем, в который был превращен суд над «гражданином поэтом», а сейчас обсуждает неожиданно жесткий приговор – восемь лет колонии.
Впрочем, кошмарные ДТП, происходящие по вине пьяных водителей, с завидной регулярностью будоражат российскую общественность. И каждый раз после наиболее резонансных аварий первое, что предлагается, – ужесточить санкции за езду в нетрезвом виде. Однако они у нас и так уже отнюдь не либеральные. С июня прошлого года гибель человека в ДТП по вине пьяного водителя карается как умышленное убийство – за это можно получить до 12 лет лишения свободы, за гибель нескольких человек – до 15 лет.
Но, как показывает статистика, перспектива надолго оказаться за решеткой не особо пугает водителей, склонных к таким проступкам. По данным Госавтоинспекции России, в прошлом году по вине нетрезвых водителей на дорогах нашей страны случилось 15 тысяч аварий, в них погибли около 4 тысяч человек. Это лишь на 3% меньше, чем в 2018 году.
По словам главы ГИБДД России Михаила Черникова, каждая десятая авария в России происходит при участии пьяного водителя, каждый четвертый участник такого ДТП погибает.
Как сын генерала убил учителя
Как нам сообщили в Дзержинском отделе Госавтоинспекции, за 8 месяцев 2020 года в Дзержинске произошло 13 ДТП с участием пьяных водителей, два человека погибли, 17 получили ранения. За аналогичный период 2019 года произошло 16 «пьяных» ДТП, погибли пять человек, 21 человек получили ранения. Вроде бы положительная динамика. Однако на фоне общего снижения количества ДТП (за восемь месяцев 2020 года их было 196, а за аналогичный период прошлого года – 281) удельный вес «пьяных» аварий даже вырос с 5,7% в прошлом году до 6,6% в нынешнем.
Вообще, резонансные ДТП, ничем не уступающие московским, не редкость и в нашем регионе. В конце августа в суд одного из районов Нижнего Новгорода было передано дело, возбужденное в отношении 44-летнего сына отставного генерала, по вине которого, как полагает следствие, 7 декабря 2019 года погибла учительница и пострадали ее ученики.
Трагедия произошла на улице Горького областной столицы. Обвиняемый, одурманенный наркотиками, выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с двумя автомобилями, один из которых вылетел на тротуар и врезался в группу девятиклассников.
Погибла учительница, одному ребенку был причинен тяжкий вред здоровью, всего же пострадали 12 человек.
А буквально через три недели – вечером 30 декабря – в Дзержинске пьяный водитель «БМВ» устроил страшное ДТП на проспекте Циолковского напротив гостиницы «Космос». По версии следствия, машина неслась со скоростью не менее 99 км/ч, в какой-то момент водитель решил переключить радиостанции на джойстике управления мультимедийной системы. В результате «БМВ» оказалась на полосе встречного движения, где лоб в лоб столкнулась с такси. Таксист погиб на месте происшествия, двум пассажирам был причинен тяжкий вред здоровью.
Виновник ДТП серьезных травм не получил: судя по всему, его, как и Ефремова, спасла система безопасности, предусмотренная в дорогом авто. От медосвидетельствования водитель «БМВ», как сообщают СМИ, отказался. Впрочем, то, что он находится в неадекватном состоянии, было прекрасно видно даже по телевизору.
Мужчина был недоволен, что полицейские неправильно с ним общаются, требовал снять наручники, отказывался идти в отдел для дачи показаний. Причем, по информации СМИ, его уже дважды лишали прав – за отказ от медосвидетельствования и за пьяную езду, но это не остановило правонарушителя. Как сообщила пресс-служба Дзержинского городского суда, слушания по делу были назначены на 20 мая. Чем закончился процесс, нам выяснить не удалось.
Не мог ехать ровно
А совсем недавно, 6 сентября, в нижегородском селе Роженцево Шарангского района 41-летний пьяный водитель сбил двух шестиклассников, ехавших на велосипедах. По информации СМИ, мужчина сшиб детей, потому что не мог ехать ровно. Мальчики получили серьезные травмы, но остались живы. Обоих доставили в местную больницу, а затем санавиацией эвакуировали в областную детскую клиническую больницу.
Увы, нередко в «пьяные» ДТП попадают те, кто, в силу служебных обязанностей, должен подавать всему остальному обществу пример законопослушности. Так, в начале 2020 года в Нижнем Новгороде ДТП устроила нетрезвая сотрудница Минюста (по неподтвержденной информации, дочь бывшего министра культуры области). А 1 июня в Краснобаковском районе пьяный старший оперуполномоченный МВД насмерть сбил стоявшую на обочине женщину, да еще и скрылся с места ДТП.
А о скольких трагедиях не говорят, потому что они обыденность.
