Как противостоять террору?

Историк-религиовед, председатель НРОО «Конгресс ираноязычных народов» Эрадж Боев – о том, как человек становится террористом, как отличить его в толпе и о многом другом.
В понедельник, 3 апреля, в результате теракта в санкт-петербургском метро погибли 14 человек, более 60 пассажиров были ранены. 7 апреля в Дзержинске прошла акция памяти жертв взрыва. Такие же акции состоялись во Владивостоке, Кемерове, Новосибирске, Казани и других городах. Как теракты влияют на настроение общества, отношение людей друг к другу и к власти? Как человек становится террористом и как отличить его в толпе? Эти и другие вопросы «Репортер» задал историку-религиоведу, председателю Нижегородской региональной общественной организации «Конгресс ираноязычных народов» Эраджу БОЕВУ.
– Напряженная ситуация, в которой мы живем, связана с осложнением международной обстановки. Россию нельзя рассматривать вне международного контекста, а наша страна – многонациональное государство, – рассказывает Эрадж Боев. – С одной стороны, это большое достоинство. С другой стороны, многонациональный и многоконфессиональный состав населения – объект повышенного внимания для определенных внешних сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации внутри нашей страны и пытающихся реализовать различные деструктивные сценарии.
– Теракты относятся к подобным деструктивным действиям?
– Естественно. Теракт – не просто некий противоправный акт, направленный на получение тактических результатов. У его организаторов есть и стратегические цели, своего рода «программа-максимум». Я бы сказал, что цель терроризма – создание определенной атмосферы в обществе – чувства нестабильности, страха и недоверия, в том числе по отношению к власти. Кроме того, организаторы терактов рассчитывают дестабилизировать взаимоотношения людей внутри общества – многогранного, представленного совершенно разными этническими, конфессиональными, возрастными, социальными группами.
– С конфессиями все ясно. Но как теракт может разобщить людей разного возраста или разных социальных групп?
– Одной из наиболее важных задач террористов, с одной стороны, является распространение у людей паники, чувства незащищенности, а с другой – неверия в способность государства защитить своих граждан. Наиболее активные слои общества – те же молодые люди в силу своего максимализма – подталкиваются к критике правительства. Логика примерно следующая: «Мы больше не доверяем государству и властным структурам, они не могут нас защитить. Значит, должны сами обеспечить свою безопасность». Но в последнее время чаще всего речь идет о терактах с конфессиональной подоплекой. Их исполнители преследуют определенную провокационную цель.
– Какую?
– Если теракт ассоциируется с конкретной религиозной конфессией, то цель – провокация, стимулирование реакции со стороны условного большинства, которая будет направлена против данной религиозной группы. И вот результат: к сожалению, сегодня понятие «религиозный терроризм» часто связывается с исламом, несмотря на то, что исполнители теракта, с точки зрения традиционных исламских ценностей, очень мало соответствуют образу мусульман. Распространение исламофобии объективно выгодно террористам.
– Кем могут быть террористы?
– Они могут быть кем угодно в плане этнической принадлежности. Наибольшую проблему представляют люди, которые без предварительной теоретической подготовки пытаются самостоятельно изучать и практиковать различные религиозные учения. При этом основные движущие мотивы этих людей – эмоциональные. В определенный момент, выбрав не тех учителей, они рискуют свернуть на опасный путь. Достаточно вспомнить ту же Варвару Караулову (российская студентка, в 2015 году приговоренная к заключению в колонии строгого режима за попытку присоединения к ИГИЛ*. – Прим. ред.). В последнее время количество таких людей возрастает.
– Какова группа риска?
– В группе риска может оказаться любой человек. Как правило, это молодые люди. Образование, пол, социальный статус и даже конфессиональная принадлежность не играют существенной роли. Если говорить о псевдоисламских радикальных организациях, то в их ловушки попадают не только этнические мусульмане, но и выходцы из иной конфессиональной среды. В сети радикалов могут попасть и лица без образования вообще, и люди с высшим образованием. Студенты-гуманитарии имеют больше информации о догматах мировых религий, поскольку это входит в учебную программу. Напротив, те, кто учился, например, в техническом вузе, в этом смысле не имеют общетеоретической базы. И когда они начинают самостоятельно интересоваться религиозной темой, их шансы попасть к радикалам выше.
