Правительство России может довести действующие тарифы ЖКХ до экономически обоснованных

В федеральном правительстве всерьез озаботились состоянием коммунальной инфраструктуры страны и пришли к выводу, что для его восстановления из руин необходимо усовершенствовать тарифное регулирование, то есть довести действующие тарифы до экономически обоснованных, а проще говоря, повысить их. Эта новость в начале нынешней недели прошлась по всем федеральным СМИ.
Напрямую о резком скачке платы за ЖКУ, как подметили журналисты, не говорится ни в одном официальном документе, однако выводы напрашиваются сами собой. И их нельзя назвать утешительными для большинства россиян.
Как следует из протокола совещания у зампреда правительства Марата Хуснуллина, новые, повышенные тарифы планируется устанавливать в случае ремонта и модернизации коммунальной инфраструктуры. Ведь, по мнению председателя экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Ирины Булгаковой, после проведения реконструкции содержание нового оборудования требует дополнительных средств. Хотя россиянам уже не первый год втолковывают противоположное: что модернизация значительно снижает себестоимость жилищно-коммунальных услуг.
При этом чиновники допускают мысль, что рост тарифов на услуги обновленного ЖКХ после усовершенствования тарифного регулирования сможет даже превышать инфляцию. (Сейчас, напомним, для каждого региона установлена своя планка предельного увеличения тарифов на ЖКУ для населения, но в среднем она зафиксирована на уровне инфляции, которая в последние годы составляет около 4%.)
И хотя речь идет о подорожании в сфере ЖКХ в случае капитальных ремонтов, уже упомянутый коммунальный эксперт Ирина Булгакова тут же вспоминает, что в России есть предприятия ЖКХ, тарифы на услуги которых и сейчас явно ниже себестоимости. По ее мнению, это организации, поставляющие тепло и воду, а вот на электричество, уверена специалист по ЖКХ, в стране действуют более обоснованные тарифы. Неудивительно, если после таких речей цены на воду и тепло подскочат даже без всякой модернизации.
Но, понимая, что играют с огнем, реформаторы все же решили сделать реверанс в сторону потребителей коммунальных ресурсов – предложили расширить перечень льготников. Согласно законопроекту, предложенному комитетом Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, нужно по всей стране снизить максимальную долю расходов семьи на оплату коммуналки до 18% с 2023 года и до 15% с 2025 года. (Сейчас, по информации «Известий», в 58 регионах эта планка установлена на уровне 22%, в 24 субъектах – 15–21%, а в трех субъектах – менее 15%.)
Замахнулись депутаты и на правило, согласно которому льготы рассчитываются только на норматив площади жилья.
По их мнению, субсидировать плату за ЖКУ надо на всю жилплощадь. При этом следует упростить процедуру получения поддержки от государства: перейти от заявительного характера выплаты субсидий к автоматическому, без запроса справок о доходах членов семьи у льготников. В этом случае, по мнению авторов законопроекта, субсидия должна перечисляться не тому, кому она назначена, а напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Вице-премьер Хуснуллин поручил проработать инициативу по усилению адресной поддержки россиян при оплате жилищно-коммунальных услуг сразу нескольким ведомствам: Минстрою, Минтруду, Минэкономразвития, Минфину и ФАС.
Сторонние эксперты между тем предрекают дополнительный рост тарифов на ЖКУ для остальных россиян из-за расширения перечня получателей субсидий. В частности, такое мнение высказал «Московскому комсомольцу» сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.
А ведь все, как всегда, началось с благой цели – модернизировать устаревшее, прогнившее и заржавевшее российское ЖКХ. И похоже, она, как всегда, будет достигнута за счет рядовых россиян. Других ресурсов, видимо, нет. Ведь, как заметил генеральный директор ПАО «ГИТ» Сергей Минко, когда тарифы жестко ограничены, то возможностей для возврата вложенных средств нет, а значит, нет и инвесторов.
Елена СЕРОВА.