Почему мат из ругани превращается чуть ли не в разговорный язык на все случаи жизни?

Кандидат филологических наук Елизавета КОЛТУНОВА объясняет, почему постоянное употребление матерной речи – очень плохой симптом для общества.
Я не ханжа. К тому же считается, что для филологов, к коим имею отношение, нелитературных выражений не существует. Однако всему же есть предел. Это я о мате, который из ругани превращается у нас чуть ли не в разговорный язык на все случаи жизни. Стоит выйти на улицу, как погружаешься, вернее, тебя погружают – кто-то сознательно, кто-то нет – в словесное зловоние.
«Жизнь, мол, сейчас такая, что цензурных слов недостойна», – могут сказать в оправдание матерщины сограждане. Но ведь бывали в истории нашей страны времена и тяжелее, но столько мата вокруг не было слышно. Да и являлся он в основном «привилегией» мужчин. И согласитесь, одно дело, хотя тоже не богоугодное, когда заворачивают крепкое словцо мужики при подходящем случае. И совсем другое, когда нецензурная брань повсеместно раздается даже из женских и детских уст.
Идут из церкви прихожанки средних лет, обсуждают погоду, урожай, внуков... матом. Спешат на занятия в школы подростки обоих полов – что ни слово, то мат. Тащит молодая мамаша ребенка в садик и при этом подгоняет его исключительно матерщиной. Стоят кучкой, наблюдая за общенародными гуляньями, стражи порядка, чтобы, не дай Бог, порядок не был нарушен, и тоже, никого не стесняясь, матерятся. И таких примеров можно привести множество.
Не исключено, что кто-то сейчас может вспомнить великого русского поэта Александра Пушкина, который тоже позволял себе употреблять ненормативную лексику. Да, позволял – там, где это было позволительно и не оскорбляло, не шокировало окружающих. И далеко не этим сыскал Александр Сергеевич себе славу, а тем, что стал основоположником, создателем современного русского литературного языка и оставил нам в наследство произведения, до сих пор считающиеся вершиной русской литературы.
Есть мнение, что матерщина особо процветает даже не в самые трудные, а в самые гнилые времена и в самом озлобленном, гнилом обществе, с низким уровнем воспитания, скудным словарным запасом, которому чужды такие понятия, как культура, нравственность, приличие... И которое ни в коем случае не желает духовно расти, самообразовываться, а, напротив, всеми возможными способами – в том числе и матом – все глубже и глубже загоняет себя в клоаку и с упоением в ней барахтается.
Кстати, тем, кто без зазрения совести сеет вокруг словесное зловоние, неплохо бы знать, что матерщина – это пренебрежение, неуважение не только к окружающим, но и к себе и даже к самому... мату: у него же все-таки свое предназначение, и вовсе не обиходное.
А вообще более подробно поговорить о мате, стать экспертом в столь «щепетильном» вопросе мы пригласили кандидата филологических наук, доцента кафедры теоретической и прикладной лингвистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, члена правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Елизавету КОЛТУНОВУ.
– Елизавета Аркадьевна, если зрить в корень: «мат» и «мать» случайно не слова- родственники?
– Значение слова «мат» историками языка до сих пор окончательно не выяснено. Да, древний корень «-мат-» содержится и в слове «мать», и в слове «матица» (основная опорная балка, на которой держатся различные конструкции). Поэтому некоторые ученые усматривают в слове «мат» выражение некоей жизненной силы. Не случайно в широком смысле слова мат входит в состав бранной лексики, то есть лексики, необходимой для обороны, защиты.
Есть и другие точки зрения. Например, что в буквальном смысле слова мат – это громкий голос, крик. Отсюда: кричать благим матом.
Но вообще, исторически мат, по-видимому, зарождается как табуированная (запретная) лексика.
– Не секрет, что такая лексика присутствует практически во всех языках, но правда ли, что русский язык даже в этом плане самый великий и могучий?
– Матерная лексика есть практически в любом языке, но её многообразие или немногообразие зависит от ментальности народа. Скажем, практически весь английский и американский мат состоит в значительной степени из различных вариаций с fuck и shit, которые изначально не были нецензурными.
