«Президентом России Путин себя больше не видит»
Политолог Александр ЕГОРОВ – о политическом будущем Владимира Путина, причинах изменения Конституции и возможном преемнике президента.
Менее месяца назад Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию РФ провозгласил поправки, которые, на его взгляд, должны быть внесены в Конституцию нашей страны. Президент считает их «вполне обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие».
Не знаю, как вас, уважаемые читатели, а меня весьма удивило и даже насторожило то, с какой поспешностью стали у нас двигаться к внесению этих, отнюдь не стратегических, поправок в основной закон государства. Более того, сделали из этого даже некое образцово-показательное мероприятие по необузданному интересу и причастности широких народных масс к поправкам, которые в большинстве своем непосредственно этих масс не касаются.
К чему такая спешка и такая «компанейщина»? Об этом и многом другом наш разговор с политологом, директором Центра стратегических инициатив Дзержинского филиала РАНХиГС Александром ЕГОРОВЫМ.
«Президент привлек внимание к полузабытому факту, что в России есть основной закон»
– Александр Игоревич, чем, по-вашему, вызвано инициирование президентом поправок в Конституцию? В экспертном сообществе это было ожидаемым?
– Я думаю, 15 января Владимир Владимирович очень многих удивил не только самой отставкой правительства, но и комплексом поправок к Конституции РФ. Ничто этого не предвещало, информационных вбросов накануне не было. Да и привыкли россияне, что если и вносятся у нас поправки в Конституцию, то без особого шума. И вдруг…
Однако в этом есть и положительный момент: президент привлек всеобщее внимание к тому полузабытому многими факту, что в России есть основной закон. Конечно, говорю это не без горечи, но, к сожалению, прошли те времена, когда к Конституции проявлялся живейший интерес. Ореол ее померк, органы власти и общество перестали воспринимать Конституцию как эффективный закон, выражающий согласованную волю и интересы народа, закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации, определяющий линию развития Российской Федерации.
– Да, о существовании Конституции нам напомнили. Но та спешка, с которой собираются вносить в нее поправки, не есть ли элементарное неуважение к основному закону государства? Да и состав рабочей группы по поправкам вызывает недопонимание. Наверно, править Конституцию должны все-таки специалисты-профессионалы, а не артисты со спортсменами…
– Погодите, в рабочей группе немало юристов-профессионалов, а среди них есть и те, кто специализируются в области конституционного права. Другое дело, что присутствие нескольких персон вызывает определенное удивление.
А насчет сроков лучше вспомнить 1993 год. Тогда ведь тоже в ускоренном порядке вообще новая Конституция принималась. Российская власть всегда такие вещи старается максимально быстро делать – это ее стиль.
– Но тогда ситуация в стране была чуть ли не революционной. Сейчас этого, кажется, нет.
– Этого нет, но нынешняя ситуация тоже непростая. Люди ждут серьезных изменений в общественной жизни и четкого ориентира: как мы будем развиваться дальше, какие политические перспективы в целом у Российской Федерации, кто будет преемником Владимира Владимировича на посту президента в 2024 году, а возможно, и раньше.
Невозможно в течение одного года или даже двух лет решить эти вопросы. Нужно начинать уже сейчас. И скорее всего, достаточно быстрая процедура принятия поправок в Конституцию продиктована именно политическими соображениями, связанными с циклами развития президентской власти. Стабильность уходит в прошлое, на повестке дня – реформы.
Будущие президентские выборы должны проходить в обновленной политической системе. Поэтому, на мой взгляд, в заданных быстрых темпах по принятию поправок не надо искать какие-то глубокие потаенные вещи, связанные с уважением или неуважением к Конституции. Наверно, такой вопрос в политической плоскости даже не стоит. Здесь важен другой вопрос: что необходимо сделать в настоящий момент времени для усиления легитимности власти?
Что касается немалой «квоты» артистов и спортсменов в рабочей группе по поправкам в Конституцию, то объяснения тому есть. Наверно, для президента важно, чтобы в обсуждении и работе над поправками в основополагающий закон государства были задействованы уважаемые и успешные люди, представители всех социальных срезов нашего общества.
– Но разве не лучше, когда пироги все-таки печет пирожник, а сапоги тачает сапожник?
– С политической точки зрения важнее привлечь к работе над поправками в Конституцию широкие слои общества, даже если при этом качество поправок с юридической точки зрения не достигнет идеала.
«Путин намерен создать достаточно сложную конфигурацию власти»
– Александр Игоревич, в экспертном обществе сейчас раздаются голоса о том, что среди предлагаемых президентом поправок в Конституцию будет завуалирована определенная «лазейка» для очередной передачи власти от Путина Путину. Вы рассматриваете такую возможность? Как это может случиться?
