Новая мода ради народа?
Вот уж воистину забота федеральных властей о своих верноподданных в нынешних реалиях не знает предела. Вы этой заботы не наблюдаете? Ну как же?
А взять хотя бы закон с поправками в избирательное законодательство, который 13 мая в экстренном порядке приняла Государственная Дума. И все для того, чтобы обезопасить наше участие в выборах и референдумах, без которого мы ну никак не мыслим своего существования.
И вот теперь для выражения волеизъявления россиянам вовсе не обязательно будет ходить на избирательные участки: они смогут сделать это дистанционно, через Интернет или по почте. Более того, сбор подписей избирателей за кандидата впредь тоже может осуществляться через портал «Госуслуги». Разве это не забота?! Ну, разве что-то более важное и злободневное можно было придумать для своего народа в нынешних реалиях?
Забота об охране здоровья россиян?
Итак, новый закон, в частности, гласит: «При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования».
Как несложно догадаться, инициаторами (пусть даже формальными) столь важного нововведения явились депутаты-единороссы. Если некоторое время назад честь выступить с инициативой об обнулении президентских сроков выпала на долю представительницы партии власти Валентины Терешковой, то на этот раз счастливчиками оказались ее однопартийцы Ольга Савастьянова, Дмитрий Ламейкин и Ирина Марьяш. Однако злые языки утверждают, что и данный законопроект разрабатывали вовсе не в Думе, а в… Кремле. А введение новых механизмов голосования объясняли заботой об «охране здоровья граждан» в случае продления коронавирусных мер.
Так и один из соавторов поправок к законопроекту, депутат Дмитрий Вяткин, объяснил необходимость подобных поправок эпидемией COVID-19. А депутат от ЛДПР Сергей Иванов в своем комментарии «Интерфаксу» прямо заявил: «Нам сказали, что в условиях пандемии НУЖНО предоставить людям возможность голосовать удаленно».
Между тем законопроект-то уже принимали в пору, когда коронавирус вроде как начал сдавать свои позиции – во всяком случае, по сообщениям официальных источников, последовавшим после очередного выступления нашего президента.
Может быть, в том числе и поэтому вышеупомянутое «НУЖНО» поддержали не все народные избранники, а в основном представители партии власти. Остальных же насторожило: кому именно нужно? Ну, сомневались они, что народу!
Виной всему поправки в Конституцию?
Судя по комментариям в соцсетях, сомневаются в этом и многие эксперты.
Например, есть мнение, что Кремль «протолкнул» принятие Госдумой данного закона исключительно с целью благоприятного для себя голосования по принятию поправок в Конституцию.
Да, на фоне борьбы с пандемией, заключающейся главным образом в самоизоляции и масочно-перчаточных выходах в свет, тема поправок в Конституции как бы отошла на второй план. Но не самоизолировалась! Надо полагать, что в скором времени она зазвучит с новой силой.
В связи с этим наиболее подозрительные товарищи, как, например, политолог Дмитрий Орешкин, полагают, что закон о дистанционном голосовании принят, прежде всего, с целью достижения завидно-показательных результатов голосования по поправкам в Конституцию, главной из которых является обнуление президентского срока: ведь закон об электронном голосовании весьма упростит задачу обеспечения нужных показателей результатов голосования.
Надо сказать, что Орешкин не одинок в таком умозаключении. В частности, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников считает, что «в среднесрочной перспективе закон нужен для проведения сентябрьских региональных выборов, а также для проведения голосования за поправки в Конституцию и «обнуление президентских сроков». С ним солидарен и политолог Алексей Макаркин, который говорит:
– Голосование по Конституции провести надо, но сколько людей придет на участки? С учетом сохранения страхов после окончания пандемии [власть может захотеть] максимизировать форматы дистанционного голосования, чтобы увеличить явку, а вместе с ней и легитимность голосования.
Орешкин, Колесников, Маркин… Это все люди, неплохо осведомленные и разбирающиеся во внутренней политике нашего государства… Однако всем свойственно ошибаться. Судя по всему, на этот раз они ошиблись?
