Главное не ужесточать, а соблюдать
Будут ли ужесточены правила перевозки детей после аварии в Ханты-Мансийске?
Более десяти дней прошло со дня трагедии, произошедшей в Ханты-Мансийском автономном округе. Тогда на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск в результате столкновения грузовика, двух легковушек и автобуса погибли двенадцать человек. Десять из них – дети, возвращавшиеся на автобусе с соревнований.
Непосредственно после трагедии – как это часто у нас бывает – без суда и следствия в прессе называли виновных в случившемся, сыпали обвинения в несоблюдении всего, что только можно не соблюсти, и даже перевирали факты. Громко звучали и требования об ужесточении правил по перевозке детей. В частности, раздавались голоса о необходимости сопровождения сотрудниками ГИБДД каждого автобуса, перевозящего детей за пределы одного населенного пункта. Прошла даже информация о том, что требования эти наверху услышаны, признаны целесообразными и уже учтены. На этом, собственно говоря, все постепенно стихло.
Между тем скоро зимние каникулы, а значит, увеличится число экскурсионных туров, в том числе детских автобусных. Насколько готовы к этому у нас в городе и считают ли необходимым ужесточение норм перевозки детей? Эти вопросы мы адресовали людям, по своему роду деятельности так или иначе задействованным в данном процессе.
Юлия, менеджер «Туристической компании Романовой Ольги», признанной по итогам предыдущего года лучшим транспортным агентством Дзержинска в сфере туристической деятельности:
– Требования к перевозке детей, по-моему, и так достаточно жесткие, и главное – их соблюдать. Мы, например, все требования, которые исходят от вышестоящих организаций, соблюдаем. Это касается и наших экскурсионных автобусов, и организации самих поездок.
Автобусы у нас регулярно проходят проверку и соответствуют всем техническим нормам. К нашим автобусам каких-то нареканий со стороны ГИБДД не было.
Кроме того, мы, строго в соответствии с требованиями, как минимум за три рабочих дня до планируемого вывоза детской группы куда-либо направляем соответствующую заявку в ГИБДД. Непосредственно в день отъезда сотрудники ГИБДД обязательно приходят на посадку, проверяют автобус и все ли в порядке с документами, со списками.
Должны ли теперь будут сотрудники ГИБДД сопровождать каждый автобус с детьми? Такой информации у нас пока нет. Появится – станем подстраиваться под это. И тут, наверно, больше вопросов к ГИБДД: имеется ли у них достаточно ресурсов для сопровождения каждого «детского» автобуса: школьных групп ведь, особенно в каникулы, выезжает на экскурсии достаточно много.
Поэтому к решению таких вопросов, я думаю, надо подходить не сгоряча, а взвешенно, ответственно и обязательно учитывать при этом возможности всех сторон: и турагентств, и перевозчиков, и ГИБДД.
Владимир, водитель автобуса фирмы-перевозчика:
– Ужесточить требования – это самое простое, что можно в данной ситуации сделать, и… самое бессмысленное. Да, людей это, может быть, несколько успокоит, но проблемы не решит. Вы думаете, что сейчас требований мало или что они не соблюдаются? Не надо так плохо думать ни о тех, кто организует детские поездки, ни о тех, кто готовит к ним транспорт и перевозит детей.
По себе знаю: несколько раз автобус проверишь, прежде чем в детский рейс выходить, да и «гаишники» бдительно такой транспорт у нас проверяют. А когда детишек везешь, так вообще перестраховываешься. Но ведь на дороге каких только неожиданностей не случается! Спровоцировать аварию могут и другие участники дорожного движения, и погодные условия, и даже камушек, вылетевший из-под колес встречного автомобиля. Да и свой автобус сюрприз может преподнести. Уж вроде проверишь все «от» и «до», а на дороге вдруг чувствуешь какой-то сбой. У меня однажды так тормоза отказали…
В общем, бывают такие ситуации, что хоть три машины ГИБДД тебя сопровождай – не поможет. Дорога есть дорога.
