Рецензия на музыкальную комедию «Красный Моцарт» московского МХАТа
Этот спектакль, который собрал, пожалуй, лучшие образы советских кинолент 30-х годов прошлого века, поставили к 120-летию со дня рождения и 65-летию со дня смерти композитора Исаака Дунаевского.
Если бы Моцарт родился в советское время, он бы был... Исааком Дунаевским — такой грандиозный образный замысел воплотили на сцене режиссер и актеры московского МХАТа. Здесь к 120-летию со дня рождения и 65-летию со дня смерти советского композитора поставили музыкальную комедию «Красный Моцарт» - спектакль, собравший, пожалуй, лучшие образы советских кинолент 30-х годов прошлого века, где много жизнеутверждающих патриотических песен, задорных героев, переплетений человеческих судеб, политических интриг и, конечно, любви.
Режиссер-постановщик «Красного Моцарта» — режиссер МХАТ им. М. Горького Рената Сотириади. Автором пьесы стал Дмитрий Минчёнок, ранее написавший подробный биографический очерк о знаменитом композиторе.
Сюжетная линия выстроена в духе времени: советские композиторы по приказу Вождя народов собираются в некоем Доме творчества для прохождения кастинга — кто же из них лучше всех сочинит зажигательные и душевные песни о Родине, да так, что они на десятки лет вперед станут хитами советской страны, воплощением главных стремлений россиян того времени. Игру актеров сопровождает много музыки, танцев, искрометных сценических пассажей. Среди претендентов на создание таких гимнов — молодой малоизвестный Дуня Воробей (Тимур Дружков). Он предлагает послушать уже сочиненные мелодии, которые в постановке блистательно исполняет героиня актрисы-легенды советского кинематографа Любови Орловой (Ирина Линдт/Елена Терентьева). Звучание песен из знаменитых фильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Кубанские казаки» точь-в-точь напоминает кинематографическое, как будто зрители переносятся во времени почти на сто лет назад и присутствуют при создании самих советских киношедевров.
Музыкальные сцены актеры подают ярко и феерично — с «брызгами» с одной стороны классических, а с другой — едва уловимых новых нот и звуков. Спектакль порой будто плывет над сценой в едином порыве любви и страсти, а потом вдруг превращается в безудержный «земной» калейдоскоп танцевальных фантазий. Отдельно следует сказать о великолепных степ-номерах, поставленных Владимиром Беляйкиным. Актеры бьют задорную чечетку в такт с зажигательными аккордами. И все в этой массовой фееричной игре продумано до мелочей. На точное восприятие зрителем советского прошлого влияют не только игра актеров, великолепная и безупречная от начала до конца, но и детали.
Дуня Воробей — имя главного героя говорит за себя: так звали начинающего композитора друзья, сокращая для удобства фамилию Дунаевский. К тому же главная героиня фильма «Волга-Волга», а теперь поющая композиции из него на сцене современного МХАТа — тоже Дуня, Дуня Петрова-Стрелка. В фильме ее сыграла все та же Любовь Орлова, а в спектакле…. В «Красном Моцарте» Любовь Петровна предстает в алых платье и туфлях. В таком же образе, судя по старым фотографиям, актриса проходила пробы в легендарный «Цирк». Только платье в 1936 году на актрисе было белого цвета. Но — на то и «Красный Моцарт».
Да, кстати, причем здесь Моцарт вообще, может задаться неискушенный театрал или несведущий в искусстве зритель. Все тоже очень символично и переплетено образно, продумано и выстроено не зря. Австрийский композитор — воплощение виртуозности в создании великих классических музыкальных шедевров своего времени. Несмотря на короткий жизненный путь — 35 лет - он успел создать множество ярких мелодий, до сих пор непревзойденных даже самыми талантливыми современниками. Был ли свой Моцарт в СССР, если можно так выразиться красный композитор-звезда? Ответ теперь очевиден...
Спектакль пролетает на одном дыхании и дарит массу позитивных эмоций. Помимо наслаждения истинным театральным искусством — игрой великолепных актеров, среди которых — именитые, зритель погружается в беззаботную атмосферу советского прошлого. Благодаря этому, сидя в зале, хочется петь, танцевать, улыбаться, чувствовать бесконечную радость, которую может подарить только настоящее Творчество.
Елена Светлая