Для вечного строительства
Прогулка вокруг Храма всех религий Ильдара Ханова.
В пригороде Казани есть строение, до которого доберется не всякий приезжий. Однако побывать в столице Татарстана и обойти его вниманием – большое упущение. Оно не менее интересно, чем кремль или Дворец земледельцев. В определенном смысле даже интереснее.
Находится этот шедевр в поселке Старое Аракчино. Называют его Храмом всех религий, иногда – Вселенским храмом или Храмом мира. А сам архитектор Ханов предпочитал именовать его не иначе как Храм души.
Здание-загадка
Здание, имеющее столько возвышенных названий, особенно выделяется на фоне блеклого, преддождевого неба. Больше всего оно напоминает какой-то сказочный замок. Или огромный разноцветный торт. Такие вот не особенно духовные ассоциации, в которых, впрочем, нет ничего постыдного: храм для того и появилось на свете, чтобы людям было радостно. По сути, это даже и не храм вовсе, а произведение искусства. Некоторые считают его музеем. Но об этом чуть позже.
Передо мной высятся различные по форме и размеру башенки, украшенные мелкими кусочками мозаики. При близком рассмотрении видно, что в одном строении рядом друг с другом соседствуют купола православной часовни, мусульманской мечети, иудейской синагоги и… Бог знает что еще. Стены и арки храма буквально испещрены таинственными знаками и буквами неведомых языков. Разобрать большую часть того, что здесь изображено, способен разве только сущий религиовед.
Но, боюсь, и он не смог бы справиться с переводом полностью. Говорят, задумывалось, что в архитектурном ансамбле Вселенского храма объединится символика шестнадцати вероисповеданий: тех, что существуют сейчас, тех, что давно забыты, и тех, о которых человечество пока не знает. Даже будь наш гипотетический религиовед достаточно умен, чтобы опознать символы давно утраченных религий, – как сумел бы он расшифровать то, что еще только предстоит узнать?
Здесь, за городом, быстро забываешь, что в каких-то десяти километрах стоит великолепная Древняя Казань. Аракчино – обычный поселок, и здание Вселенского святилища стоит прямо посреди сельской неаккуратности, зажатое сразу двумя дорогами: трассой – с одной стороны, железными путями – с другой. Чтобы подойти вплотную, нужно какое-то время продвигаться по краю трассы, а потом спуститься с небольшого обрыва, поросшего травой.
Спуск приводит к статуе безмятежного Будды, спящего каменным сном, и к двери с надписью «Для вечного строительства» – такого глубокого цвета, что вспоминаются иконы Рублева, раскрывшего секрет божественной синей краски. Мне потом объяснят, что дверь эта ведет в комнату для пожертвований.
И чем дальше, тем больше даешься диву. Перед глазами возникают золоченая плита с заветами Матери Терезы, высокая стена с мозаичными ликами святых разных народов, странное изображение колдовской птицы с солнечным кольцом в лапах, фиолетово-рыжий Инь-Ян, цветастая звезда Давида, радужный хоровод знаков зодиака… У входа в какую-то отдаленную башенку я даже сталкиваюсь с символом, который никак не ожидаю здесь увидеть, – лимонно-желтые серп и молот в кирпично-красном обрамлении.
Требуется много воображения (и немало знаний!), чтобы объединить все эти элементы в одну, хоть сколько-нибудь логичную картину.
Любопытно, что я, как и несколько случайных туристов невдалеке, могу спокойно разгуливать по территории храма, сколько душе угодно. Вокруг нет ни ограждения, ни охраны. Но и билетеров тоже нет – заходить внутрь запрещено. От продавщицы выцветших на солнце сувениров я узнаю, что иногда в храме проводятся концерты и выставки. Но в обычные дни (такие, как сегодняшний) посетители не могут войти.
Для человека, который специально ехал в Казань, чтобы рассмотреть внутреннее убранство Вселенского храма, это не очень приятная новость. Зал Будды, египетский зал, католический зал и зал Иисуса Христа, картинная галерея с работами самого художника и красивейший театральный зал – все закрыто. Но в общем-то, есть простое и немного печальное объяснение: в 2013 году Ильдар Ханов умер от продолжительной болезни, оставив свое величайшее творение неоконченным. Известно только, что на уме у него был глобальный проект с экологической школой, морским клубом (рядом – живописнейший берег Волги), детским наркотическим диспансером, международным театром, залом поклонения матерям мира…
Правда, немного утешения все же приносит мысль о том, что наружный облик сегодняшнего храма – сам по себе экспонат, каких, пожалуй, больше нигде не увидишь.
Здание-идея
Рассказ о Вселенском храме был бы неполным без нескольких подробностей о его создателе.
Ильдар Ханов родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино. Во время войны, будучи совсем маленьким, он перенес клиническую смерть, после которой, как ему показалось, открыл в себе способности к врачеванию и предсказанию будущего.
В зрелом возрасте он путешествовал по Индии и Тибету – изучал восточную культуру и китайскую медицину. В справочниках рядом с его фамилией пишут «йог» и «целитель». Иногда сначала – «целитель» и только потом – «художник, скульптор, заслуженный деятель искусств Татарстана» и прочее.
Его родной дом – самое сердце Вселенского храма, буквально говоря, самый его центр. По словам художника, строить он начал по наказу Иисуса Христа, который явился ему во сне и повелел: «Ты должен построить Храм всех религий». Копать фундамент нужно было в метре от жилища Ханова, и нигде больше. Произошло это в 1994 году. С того года и до дня своей смерти художник отдавал работе над храмом каждую свободную минуту. И все боялся не успеть – храм должен был стать лучшим, что он сделал в жизни, самым большим его подарком следующим поколениям.
Многомиллионного состояния у художника не было. Нарядная вереница куполов и несколько внутренних залов появились благодаря бескорыстной помощи сотен людей. Примечательно, что за годы строительства Ильдар Ханов так ни разу и не услышал упреков по поводу своего занятия ни от татар, ни от русских. Говорил, все рады помочь.
Находясь у стен Храма всех религий, естественно задаться вопросом: какую религию исповедовал сам строитель? Если он был ревностным мусульманином, что вполне нормально для уроженца татарского поселка, то почему задумал постройку Вселенского храма вместо, например, Вселенской мечети? Не мог же чудесный сон быть единственной причиной.
А дело-то в том, что мыслил Ильдар Ханов планетарно: считал, что люди рано или поздно должны прийти к единобожию, хотя и не готовы сделать это прямо сейчас. И храм нужно воспринимать как место, где религии не смешиваются, а объединяются в одну идею – идею единения душ. Таким образом, это не место поклонения, а архитектурный символ единства, в котором религии – как бы экспонаты большого музея. Соответственно, в Храме мира не проводится никаких священных обрядов.
Достроят ли его когда-нибудь? Не знаю. Может, он и впрямь «для вечного строительства»? Его незавершенность навевает мысли о вечной перспективе, вечном росте куда-то вверх…
С другой стороны, сбор пожертвований продолжается до сих пор. И несколько башенок храма заботливо «обернуты» в строительные леса. Значит, храм не одинок, не брошен на произвол судьбы. Значит, кто-то все же пытается воплотить замысел строителя.
Почему-то кажется, что, если настанет день, когда храм начнет работать в полную силу, на Земле обязательно произойдет что-то необыкновенное. Для всех людей.
Наталья СЛЕПНЕВА.