Правительство упростило процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
Для ее проведения больше не требуются понятые. Между тем в Дзержинске наконец-то начало снижаться количество ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей. Выявить их стражам дорог помогают сами дзержинцы.
Глава правительства Михаил Мишустин утвердил новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Документ вступит в силу с 1 марта 2023 года и будет действовать в течение шести лет.
Достаточно телефона
Как нам пояснили в ГИБДД, новые правила не содержат ничего революционного, а, по сути, приводятся в соответствие с другим законодательством, в частности КоАП, и сложившейся практикой. Тем не менее они, безусловно, облегчат жизнь стражам дорог. Главное новшество, наделавшее немало шума, таково: сотрудникам ГИБДД разрешено проводить проверку водителей на алкотестере без понятых. Достаточно видеосъемки этого процесса.
Опять же, по словам автоинспекторов, видеосъемка на регистратор или телефон как замена понятым использовалась и ранее, но за этим могло последовать долгое разбирательство в суде. «Такая альтернатива давно предусмотрена статьей 27.12 российского КоАП, но в нынешних правилах освидетельствования она не была предусмотрена: в них речь идет только о понятых. Не секрет, что нетрезвые водители чаще ездят ночью. Где в это время найдешь двух людей, не заинтересованных в исходе дела? Так что видеосъемка уже давно практиковалась. Естественно, находились водители, которые пытались использовать эти разночтения между КоАП и правилами освидетельствования себе на пользу: они закрывались от камеры, не давали себя снимать, а в суде заявляли, что, мол, запись некачественная, они не пили, а инспектор придирался, чтобы выполнить план, – объясняет наш источник в местном ГИБДД. – Кстати, как минимум один человек, которому проводили освидетельствование без понятых, дошел до Верховного Суда, пытаясь оспорить результаты, но судьи встали на сторону ГИБДД. Но скоро такой лазейки у них не будет, что, с моей точки зрения, неплохо».
В общем, стражи дорог после введения новых правил в действие надеются на снижение количества длительных судебных разбирательств, так как грамотная видеозапись будет приниматься в качестве основного, а не косвенного доказательства.
Сомнительный алкотестер
Однако у водителей некоторые нормы нового регламента вызвали, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Особенно положение, которое освобождает сотрудников ГИБДД от необходимости показывать водителю свидетельство о поверке прибора. Достаточно лишь сообщить о том, что она была.
«Мне кажется, что это откровенно коррупционная норма. Раньше инспектор был обязан продемонстрировать водителю и свидетелям опломбировку прибора, показать документы о проверке алкотестера. Теперь же теоретически нам могут подсунуть какие-то левые приборы, которые будут выдавать сомнительные данные, – высказывает опасения мой знакомый водитель Павел. – Представьте себя на месте водителя, с которым все в порядке, а прибор показывает превышенные промилле. Этот водитель, может быть, куда-то торопится по работе, или у него близкий человек попал в беду, а ему предлагают проехать в медучреждение для дальнейшей проверки. Многие, уверен, в этой ситуации предпочтут просто дать на лапу и уехать по своим делам. Кому это выгодно? Полагаю, что только нечестным на руку инспекторам».
Надо сказать, что опасения водителей небеспочвенны. Несмотря на то что все эксперты в один голос утверждают: количество коррупции на российских дорогах в последние годы снизилось в разы, о полном искоренении этого явления, увы, говорить пока не приходится. Если верить тому, что пишут в пабликах водители и анонимные сотрудники ГИБДД, нетрезвый водитель до сих пор вполне может откупиться от стражей дорог за 20–50 тысяч рублей в зависимости от региона. А сайт «Правовая защита автолюбителя» называет сумму в 60 тысяч рублей.
Жесткость взвинчивает цены
«С каждым годом коррупции все меньше-меньше-меньше, и если посмотреть на последние скандалы, то это уже приобретает сегментарную и региональную специфику... Локально есть проблемы, они никуда не уходили – в основном это, конечно, южные регионы, специфические. Нельзя сказать, что проблема исчезла, но она резко уменьшилась», – констатирует интернет-изданию 93.ru координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
В то же время он предостерегает от бесконечного закручивания гаек: «Вообще самые популярные взяткоемкие нарушения всегда были связаны с лишением прав. Чем жестче наказание, тем больше вероятность подобных ситуаций. Это к слову о том, что жесткость наказания иногда ведет к обратному эффекту. Когда люди кричат в праведном гневе: мол, давайте лишать, лишать пожизненно, их и внуков их – эти замечательные люди в белых одеждах не понимают, что результатом таких ужесточений являются возросшая цена за решение вопроса и больший интерес для участников решить все неформально. В итоге страдают те, у кого денег нет».