– Судя по предлагаемым поправкам, президентом России Владимир Владимирович себя больше не видит – это однозначно. Но он прекрасно понимает, что можно и с других постов контролировать политическую и общественную ситуацию в стране, управлять ею. И он сейчас, судя по всему, намерен создать достаточно сложную конфигурацию власти, основанную на системе сдержек и противовесов, но с преобладающим влиянием своих верных сторонников и лично себя. Вот сейчас в Конституции почва для этого и готовится.
– То есть из политики, а вернее из власти, Путин уходить не собирается? Тогда с какого же поста, если не с президентского, он будет контролировать ситуацию в стране и управлять ею?
– Однозначно Путин не уйдет из политики. Человек он властолюбивый. Полагаю, что он не может себя представить вне власти. И по сути, от него в решающей степени зависит будущая конфигурация органов власти. Судя по вносимым поправкам в Конституцию, будет усилен статус и Госсовета, и Совета безопасности. Есть определенные реверансы и в сторону Государственной думы, Совета Федерации… Хотя я убежден, что Владимир Владимирович не видит себя в роли председателя Госдумы, Совета Федерации.
– Он так мелко не плавает?
– Да, это небольшой масштаб для столь весомой политической фигуры. Что же касается Госсовета и Совета безопасности, то не исключено, что сейчас Владимир Владимирович именно там готовит себе определенное место на будущее.
«Сложно предугадать, откуда может появиться будущий преемник нынешнего президента»
– А достойного преемника на президентском посту, как думаете, он себе не готовит? Наверно, не лишним было бы сейчас сосредоточиться и на этом…
– Это вопрос актуальный, хотя на него ответа в настоящее время нет. У нас в России к передаче власти отношение со стороны первого лица государства всегда достаточно настороженное. Связано это и со спецификой российской политической культуры, и, увы, с традициями не лучшим образом оценивать деятельность других лиц, занимающих государственные посты. Мол, не справятся они без меня…
– Но нельзя же быть и собакой на сене… Если не сам – расти смену. Кстати, сейчас этой сменой чаще всего называют нового премьера Мишустина.
– Это Борис Николаевич Ельцин в одно время видел своим преемником именно лицо, занимающее пост председателя правительства. Шел он, правда, методом проб и ошибок. Вспомните, как во второй половине 1990-х годов быстро менялись премьер-министры: В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, С.В. Степашин. И наконец, Владимир Владимирович Путин.
Что касается нынешнего Президента Российской Федерации, как мне кажется, он не будет своего будущего преемника «апробировать» на посту председателя правительства. Да, сейчас раздаются голоса, что Мишустин – следующий президент. Рискну предположить, что нет. Скорее всего, это фигура из стана административно-технократической элиты, которая будет решать конкретные задачи по управлению таким крупным «предприятием», как Российская Федерация. Но на роль политического лидера страны при всем уважении Михаил Владимирович Мишустин вряд ли годится.
– А как насчет незабвенного Медведева, под которого президент даже должность придумал – не последнюю в табели о рангах нашего государства?
– Я считаю, что на текущий момент Дмитрий Анатольевич в душе глубоко переживает изменение своего статуса. Конечно, с одной стороны, он как будто перспективен в плане координации усилий государственных органов, но ведь Медведева привыкли считать преемником действующего президента. И всем своим поведением до сих пор Путин только подкреплял эту уверенность. А теперь она явно пошатнулась. К тому же мне кажется, что время работает против бывшего председателя правительства. Чем дальше, тем сложнее ему будет удерживать своих сторонников. И может наступить момент, когда они его покинут. И тогда возможен новый шаг…
– В политическое небытие?
– Выскажусь дипломатично: переход в такое состояние, когда человек вроде бы на важной государственной должности, но серьезно на политическую ситуацию в стране влиять не может. Исчезают прежние имиджевые ресурсы, люди перестают видеть в политике перспективную фигуру. Кстати, история являет нам примеры государственных лидеров, которые виртуозно владели технологиями «мягкого» удаления от власти влиятельных политиков своей страны.
– То есть вы Медведева преемником Путина в очередной раз на должности президента не видите?
– По-моему, предпосылок для этого нет. По крайней мере, на сегодняшний момент.
А вообще, сложно предугадать, откуда может появиться будущий преемник нынешнего президента. Здесь возможно несколько вариантов. В том числе из числа губернаторов, находящихся на хорошем счету у президента, активно отзывающихся на вызовы времени, стремящихся к переменам.