Вот почему распространение знаний о традиционных религиозных конфессиях в учебной аудитории, в том числе школьной, может быть важным инструментом профилактики религиозного экстремизма. Да, по действующему законодательству, Россия – светское государство. Но знакомить юных граждан с религией может обычный педагог, обладающий соответствующей квалификацией. Зачастую светский специалист о религии знает больше, чем активно практикующий верующий. В результате своевременно полученной в школе или вузе информации на любые возможные провокации человек будет отвечать: «Нет, то, о чем вы говорите, – никакой не ислам».
– Как работают вербовщики?
– Они стараются оторвать человека от привычного мира – от семьи, традиций, культурной среды. Представители радикальных религиозных течений полностью игнорируют культурные особенности любого народа. Для них не существует национальности. Это космополиты со знаком «минус». Они стремятся создать искусственное, синтетическое сообщество людей, для которого единственными авторитетами будут лидеры радикальных группировок.
– Что из себя представляют радикалы, действующие сегодня на Ближнем Востоке и угрожающие в том числе нашей стране?
– В любой мировой религии существует дифференциация. Христианство включает протестантизм, православие и католицизм, а также некоторые другие направления. В исламе существует деление на суннитов и шиитов, в рамках которых, в свою очередь, также присутствуют различные направления. Но все они считаются традиционными. В последнее время в регионе Ближнего Востока развивается то, что мы можем назвать нетрадиционным исламом. Специалисты-религиоведы называют таких радикалов такфиритами. «Такфир» в переводе с арабского означает обвинение человека в неверии. В первую очередь такфириты представляют угрозу для самого мусульманского мира. Выводя остальных мусульман из ислама, обвиняя их в «неверии», «искажении религии», такфириты способствуют углублению раскола в мусульманской общине, разрушают цивилизацию и культуру, в том числе многовековую культуру отношений между мусульманами и христианами, представителями других религий.
– Как вербовщики находят свою целевую группу?
– Находят в социальных сетях, в пабликах, посвященных изучению религии, создают собственные интернет-сообщества. Сначала предлагают оказать помощь в изучении и толковании религии. Потом постепенно подводят к мысли: то, что вы читаете в официальных источниках, – это искажение «истины». Затем начинается работа по дискредитации традиционной религиозной доктрины в глазах интересующихся.
В принципе, методика такая же, как в любой секте тоталитарного характера. Кстати, поэтому в группе риска – люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В России человек, когда он в беде, традиционно начинает искать решение в духовной сфере.
– Вы сейчас говорите только о мусульманах?
– Это имеет отношение к практике радикальных групп любой конфессиональной ориентации – исламской, христианской, даже индуистской.
– Но когда случается теракт, сразу же возникают ассоциации с исламской темой.
– Это специфика последнего времени. В минувшем XX веке жизни многих людей в Индии унесла деятельность радикальных индуистских группировок. В 1995 году американец Тимоти Маквей, сочувствующий радикальным группировкам христианского направления, устроил теракт, жертвами которого стали 168 человек. Религиозный терроризм – это универсальное явление, его нельзя связывать с какой-то одной конфессией.
– Каков портрет типичного террориста?
– Террорист может быть представителем любой национальности. У молодого уроженца ближнего зарубежья зачастую представление о том же исламе ненамного лучше, чем у его ровесника из российской глубинки. Это связано с особенностями нашей общей истории. В период атеистической пропаганды серьезно деформировались традиционные институты, характерные для многих обществ. Снизилась квалификация служителей культа, сократилось их количество. По сути, ислам в Средней Азии и на Кавказе превратился в некое народное явление. С начала 1990-х годов, когда в России и других государствах, возникших после распада СССР, объявили религиозную свободу, этой ситуацией воспользовались отдельные внешние силы, которые начали «просвещать» Среднюю Азию, Поволжье и Северный Кавказ, пытаясь распространить в этих регионах исторически чуждые для них традиции. Люди перестали понимать, где настоящий ислам, а где нет, потеряли собственную идентичность.
