Бережливость наполовину?
«Репортер» выяснял, что же бережет «бережливая поликлиника» и решит ли она главные проблемы нашего здравоохранения.
Через два года, похоже, в Нижегородской области не останется ни одной «расточительной» детской поликлиники – все станут «бережливыми». По крайней мере, губернатор Глеб Никитин такую задачу перед региональным Минздравом поставил: поручил чиновникам к 2021 году перевести на новые стандарты обслуживания все детские учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
По словам губернатора, в нашей области в проекте «Бережливая поликлиника» уже участвуют 53 медучреждения: 14 взрослых и 39 детских, среди последних – дзержинская поликлиника №10. А к концу этого года к первопроходцам присоединятся еще 105 поликлиник, в том числе 36 – детских.
Что же это за чудо такое – «бережливая поликлиника»? Какие блага она нам сулит? Давайте разбираться.
Вспомнили о ценностях
Пилотный проект под совершенно замечательным, ласкающим ухо и греющим сердце названием «Бережливая поликлиника» стартовал в октябре 2016 года. А его «отцом» стал – не поверите! – «Росатом». Почему-то в недрах именно этой госкорпорации родилась идея организационной перестройки в первичном звене отечественной медицины. Ну а коль назвался груздем – полезай в кузов. Вот и пришлось «Росатому» вместе с Минздравом РФ не только разрабатывать, но и внедрять в жизнь новые принципы работы поликлиник. В качестве экспериментальных площадок были выбраны Ярославская, Калининградская области и Севастополь. Эксперимент тогда признали успешным, и теперь вот проект стал федеральным и приоритетным.
«Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» – громоздкий, основательный труд, где до мелочей расписано, что и как должно быть устроено в наших поликлиниках. По сути, это свод инструкций, стандартов, нормативов, призванных оптимизировать все, что поддается оптимизации, – начиная от расположения столов в кабинетах врачей и заканчивая техническим оснащением медучреждений.
Конечная цель всех этих преобразований, как следует из методических рекомендаций Минздрава, – пациент, довольный обслуживанием в поликлинике. И как дополнительный бонус – не менее довольный своей работой медперсонал. Вы опять не поверите, но время и нервы в проекте возведены в разряд ценностей. Беречь время и нервы как пациентов, так и врачей – вот, по сути, слоган «Бережливой поликлиники».
Разложили все на атомы
Какими же путями предлагают идти реформаторы, чтобы достичь этой благой, воистину светлой цели? Для того чтобы осчастливить пациента, недостаточно поставить в холле поликлиники удобные диванчики и кулер с водой, развесить в коридорах электронные табло и подробные указатели, что, между прочим, проект предполагает. Слава богу, его авторы понимают, что нужно копать глубже. Во первых строках они покусились на то, что со времен царя Гороха было непоколебимым в нашей медицине, – на очереди.
По мнению разработчиков новой модели поликлиники, с ними можно покончить. Для этого нужно целиком и полностью перейти на прием по записи (экстренные случаи – исключение), разумно организовать эту запись, по-умному выстроить работу регистратуры, грамотно развести потоки пациентов: здоровые – в одну сторону, больные – в другую, за справкой – в третью и т. д. В борьбе с очередями также могут помочь (а заодно могут облегчить жизнь медперсоналу) переход на электронный документооборот, разумное перераспределение нагрузки между врачами и медсестрами. Только представьте: освобожденный от писанины вручную врач будет посвящать более 50 процентов времени, выделенного на прием, общению с пациентом, – эта норма, кстати, закреплена в «Новой модели…». А если правильно организовать рабочее пространство медработников: убрать все лишнее из кабинетов, расставить мебель таким образом, чтобы до всего можно было дотянуться, не вставая, – то и в самом деле, считают реформаторы, медики будут эффективнее и быстрее справляться со своими обязанностями.
В общем, в своих методических рекомендациях создатели «Бережливой поликлиники» постарались прописать все максимально подробно. Сразу видно: в создании новой модели участвовали атомщики, а им не привыкать раскладывать все на атомы.