Во всяком случае, официальные комментарии достаточно аргументированно опровергают их точку зрения. Так, руководитель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что принятый «дистанционный» закон касается только последующих выборов, а отношения к общероссийскому голосованию иметь не будет, ибо проведение всероссийского голосования по поправкам в Конституцию не предусмотрено российским законодательством о выборах, а регламентировано отдельным законом.
Кстати, в этом отдельном законе возможность электронного голосования по поправкам в Конституцию прописана! А вот голосование по почте не предусмотрено, и именно его проводить не будут.
На пользу партии власти?
Если одних дистанционное голосование волнует, прежде всего, в части поправок к Конституции, то других напрягает именно то, что оно будет применяться на выборах всех уровней, а стало быть, позволит в полной мере проявить себя административному ресурсу, который, как они считают, служит (прислуживает?) у нас лишь одной партии.
Вот, например, мнение на этот счет депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Шеина:
– Против этого закона голосовала вся парламентская оппозиция. Этот закон уничтожает тайну голосования. Выборы «по электронке» по факту будут означать, что за спиной у врачей, которыми сейчас все восхищаются, за спиной у учителей, у рабочих «Газпрома» и «Роснефти» будет стоять конкретный директор, который будет следить, чтобы они голосовали за «Единую Россию».
Резервуар для фальсификаций?
Политика политикой, но ведь дистанционное голосование требует соответствующей технической подготовки регионов. Отсутствие оного – объективная причина того, что волеизъявление народа, вернее каждого человека в отдельности, может стать достоянием… Нет, не общественным – обществу это и не нужно, а определенных структур, личностей. Так готовы ли технически наши регионы к проведению дистанционного закона в жизнь?
Когда властями рассматривалась возможность электронного волеизъявления народа в отношении всероссийского голосования по Конституции, руководитель ЦИКа Элла Памфилова предупреждала, что, «несмотря на ситуацию с коронавирусом, дистанционное электронное голосование в ходе плебисцита планируется только в Москве», так как другие регионы технически к этому не готовы. С тех пор прошло совсем немного времени…
Кстати, в Москве в экспериментальном порядке электронное голосование уже применялось на выборах депутатов Гордумы в сентябре 2019 года. Тогда в мэрии назвали результаты данного эксперимента успешными, однако ни для кого не секрет, что из-за какого-то сбоя система не работала несколько часов. Более того, как сообщали центральные СМИ, после выборов произошла утечка списков голосовавших. И это в Москве – государстве в государстве!
Таким образом, нет ничего удивительного, что осведомленные граждане (большинство россиян понятия не имеют о «дистанционном» законе) обеспокоены. Они опасаются и того, что отечественные программисты не смогут (не захотят) обеспечить должной защиты государственных порталов, которые во время проведения голосования могут подвергнуться хакерским атакам.
Не в восторге от нового закона и специалисты. Например, руководитель отдела мониторинга выборов движения «Голос» Андрей Бузин считает, что закон «оставляет много рисков»:
– В нем не предусмотрено никаких способов контроля процедур удаленного голосования. Поэтому недобросовестные организаторы могут использовать новые механизмы в своих целях. А подделать результаты голосования по почте можно через подмену бюллетеней.
В общем, копья ломаются. Одни, в частности представители ЦИКа, успокаивают озабоченных и озадаченных новым законом граждан тем, что «дистанционное голосование и голосование по почте предусмотрены в качестве дополнительных возможностей для выражения людьми своей воли, а не для замены очного голосования». Другие называют его «огромным резервуаром для фальсификаций»…
Но разве при очном голосовании фальсификации невозможны? Да и вряд ли этот закон у нас в скором времени заработает, во всяком случае в регионах.
Меня, например, гораздо больше волнует и страшит то, что дистанционка у нас начинает насаждаться повсюду. Ну, мода на нее пошла. Только вот для пользы ли народа? Или просто-напросто для того, чтобы нас оболванить и полностью разобщить?
Алла ЕГОРОВА.