Маленькие управляющие компании могут уйти с рынка

В Госдуму РФ внесены несколько законопроектов о работе обслуживающих в сфере ЖКХ организаций. Они направлены на защиту жильцов от недобросовестных управляющих компаний.
Инициаторы законопроектов рассчитывают, что их принятие поможет пресечь практику создания недобросовестных УК. И как следствие, рынок ЖКХ может измениться: мелкие УК, где под управлением находятся 1–2 многоквартирных дома, вынуждены будут уйти со сцены. Разберемся почему.
Стоп банкротству
Прежде всего в реестр дисквалифицированных лиц будут вноситься сведения об учредителях управляющих организаций, лицензия которых аннулирована. Они не смогут вновь создавать управляющие организации, пока сведения о них не будут исключены из реестра. Сейчас в него вносят только сведения о директорах. В течение трех лет они не могут занимать должности в других управляющих организациях, тогда как учредители сохраняют возможность создавать новые организации, брать дома на управление, игнорировать интересы жильцов и копить долги перед ресурсоснабжающими организациями (РСО).
Нередко управляющие организации из-за больших долгов перед РСО подвергаются процедуре банкротства, а возложенные на сами управляющие организации работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняются лишь на бумаге. Обанкротившись, такая недобросовестная управляющая организация оставляет жителей МКД, находившихся в ее управлении, с нерешенными проблемами по содержанию подъездов, крыш, чердаков, подвалов, а ресурсники остаются с безнадежной задолженностью за поставленные воду, тепло, свет, газ.
Если же предложенный законопроект будет принят в осеннюю парламентскую сессию, то учредители таких недобросовестных организаций не смогут создавать новые УК. А такая практика в Дзержинске, например, существовала. Например, несколько УК – «Молодежная», «Центральная» и «Восход», накопив миллионную задолженность перед РСО, обанкротились, а одного из директоров даже осудили.
Нужны гарантии
Принятие новых законов о защите жильцов от злоупотреблений управляющих организаций, возможно, приведет к созданию единого регионального оператора в сфере управления МКД по аналогии с уже имеющимся регоператором по обращению с мусором – твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Впрочем, опыт работы последнего пока не самый позитивный, поэтому законодатели не исключают, что многие управляющие компании просто станут обслуживающими организациями и появится такое понятие, как гарантирующая управляющая компания.
Как известно, существует аналогичная структура в сфере поставки коммунальных ресурсов – гарантирующий поставщик ресурсов, известный, например, дзержинцам как ПАО «Т плюс».
У гарантирующего поставщика тепла и ГВС предоставление этой компанией таких услуг не только его право, но и прямая обязанность, от которой зависит жизнеобеспечение значительной части горожан. Поэтому применение подобных инструментов может быть внедрено и в сферу обслуживания и текущего содержания жилфонда, то есть в работу управляющих компаний.
Очевидно, что это неизбежно приведет к укрупнению рынка управляющих компаний. Статус УК сможет получить только компания с большим опытом работы, действенным штатом сотрудников, наличием необходимой техники и договоров подряда со специализированными организациями.
Кто на выход?
Итак, кто же в Дзержинске рискует попрощаться с договором управления многоквартирных домов среди управляющих компаний и обслуживающих организаций? Очевидно, что эти те самые мелкие УК, под управлением которых находятся 1–2, в лучшем случае 4–5 домов.
В Дзержинске таким характеристикам, по всей видимости, соответствуют УК «Красный Октябрь», ООО «ДВК-сервис» или «Альтернатива есть». В группу риска также могут попасть УК и организации, обслуживающие свежие новостройки. Это, например, «Октавиан» или «Кольцо».
Под вопросом, кстати, и судьба МБУ «Прометей», обслуживающего так называемый отказной жилфонд и муниципальные объекты. Возможно, ему придется сменить организационно-правовую форму на ООО.
Впрочем, в любом случае брошенными их дома остаться не должны: обязанность по выбору и назначению для них УК по-прежнему остается на муниципалитете: выбирать будут из тех, кто предложит меньший тариф на обслуживание при большем объеме услуг. Кроме того, для нерентабельных домов предусмотрен институт субсидий из городского бюджета: закон в этом плане стоит на страже интересов жителей.
А кто же тогда останется на рынке?
Логично, что те управляющие компании, которые и сегодня обслуживают и управляют большим объемом жилфонда. Это «Дзержинская управляющая компания», «Управдом-Центр», «Чистый город», «Альянс-НВ», «Окский мир».
Под их управлением и обслуживанием находятся не единицы, а десятки и сотни домов, у них серьезный стаж работы в этой сфере и квалифицированный штат собственных специалистов – то есть все обязательные и достаточные условия, чтобы оказывать в полном объеме все необходимые ЖКУ и соответствовать новому закону.
Поэтому жителям при выборе УК, если такая необходимость возникнет, – а желание сменить свою управляющую компанию время от времени возникает у некоторых горожан – следует принимать во внимание грядущие изменения в законодательстве.
Известно, что авторами предложенных изменений в законодательство выступают депутаты от фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, а вот лоббируют эти законопроекты, по некоторым сведениям, крупные московские холдинги в сфере строительства: группа компаний «ПИК» и АО «РТ-Домком», в чьем ведении находится крупнейший рынок жилья в Москве и Подмосковье с объемом в 60 млн квадратных метров.
Поэтому передел рынка ЖКХ в провинциальных городах и уход с него мелких УК с двумя домами в управлении – это для таких монстров песчинка в океане. Надеемся, что и дзержинцы не заметят передела на местном жилищно-коммунальном рынке. Главное, чтобы услуги им оказывались качественно и в полном объеме.
Марина ФЕДОРОВА.