Сотрудники экстренных служб Дзержинска оценили законопроект, который наделит скорую помощь и пожарную охрану правом таранить машины, мешающие проезду
Депутаты Госдумы предлагают наделить скорую помощь и пожарную охрану правом таранить неправильно припаркованные машины, мешающие проезду. «Репортер» поинтересовался у сотрудников дзержинских экстренных служб, что они думают по этому поводу.
Дворы сплошь заставлены автомобилями
Сотрудники оперативных служб зачастую не могут подъехать к месту вызова, возгорания, происшествия, поскольку проезд перекрыт припаркованными автомобилями. Это факт. Страдают в итоге те, кому нужна срочная помощь.
«Проблема действительно острая. Особенно это касается дворов многоквартирных домов. Некоторые жители самовольно перегораживают территорию шлагбаумами. Но даже если шлагбаума нет, добраться до места вызова порой бывает очень непросто: дворы сплошь заставлены автомобилями, ставят их зачастую хаотично, порой прямо на проезде, так что даже относительно небольшой машине скорой проехать сложно. Таких случаев достаточно много, и понятно, что проблему надо как-то решать», – констатирует генеральный директор ООО «Отряд пожарной охраны-2», экс-депутат Госдумы Анатолий Шеин.
Приходится тратить драгоценное время, когда счет идет на секунды
В результате медики вынуждены добираться до пациента пешком, а пожарным приходится разматывать рукава на большие расстояния.
«Приходится тратить драгоценное время на то, чтобы размотать рукава на заданную длину, а в нашем деле счет идет порой на секунды. И это возможно только, если до места вызова относительно недалеко – например, сто метров. Параллельно, если хватает людей, кто-то может в этот момент попинать автомобиль по колесам, запустить сигнализацию, чтобы хозяин вышел и отогнал машину, – объясняет «Репортеру» экс-сотрудник пожарной службы, автор проекта «Профессия Пожарный» Сергей Елфимов. – Если же затор возник на пути следования и до места еще далеко, скажем километр, то ищем объездные пути, опять же теряя время. Поэтому да, для городов эта проблема актуальна, особенно в ночное и вечернее время, когда все приехали с работы и машин у дома много либо проезд заужен из-за того, что кто-то неправильно припарковал автомобиль».
«Должны были проехаться по легковушкам»
За последнюю пару десятков лет в России случилось немало трагических историй, когда люди гибли в огне не в последнюю очередь из-за того, что подъезды к горящему зданию были перекрыты автомобилями. Одна из самых страшных – пожар во Владивостоке, случившийся в 2006 году.
ЧП произошло 16 января в девятиэтажном здании ПромстройНИИПроекта. Загорелась курилка на площадке между шестым и седьмым этажами. Она была завалена документами и оргтехникой, а столик с пепельницей был втиснут между кипами бумаг.
Наиболее пострадал от огня восьмой этаж, на котором располагалось Приморское отделение Дальневосточного банка Сбербанка России.
Пожарные приехали на место через семь минут, но пробиться с пожарной лестницей к зданию, перед которым стояли плотные ряды автомобилей, долго не могли. Пока мужчины внизу вручную растаскивали легковые автомобили, освобождая проезд пожарным машинам, обезумевшие люди начали вылезать на подоконники и прыгать, кто-то цеплялся за рекламные баннеры, но, потеряв сознание, все равно падал.
На глазах у всех погибли девять женщин. Они падали, ударялись о бетонный козырек над входом. Удары были такой силы, что снег взлетал на метр.
Потом в некоторых СМИ пожарных упрекали за бездействие: мол, те «должны были просто проехать по легковушкам, припаркованным возле офисного здания, даже не задумываясь над тем, что курочат чье-то имущество».
Силовой бампер в помощь
Автор законопроекта, разрешающего таранить, двигать и повреждать неправильно припаркованные автомобили, единоросс Сергей Колунов предлагает оборудовать машины скорой помощи и пожарной охраны силовым бампером.
При этом парламентарий оговаривается, что документ не подразумевает скоростной таран, а лишь предлагает водителям, например, экстренных служб при отсутствии объездной дороги или для экономии времени, когда под угрозой находится жизнь человека, аккуратно сдвигать мешающие проезду автомобили, толкая их тем самым силовым бампером.
Однако как это может выглядеть на практике, пока никто не понимает.
Как рассказал «Репортеру» сотрудник городской службы скорой помощи, даже если законопроект будет принят, водители десять раз подумают, идти ли им на таран.
«С одной стороны, что-то делать надо. С другой, скорая – это не броневик. Если водитель начнет таранить другие машины, он и сам потом далеко не уедет. Какая уж тут оперативность. Усиленные бамперы – это, конечно, хорошее дело, но на их установку требуется время и немало денег. Может быть, их лучше потратить на какое-то медицинское оборудование? – рассуждает собеседник «Репортера». – Пока у меня одни вопросы. Таран – это, по сути, ДТП. Может ли водитель скорой после этого уехать, если, скажем, он везет человека, находящегося в критическом состоянии, кто и как должен фиксировать факт этого тарана, нужны ли свидетели? А если автомобиль скорой окажется все же поврежден, за чей счет его будут восстанавливать? А сколько потом придется оформить документов для подтверждения правомерности своих действий, даже сложно представить».
Если до таранов дойдет на практике, автовладельцы начнут вести себя более ответственно
Такие же вопросы, естественно, возникают и у сотрудников других оперативных служб. «Как это будет выглядеть, я пока просто не понимаю, – говорит Сергей Елфимов. – Кто и как будет объяснять и обосновывать такие действия, даже если они будут предусмотрены законом? Отдельно стоящий автомобиль, если он очевидно неправильно припаркован и занимает излишне много места, может быть, иногда имеет смысл отодвинуть. А если мешает не один автомобиль, а несколько? Все машины таранить? Тоже не совсем логично».
В чем-то, по мнению Сергея Елфимова, такие меры могут быть полезны. Если до таранов дойдет на практике, автовладельцы начнут понимать, что их транспорт может быть поврежден на совершенно законных основаниях, и будут вести себя более ответственно. Тем не менее мой собеседник полагает, что, даже если право таранить, двигать и повреждать неправильно припаркованные автомобили появится у пожарных на законодательном уровне, внутренними приказами его, скорее всего, все равно упразднят.
Наталья ПАНКРАТОВА.