С кем угодно, только не со мной
Так почему же российские водители не боятся садиться пьяными за руль? «Это из серии, что плохое произойдет с кем угодно, только не со мной, что меня не поймают, а если даже поймают, я сумею избежать наказания, – пояснил «Репортеру» известный в Дзержинске психиатр-нарколог Борис Кузнецов. – А еще есть много людей азартных, для них сесть пьяными за руль – это такая удаль, элемент игры: а ну-ка, догони. Причем они не обязательно молодые ребята, среди них много людей в возрасте – это от возраста не сильно зависит».
При этом надо понимать, что выпивший человек мыслит уже не так, как трезвый. «Это уже другой человек, он входит в измененное состояние сознания, в другой мир, он не с нами – иногда для этого достаточно совсем небольшой дозы спиртного. И в этот момент рассказывать ему про суровое наказание бесполезно. Есть еще такое понятие, как патологическое опьянение. Людям, которые патологически реагируют на алкоголь, достаточно буквально 100 граммов, чтобы не помнить потом, что они творили. Но они все-таки редко встречаются в обычной жизни, довольно быстро попадая в места заключения», – рассказал наш собеседник.
Имитация борьбы
«Российское государство борется с пьянством за рулем в единственной парадигме – кнута. Законодательство ужесточалось несколько раз, но статистика упрямо опровергает такой подход. В I квартале этого года из-за «пьяных» ДТП погибли 594 человека, в аналогичном периоде 2015 года – 627 человек. Тренд законодателям переломить так и не удалось», – констатирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Такого же мнения придерживается обозреватель журнала «За рулем», член общественного совета ФДА «Росавтодора» Игорь Моржаретто. «Ужесточение наказаний за вождение в нетрезвом виде не решит проблему: это имитация борьбы с пьянством за рулем, а не сама борьба», – полагает автоэксперт.
Любой правовед знает о том, что неотвратимость наказания гораздо важнее его строгости. А то, что «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», подметил еще Салтыков-Щедрин в далеком XIX веке. Что касается пьяных водителей, то выявить их объективно сложно: камеры их не распознают, рядовых же сотрудников ГИБДД с каждой реформой МВД становится все меньше, а начальников все больше, но они на дорогах с жезлом, понятно, не стоят. «Полицейских очень мало, вы же видите.
Полицию сокращают и сокращают, на улицах ее практически нет. О рейдах население оповещают заранее. Удивительно, что даже при таком раскладе патрульным во время этих рейдов попадаются водители в состоянии алкогольного опьянения. Но в целом все понимают: если ты, будучи нетрезвым, не попал в ДТП, то вряд ли тебя поймают», – констатирует Борис Кузнецов.
Увы, никто пока не отменял и коррупцию, возможность «отмазаться». Как полагает Антон Шапарин, многие водители уверены в том, что смогут так или иначе уйти от ответственности: либо путем использования служебного положения и связей, либо «решив вопрос» с помощью финансов. Другое дело, что по мере увеличения штрафов возможность откупиться становится привилегией состоятельных людей.
«Есть ли здесь коррупция? Наверное, она есть. Но масштаб этой истории мы не можем предположить, потому что, как правило, решение вопроса «по пьянке» – это дорогая история, – полагает координатор движения «Общество cиних ведерок» Петр Шкуматов. – Нужно понимать, что если у человека не лучшее финансовое состояние, то ничего решить в этой истории не получится. Никто в ГИБДД из-за нескольких тысяч рублей не будет покрывать пьяного водителя».
Его слова косвенно подтверждает тот факт, что в последнее время виновниками «пьяных» ДТП в большинстве случаев становятся люди на дорогих иномарках, которым, возможно, не раз удавалось уйти от наказания с помощью денег. Но это, согласитесь, слабое утешение для пострадавших.
У всех рыльце в пуху?
Осложняет ситуацию довольно терпимое, судя по всему, отношение россиян к проблеме. Мы сколько угодно можем возмущаться пьяными убийцами за рулем, но в целом не особо удивляемся, если узнаем, что родственник или знакомый позволяет себе сесть за руль подшофе. Ну с кем не бывает! Лично меня привлекла и озадачила реакция на приговор Михаилу Ефремову его друга – известного журналиста ТК «Дождь» Михаила Козырева. Свою передачу он так и назвал: «Расправа над Ефремовым. Обращение к лицемерным праведникам».
Козырев справедливо назвал освещение процесса над Ефремовым на федеральных каналах вакханалией, а ведущих – стервятниками, слетевшимися на добычу. Однако в конце своего монолога он задал критикам Ефремова чисто российский вопрос: «Ни разу за руль не садились бухие?! Не верю... Со всеми это было. Со мной точно было. Так почему нельзя быть честным с самим собой и просто признаться: «Было, грешен, у самого у меня рыльце в пуху. Помолчу-ка я, пожалуй, не мне осуждать Михаила Ефремова».
Скажу банальную вещь, но пока вот это снисходительное «со всеми это было» не сменится на категорическое неприятие явления, «пьяных» ДТП в России меньше не будет.