40% садились нетрезвыми за руль
Так или иначе, но пугающе большое количество российских автомобилистов не боятся садиться за руль нетрезвыми. Об этом свидетельствует результат опроса портала Drom.ru, который в конце прошлого года проводил анонимный опрос среди своих пользователей. По его итогам оказалось, что 39% опрошенных водили авто в нетрезвом виде. Всего участие в опросе приняли 13,5 тысячи водителей из 82 регионов. Оказалось, что 27% опрошенных водили авто в нетрезвом состоянии, но это было давно. Регулярно выпившими садятся за руль 6%, а еще 6% признались, что водили в пьяном виде «один-два раза за последние годы». Не позволяли себе водить пьяными 61% опрошенных пользователей.
«Это из серии, что плохое произойдет с кем угодно, только не со мной, что меня не поймают, а, если даже поймают, я сумею избежать наказания, – пояснил «Репортеру» дзержинский нарколог. – А еще есть много людей азартных. Для них сесть пьяными за руль – это такая удаль, элемент игры: а ну-ка, догони».
При этом надо понимать, что выпивший человек мыслит уже не так, как трезвый. «Это уже другой человек, он входит в измененное состояние сознания, в другой мир, он не с нами – иногда для этого достаточно совсем небольшой дозы спиртного. И в этот момент рассказывать ему про суровое наказание бесполезно», – рассказал наш собеседник.
А что же поможет урезонить лихачей, для которых не грех выехать на дорогу подшофе, а то и вовсе не видя руля. Ответ банален и много раз давался разного рода экспертами.
«Борьба с привилегиями и коррупцией, превращение медицинских комиссий из фикции в реальный инструмент отсева алкоголиков и наркоманов, масштабная социальная реклама и пропаганда, внедрение обязательного посещения психолога лицами, которые попались в состоянии опьянения за рулем, – вот тот путь, по которому нужно идти», – уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, надо отправлять водителей, которые попались пьяными за рулем, на лечение к психологу или психиатру, а также разработать систему, аналогичную немецкому «Идиотентесту», во время которого водителю приходится доказывать свою психическую состоятельность. При этом оценивается его физическая и умственная способность для принятия участия в уличном транспортном движении.
С ним согласны и наркологи. «У нас таких водителей просто ставят на профучет. Он в течение какого-то времени ходит и отмечается. Но это не лечение, – объясняет дзержинский нарколог. – А им нужна реабилитация, как это делается в той же Европе».
Сообщили о пьяном водителе
Впрочем, в этом году появился слабый свет в конце этого длинного и темного тоннеля. Впервые за многие годы количество «пьяных» ДТП в России начало снижаться. За девять месяцев текущего года их стало меньше почти на 17%.
Та же тенденция прослеживается и в Дзержинске. До 16 октября было зарегистрировано 15 ДТП с участием нетрезвых водителей, в которых 22 человека получили телесные повреждения. За аналогичный период прошлого года таких ДТП произошло 19, в них шесть человек погибли и 20 пострадали.
Как полагают мои собеседники в ГИБДД, свою положительную роль сыграл пилотный проект «Сообщи о пьяном водителе», который в этом году начал работать в Нижегородской области.
Как известно, полицейского к каждому правонарушителю не приставишь. В западных странах их функцию зачастую выполняют сами граждане, которые без зазрения совести сообщают в полицию о любом увиденном ими нарушении закона. И никто из них не считает себя стукачом или доносителем. Напротив, они уверены, что совершают благое дело, ведь пьяный за рулем – потенциальный убийца.
О том, что в головы россиян нужно внедрять точно такое же отношение к нетрезвым водителям, много говорилось после потрясшего страну ДТП с участием Михаила Ефремова. «Увидел нетрезвого – «стукани», потому что твой ребенок в этот момент как раз вышел из школы и будет переходить дорогу», – прямо призывал тогда, например, глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Вот когда у людей будет такое понимание, для решения этих проблем не нужны будут ни гаишники, ни суды».
Оказалось, что и многим нижегородцам не чужды такие западные ценности.
«Активные жители звонят по горячему телефону 112, сотрудники реагируют», – подтвердили нам автоинспекторы.
Поступающие в диспетчерскую звонки о нетрезвых водителях переадресуются в ГИБДД, дежурный круглосуточно принимает информацию, после чего ее оперативно проверяют сотрудники ДПС.
В ГИБДД уверены, что подобная практика помогает формировать модель правомерного поведения на дороге. Остается только надеяться, что это не разовый успех, а устойчивая тенденция.
Наталья ПАНКРАТОВА.