Но в целом к сотрудникам ГИБДД у меня все-таки есть пожелание. Пусть строже спрашивают с автошкол, готовящих водителей. Там зачастую выпускают людей, совершенно не готовых к получению прав, а в ГИБДД им какими-то правдами-неправдами эти права выдают.
Ольга Зубова, старший инспектор по пропаганде ОГИБДД по Дзержинску:
– Я считаю, что организаторы детских экскурсий или перевозчики, которые собираются куда-то везти детей, должны очень строго соблюдать все требования, которые есть у нас сегодня. Их вполне достаточно и по отношению к водителям, осуществляющим перевозку детей, и по отношению к транспортному средству.
Организаторам детских экскурсий очень ответственно надо подходить к выбору перевозчика и отдавать предпочтение не тому, который дешевле, а тому, у которого новые, оборудованные всем необходимым автобусы, в полном порядке все документы и хорошая репутация.
Николай Булыгин, государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД по Дзержинску:
– В Дзержинске, как правило, около трех автобусов в день вывозят детей куда-либо на экскурсии за пределы города. В праздники таких детских выездов больше, а в каникулы тем более. Поэтому у нас наперед вся неделя расписана: когда, куда идти провожать детские рейсы. Узнаем мы это из уведомлений, которые к нам поступают как минимум за два дня до таких поездок и в которых прописаны число и время маршрута, задействованные автобусы, их марки, модели, номерные знаки, данные о водителях и много чего еще.
Каких-либо нарушений, связанных с подачей уведомлений, в нашем городе пока не было: уведомления у нас подают практически стопроцентно.
Мы в свою очередь предварительно по нашей базе проверяем водителей, которые осуществляют каждую конкретно перевозку детей на наличие у них правонарушений. Далеко не каждое правонарушение является основанием для того, чтобы водителя не допускать к перевозке детей. Запрещается перевозить детей, например, водителям с правонарушениями, за которые предусмотрены такие меры взыскания, как лишение права управления транспортным средством или арест. Что же касается нарушений скоростного режима… У нас нет оснований запретить такому водителю везти детей. И водителя, который перевозил детей в Ханты-Мансийске, мы допустили бы к поездке: законом это не запрещено.
Если говорить непосредственно о сопровождении машинами ГИБДД детских автобусов, для этого необходимо, чтобы таких автобусов было не менее трех, то есть своеобразная колонна. Сейчас такое бывает редко, и, например, в этом году у нас не было ни одного сопровождения. Раньше нередко сопровождали такие колонны в детские лагеря, но сейчас и в лагеря массовых организованных заездов практически нет.
Если вдруг в нынешних условиях будет введено ужесточение правил по перевозке детей и ГИБДД обяжут сопровождать каждый детский автобус, – для нас это нереально. Один автобус в день, может, как-нибудь осилим, а три-четыре – более чем проблематично. У нас сейчас на дорогах-то инспекторов не хватает.
Правила, на мой взгляд, не ужесточать надо, а соблюдать те, которые есть. На наших, дзержинских, туроператоров, перевозчиков жаловаться в этом вопросе пока грех, они люди в основном сознательные, ответственные. Знаете, после трагедии в Ханты-Мансийске многие сами звонили нам, приходили и интересовались: не поменялось ли что в правилах, на что следует обратить особое внимание и что даже без указания свыше необходимо самостоятельно «усилить». Спасибо людям за такой подход. Только вот так сообща мы и сможем сделать ситуацию на наших дорогах менее опасной.
Алла ЕГОРОВА.
P.S. На сегодняшний день, как уже сообщил пресс-секретарь Президента РФ Песков, в Кремле не видят необходимости ужесточать нормы перевозки детей в связи с трагедией в Ханты-Мансийске. А вот усилить контроль за соблюдением уже существующих кое-кому кое-где не помешает.