На днях, например, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин инициировал создание Регионального совета, который, по его словам, позволит решать конкретные проблемы, прежде всего – на уровне муниципалитетов. Складывается впечатление, что это будет некий региональный аналог федерального Госсовета, коллегиальный орган, включающий членов правительства и депутатов Законодательного собрания Нижегородской области, руководителей органов местного самоуправления, лидеров общественных организаций. Не удивлюсь, если эффективность работы такой «команды» станет одним из критериев, позволяющих губернаторам претендовать на самый высокий пост в нашем государстве.
«Ни одна из оппозиционных парламентских партий к власти не стремится»
– В связи с тем, что президент решил через Конституцию наделить большими полномочиями Государственную думу, сейчас уже, как чуть ли не о свершившемся факте, говорят о переносе выборов депутатов нижней палаты парламента с осени 2021 года на более ранний срок. Насколько, по-вашему, это реально? Зачем и кому это может быть надо? Опять какая-то скрытая цель?
– Могу сказать, кому точно не надо: нынешним депутатам Государственной думы. Им там достаточно комфортно, удобно, причем как представителям партии власти, так и всем остальным.
Я все больше убеждаюсь, что ни одна из наших так называемых оппозиционных парламентских партий – ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Справедливая Россия» – к власти, по большому счету, не стремится, потому что все эти партии встроены в действующую политическую систему. Да, они могут выдвигать свои альтернативные предложения, иногда покритиковать правительство или «Единую Россию», но, как говорится, в рамках дозволенного. К тому же опыт последних выборов (например, в сентябре 2019 года в Мосгордуму) показывает, что несистемная оппозиция овладела эффективными технологиями, позволяющими побеждать на выборах не только представителей власти, но и системных оппозиционеров. Последние понимают, что при сломе существующей конфигурации политических сил они больше потеряют, чем приобретут. Поэтому, чтобы удержать то, что имеют, они по доброй воле не пойдут ни на какие досрочные выборы. Так что получается, ни одна из политических сил, представленных в Государственной думе, таких выборов не хочет.
– Но ведь и правительство Медведева наверняка досрочной отставки не хотело и не само ее инициировало?
– Формально оно само подало в отставку. Хотя принципиальной разницы нет: если подобная инициатива придет с самого верха – от президента или его администрации, то и депутаты возьмут под козырек.
– А президенту-то перенос выборов нужен?
– Сомневаюсь. Это ему может понадобиться разве что в том случае, если он для себя примет однозначное решение: опираться в дальнейшем на какую-то другую политическую силу, а не на «Единую Россию». Но сейчас таковой нет. И потом Владимир Владимирович Путин регулярно посещает съезды единороссов, призывает их к совместным действиям. По-моему, именно «Единую Россию» он и далее будет считать своей основной партийной опорой.
Но опять же многое будет зависеть от того, насколько быстро переформатируется в России политическая система, появятся новые центры влияния – тот же самый Государственный совет. Вот тогда (исходя из новой конфигурации сил) возможны уже какие-то варианты. Но пока я бы не торопился говорить о том, что выборы в Госдуму будут сдвинуты по времени.
«Коммуникационные технологии – весьма эффективные инструменты управления обществом и государством»
– Александр Игоревич, как думаете, зачем президенту понадобилось проводить всенародное голосование по поправкам к Конституции, если самой Конституцией это не предусмотрено? Кстати, в 2008 году, когда принимали поправки, в том числе увеличивающие срок, на который избирается Президент Российской Федерации (с 4 до 6 лет), мнение народа на сей счет не спрашивали. Да и не имеет в данном случае никакой юридической силы это мнение.
– С правовой точки зрения действительно большого смысла в этом голосовании нет. В девятой главе действующей Конституции Российской Федерации четко прописано, кем вносятся предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы. О народе там ничего не сказано, с юридической точки зрения он в этом случае «не в игре».
А зачем вдруг это понадобилось президенту? Опять же идея такая: заручиться всенародной поддержкой и в очередной раз продемонстрировать, что население одобряет действия президента и его политику, находится в полном духовном единении с национальным лидером.
– Но ведь проведение этого мероприятия выльется в копеечку для государственной казны. Неужели деньги больше деть некуда?
– Видимо, просчитывая и сравнивая затраты на организацию всенародного голосования и возможные последствия, которые могут наступить, если его не организовать, власть делает выбор в сторону первого: лучше потратиться и провести. Тем самым можно снять лишние вопросы, сыграть на упреждение тех немногочисленных политических сил, которые вздумают критиковать как организацию голосования, так и сами поправки в Конституцию.
– Но это же чистой воды популизм, и народ у нас не дурак – все понимает.
– В общем, да, это определенное заигрывание с обществом. Однако напомню, что мы живем в XXI столетии – в веке информации и новейших коммуникационных технологий, а они – весьма эффективные инструменты управления обществом и государством. Ими пользуются политики во всех странах мира.
Алла ЕГОРОВА.