В русском языке к матерным словам относят тоже очень немного корней (четыре самых известных плюс три-четыре исчезающих.) Всё остальное – разнообразные словообразовательные модели на основе известных корней, эвфемизмы (например, «блин»), вульгаризмы, грубое просторечие, жаргонизмы.
Но моделей неисчислимое множество: первый том Большого словаря русского мата Алексея Плуцера-Сарно содержит более трехсот страниц выражений с одним только словом из трёх букв.
– А когда мат вообще появился на Руси и... с какой целью?
– Матерщина – это общее «достояние» славянского мира, матерные корни встречаются во всех западных и восточных славянских языках. Матерные произведения, матерные высказывания сопровождали обряды на повышение плодородия и матери сырой земли, и новобрачных. Отсюда внимание к тому, что известный филолог Михаил Бахтин называл телесным низом.
И соответственно, запреты на матерщину – это запреты на пренебрежение к матери сырой земле. Потом это отношение перешло на отношение к родной матери и уже в православный период русской жизни на отношение к Пресвятой Богородице. Некоторые матерные выражения заключают в себе фактически черную магию – проклинание, наказание и так далее. Вот почему этот лексический пласт сохраняется и активно употребляется.
Согласно исследованиям, в частности, профессора Бориса Успенского русская матерщина представляет собой словесный пережиток языческих ритуалов. Есть мнение, что некоторые из таких слов появились при инициации молодых людей. Мальчиков (обычно лет в 12–14) отправляли в лес, чтобы они сумели там выжить и проявить свои мужские качества. В этой среде и рождалась специальная лексика, которая первоначально несла смысл, непонятный для остальных.
Другая часть запретной лексики пришла к нам уже после принятия христианства из церковнославянского языка, например, известное слово на букву «б». По значению оно было близко к словам «ложь, обман, заблуждение» или «обманщик, лжец», что было зафиксировано, например, в словаре русского языка XVIII века. Почему «б…» из сакрального перешло в разряд обсценных (запретных) слов, так и остается вопросом.
Алексей Плуцер-Сарно полагает, что мат восходит к славянским заговорам. Его произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах.
А вообще, матерные слова и выражения мы обнаруживаем в древнерусских текстах ХII–ХIII веков, встречаются они и в памятниках ХIV–ХVI веков. И существует множество различных церковных циркуляров и указов иерархов, направленных против мата, начиная с самых ранних времен христианства на Руси. Хотя окончательно статус «нецензурного» мат приобрел в XVIII веке, во время жесткого отделения литературной лексики от разговорного языка.
– Вы сказали, что мат зарождался как табуированная лексика. Действительно, даже еще в советские времена матом у нас ругались, сейчас же на нем разговаривают. Не о полной ли деградации нашего общества это говорит, ни о духовном ли его обнищании?
– Действительно, в последние годы речь наших соотечественников стала намного беднее, более плоской, менее выразительной. Например, студенты очень часто затрудняются дать развернутый, аргументированный ответ. Может быть, это связано со слабой работой школы, так как подготовка к ЕГЭ – это подготовка к письменному экзамену, поэтому устная речь школьников оказалась на периферии внимания учителей. Может быть, это связано и с кризисом домашних отношений. Потому что главный учитель русского языка – это, конечно, семья.
– Так сейчас в семье дети слышат мат чуть ли не с пеленок: многие мамы и папы на нем общаются в быту... Женщины уже и тут не отстают от мужчин...
– Да, это еще одна особенность нашего времени. Матерщина всегда считалась преимущественно мужским выразительным средством. Это в том числе язык воинов и бойцов. Для женщин же матерщина была запретной, что отображено в славянских пословицах. Сквернословие женщин, по поверьям, могло вызвать непогоду, неурожай. Сейчас же, к моему большому огорчению, обсценную (запретную) лексику легко можно услышать и в женской, и в девичьей речи. Очевидно, что ослабели моральные нормы относительно нашего поведения в целом и бытового, и профессионального, и городского общения в частности. Слившиеся воедино равнодушие и агрессия проявляются в избытке ненормативной лексики.