– Можно ли сказать, что у террориста есть портрет – психологический, визуальный?
– Есть характеристики, которые могут вызвать настороженность. Террориста продолжительное время готовят к совершению теракта. Он подвергается жесткой психологической обработке. Ввиду того, что значительная часть терактов подразумевает физическую смерть их исполнителей, террористов вводят в определенное эмоциональное состояние. Соответственно, такой человек может иметь «стеклянный» взгляд, вести себя, как биоробот, может быть погруженным в себя. Но при этом необходимо сказать, что следует уделять внимание не только каким-то психологическим деталям, но и просто быть внимательным к любым действиям, вызывающим у вас подозрение.
– Вы сказали, что задача террористов – разобщить людей, напугать их. Но после событий в Питере мы увидели, как люди сплотились. В Северной столице в день теракта люди подвозили друг друга домой, поддерживали. Во многих российских городах прошли акции в память о погибших. Получается, теракт может и сплотить?
– У любого теракта есть конкретные цели, о которых мы уже говорили. Одна из них – давление на руководство страны. В марте 2004 года в Испании была организована серия терактов, погибли люди, и это стало причиной, по которой правительство Испании отозвало свою группировку из состава коалиционных сил на территории Ирака. Таким образом, по аналогии с этими событиями мы можем предположить, что террористам важно оказать давление на правительство страны с целью прекращения борьбы с международным терроризмом в Сирии, где Россия совместно с Ираном и сирийским руководством проводит антитеррористическую операцию. И общество должно все это понимать и правильно реагировать.
– Как должно реагировать общество?
– Во-первых, общество должно решительно осудить терроризм. Это касается любого человека вне зависимости от того, в каком регионе страны он живет. Во-вторых, от людей требуется максимальное сплочение. Люди не должны замыкаться в себе и поддаваться чувству страха. Сплочение – единственно верный ответ на действия террористов, сводящий на нет все их ожидания.
В-третьих, необходимо понимать, что с террористами не может быть никакого торга. Любая уступка террористам всегда воспринимается ими как слабость того, кто эту уступку сделал, и сигнал к усилению давления. Участие России в антитеррористической операции в Сирии необходимо для уничтожения террористической угрозы на дальних рубежах, чтобы исключить ее бесконтрольное расползание по всему миру.
Наконец, в-четвертых, нужна работа по профилактике терроризма. Активные, сознательные граждане, обладающие определенным опытом, имеющие гражданскую позицию, должны объяснять людям правила безопасности, в том числе информационной. Это поможет защитить нашу молодежь и укрепить единство людей.
Необходимо сконсолидироваться по линии общественных организаций – нужны профилактические мероприятия по противодействию терроризму. Государственным структурам нужно налаживать коммуникацию с национальными и религиозными объединениями. Сами конфессиональные структуры тоже должны прилагать усилия: объяснять выходцам из различных регионов за пределами России и уроженцам регионов нашей страны, что такое традиционный ислам, что такое традиционные исламские ценности. Могу отметить, что в Нижегородской области такая работа ведется, в частности, мной и моими коллегами из других национально-культурных объединений.
– Что вы посоветуете людям для того, чтобы успокоиться и сохранить бодрость духа?
– Посоветую больше общаться друг с другом, стараться друг друга понимать. В последнее время общество атомизировалось, в нем господствует индивидуализм. Лучшие друзья человека сейчас – это компьютер и социальные сети. Мы отвыкаем друг с другом общаться. И такая ситуация приводит к возникновению очень большого слоя людей, которые живут в своем мире и слабо взаимодействуют с другими. Когда мы с вами будем интересоваться, что происходит у соседа, как живут наши родные, близкие, знакомые, тогда мы сможем больше понимать, что происходит вокруг нас. Единство общества важно сохранять в любую эпоху. И сегодня это актуально как никогда.
*Организация, запрещенная на территории Российской Федерации.
Беседовала Наталья СЛЕПНЕВА.