«Необходимо наращивать воспитательную работу с теми водителями, которые психологически не склонны к нарушениям, однако ведут себя вызывающе на дорогах, подражая общей тенденции», – предлагает автоэксперт Игорь Моржаретто. И начинать, по его мнению, лучше еще со школы, то есть воспитывать будущих водителей, формировать у них отношение к пьяной езде как к преступлению.
Донести?!
В общем, чтобы свести к минимуму количество нетрезвых водителей на наших дорогах (надо понимать, что совсем искоренить это явление еще никому не удалось), нужна сложная работа по многим направлениям.
«Борьба с привилегиями и коррупцией, превращение медицинских комиссий из фикции в реальный инструмент отсева алкоголиков и наркоманов, внедрение обязательного посещения психолога лицами, которые попались в состоянии опьянения за рулем, масштабная социальная реклама и пропаганда (которая сводится сейчас к плакатам в подразделениях полиции) – вот тот путь, по которому нужно идти. А не продолжать бесконечный забег по граблям…» – уверен Антон Шапарин.
«Должна быть очень мощная пропаганда в обществе и неотвратимость наказания. Научили же наших водителей пропускать пешеходов на пешеходных переходах, пристегиваться за рулем – сейчас почти все это делают. Граждане нашей страны – нормальные, вменяемые люди, мы абсолютно точно ничем не хуже тех же немцев или других европейцев», – полагает Борис Кузнецов.
Но ведь полицейского к каждому правонарушителю не приставишь. В западных странах их функцию зачастую выполняют сами граждане, которые без зазрения совести сообщают в полицию о любом увиденном ими нарушении закона. И можно не сомневаться: если бы еле стоящий на ногах Ефремов вышел из бара и сел за руль, например, в Германии, и сотрудники бара, и простые посетители, и другие водители, заметившие странности в движении машины, непременно позвонили бы «куда надо».
И никто из них не посчитал бы себя стукачом или доносителем – напротив, законопослушные бюргеры были бы уверены: они совершают благое дело, ведь пьяный за рулем – потенциальный убийца.
«Я думаю, что победить проблему пьяного вождения будет возможно, если каждый участник дорожного движения, заметив какое-то неправильное поведение другого водителя или увидев, что человек в состоянии алкогольного опьянения пытается сесть за руль, сообщит в полицию», – уверен главный внештатный психиатр-нарколог российского Минздрава Евгений Брюн.
И это как раз тот случай, когда с этим человеком, известным своими, мягко говоря, неоднозначными инициативами, трудно не согласиться. «Увидел нетрезвого – «стукани», потому что твой ребенок в этот момент как раз вышел из школы и будет переходить дорогу», – еще более прямолинейно призывает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Вот когда у людей будет такое понимание, для решения этих проблем не нужны будут ни гаишники, ни суды».
Кому выгоден алкозамок?
Свою лепту в борьбу с пьянством за рулем решило внести Министерство промышленности и торговли – чиновники предложили установить в автомобилях алкозамки. Что это даст? Только доход производителям этого чуда техники.
«Среднему автомобилю в России – 14 лет, высокотехнологичное устройство в такой автомобиль не установить даже теоретически. Кроме того, стоимость алкозамка сравнима… со стоимостью такой машины... Да и обойти алкозамок легче легкого: популярным товаром станут баллончики с «трезвым» воздухом. В итоге какие-то бизнес-структуры получат замечательный рынок, и этим польза ограничится», – уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Раскритиковал он и инициативу члена комитета Госдумы по транспорту и строительству Александра Васильева, выступившего после «ефремовского» ДТП за конфискацию автомобиля у водителей, севших за руль в нетрезвом виде, независимо от того, кто является владельцем авто. Эта идея высказывалась уже много раз, но отклонялась. «Прямые ужесточения не работают и создают исключительно коррупционные лазейки», – полагает эксперт.
Проверят всех?
Сразу после ДТП с Михаилом Ефремовым ГИБДД распространила новость о том, что тестирует систему, которая позволит проверить на алкоголь всех водителей в потоке. Предполагается, что за несколько секунд автоинспектор поймет, может ли в выдыхаемом воздухе у водителя быть алкоголь.
Но об этой идее со скепсисом высказался руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. По его словам, эта система вовсе не автоматическая, без остановки водителя она не работает. Так что существенного отличия от уже существующего способа определения наличия алкоголя в крови нет.
Бармен, сообщи, куда следует
После ДТП с Михаилом Ефремовым на сайте «Российская общественная инициатива» появилось предложение «обязать работников баров и ресторанов сообщать в ГИББД, если пьяный посетитель садится за руль». Инициаторы объясняют свой почин, что «у всех на слуху происшествие с Михаилом Е., когда после посещения бара, он сел за руль пьяным и убил человека. И таких случаев очень много». Но поддержали его пока менее 500 человек.
Наталья ПАНКРАТОВА.