– У каждой лексики есть свое предназначение. В том числе и у мата... Но, возведя мат в средство повседневного общения, не лишаем ли мы его этого предназначения, не... обесцениваем ли как выразительное средство речи?
– Вы правы. Долгое время основной функцией мата была агрессия, агрессивность, цель – оскорбить участников коммуникативного процесса. В последнее время эта функция мата не так очевидно проявляется. Сейчас зачастую мат используется для того, чтобы эпатировать публику или чтобы выразить некие переживания, для которых невозможно подобрать точного нейтрального слова. Эта функция называется субституционной, то есть матерные слова абсолютно все могут заменить. Одно и то же слово выражает и то, что хорошо, и то, что плохо. Ну и, конечно, важной является функция разрушения устоявшихся культурных стереотипов.
В молодежной среде расширяется так называемая обычная нецензурная коммуникация. Друзья, приятели зачастую общаются исключительно с помощью обсценной лексики, порой даже не замечая и не понимая того, что эта лексика ненормативная, грубая.
Между тем неуместное употребление этих слов, с одной стороны, наносит ущерб нашей духовности, нашей культуре, с другой – это вредно и для самой бранной лексики, ведь она является яркой и эмоционально острой только до тех пор, пока имеет границы употребления. Мне, как историку языка, печально от того, что неуместное, а зачастую и неумелое использование обсценной лексики снижает градус ее экспрессии.
– Есть ли ситуации, когда простительно и уместно употреблять мат? А как вы относитесь к мату в книгах, на страницах газет, в фильмах и телепрограммах?
– У меня неоднозначное отношение к этой проблеме. Необходимо, чтобы у человека было осознание, что бранная лексика возникла для защиты себя и своего внутреннего мира. Она может использоваться в стрессовых ситуациях, но не должна превращаться в атрибут повседневного общения, что, к сожалению, у нас сейчас все чаще можно наблюдать.
Художественная литература – отражение нашей жизни. Если без инвективной лексики нельзя обойтись, если есть особая, художественная сверхзадача, то почему нет? Но писать исключительно с помощью бранной лексики, как это делают некоторые писатели конца XX – начала XXI века, по-моему, нельзя.
А вот для СМИ, на мой взгляд, должен быть абсолютный запрет на употребление бранных слов, ведь они очень сильно влияют на общество. Если мат будет использоваться в газетах и журналах, звучать в телевизионных передачах и радиоэфире, то часть читателей и зрителей будут считать это нормой. А это отнюдь не норма, потому что наряду с правами тех, кто хочет активно использовать обсуждаемую нами лексику, существуют права тех, кто не хочет ее слышать.
– Кстати, о правах тех, кто не хочет ее слышать, а вынужден. Причем нередко даже на своем рабочем месте, где коллеги разговаривают матом, не беря в расчет то, что кого-то оскорбляют этим... Что делать этим мученикам?
– Вообще, в статье 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса РФ об административных правонарушениях сказано: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах… влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток». Если эту норму закона использовать неукоснительно, то проблем будет значительно меньше. Хотя, конечно, вполне возможно прописать запрет на нецензурные выражения, например, в уставе организации, где человек работает. Штраф или боязнь потерять свое место заставит каждого задуматься: «А как я говорю?»
– Елизавета Аркадьевна, а есть ли вообще смысл бороться с матом, запрещать его? Может, лучше не акцентировать на нем внимание или вообще официально признать нейтральной лексикой, и тогда данная проблема сама собой исчезнет...
– Могу сказать лишь о том, что запретами мат не искоренить. Еще в 1648 году царь Алексей Михайлович задумал «извести заразу» и издал царский указ, чтобы «песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися... А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею – и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи». И что же? Языковая реальность оказалась сильнее запрета.
Нравится нам это или не нравится, но мат существует в языке вне зависимости от нас, и поэтому запретить его мы не можем. Он все-таки несет свою нагрузку и служит для выражения негативной оценки, экспрессии, отрицательных эмоций. Однако его постоянное употребление – очень плохой симптом для общества.
Алла ЕГОРОВА.