Недавно губернатор Глеб Никитин озвучил официальные результаты внедрения в нашей области проекта «Бережливая поликлиника». По его словам, время ожидания в очереди в регистратуру сократилось с 45 до 10 минут, время ожидания ответа по телефону оператора кол-центра – с 36 до 6 минут, а время ожидания у кабинета врача – с 26 до 10 минут.
Первый блин не комом
Нижегородская область одна из первых подхватила и понесла в массы идею оптимизации поликлиник. В мае 2018 года новшество пришло и в Дзержинск: на «бережливые» рельсы перешла детская поликлиника №10.
Участие в проекте предполагает не только чисто организационные перемены, но и приличные субсидии. Бережливость в нашей поликлинике, по словам ее главврача Светланы Барановой, обошлась в 16 миллионов рублей: 2 – выделила область, а 14 – пришли из федерального бюджета.
За счет областных средств в поликлинике сделали ремонт, правда частичный и только косметический, – в основном тех зон, которые непосредственно задействованы в проекте. Привели в порядок входную группу, установили поручни, кнопку для вызова персонала, расширили входные двери – словом, «закрыли» тот минимум, который необходим для удобства маломобильных пациентов. Иначе теперь выглядят регистратура, служба вызова врача на дом и гардероб в 10-й поликлинике – словно это не муниципальная, а частная клиника. Появилась в ней даже игровая зона – все логично, учреждение же детское. Конечно, все это современное оформление теперь сильно контрастирует со старенькими кабинетами, коридорами и туалетами, но, может, и до них когда-нибудь дело дойдет.
Ну а предназначение федеральных 14 миллионов было в том, чтобы в поликлинике наконец-то появились цифровой рентген, современные аппараты УЗИ и ЭКГ и даже велотренажер.
Из организационных новшеств самое главное состоит, пожалуй, в том, что теперь попасть к любому врачу и даже на забор крови можно только по записи, и ведется она через сайт учреждения или портал госуслуг, – это единственный способ сделать медицинские услуги доступными для всех и избежать очередей, уверена Светлана Баранова. Нет дома компьютера или Интеренета – не беда, в поликлинике стоят инфоматы, через которые тоже можно записаться на прием. Причем, по словам моей собеседницы, талоны к врачам стали даже оставаться.
«Медперсоналу нашей поликлиники такая бережливость по душе, – заключает Светлана Валерьевна. – Да и родители наших юных пациентов в основном довольны переменами».
В коридорах поликлиники действительно не наблюдается привычного столпотворения. Наверное, в том числе и поэтому мамы малышей не нервничают и охотно идут на контакт с журналистом. Марине, например, очень нравится, что в поликлинике появилась целая комната, где она может покормить своего полугодовалого сына. Ирина Юрьевна, мама семилетней Анечки, довольна работой службы приема вызовов на дом: теперь, оказывается, администратор сам перезванивает родителям, если они из-за высокой нагрузки на линию не смогли дозвониться до поликлиники. А лично меня больше всего впечатлило открытие в поликлинике специального кабинета неотложной помощи для больных малышей: со здоровыми они теперь не пересекаются. Об этом, наверное, мечтало не одно поколение мам. Конечно, не скрывает Светлана Валерьевна, не все родители довольны переменами, особенно переходом на электронную запись к врачам. Некоторые предпочитают по старинке брать талоны через регистратуру. Но главврач не сомневается, что это дело привычки, со временем и они оценят все прелести интернет-записи.
Следующая в очереди на оптимизацию – поликлиника, находящаяся на проспекте Победы, та, что когда-то была тринадцатой. Она уже совсем скоро войдет в проект, буквально через несколько месяцев.
Вместо послесловия
Сказать «а» и не произнести «б» – к сожалению, это в духе российских реформаторов. Думается, не стоит подвергать сомнению то, что поликлиники, где работа построена по законам разума, рано или поздно станут более гостеприимными для пациентов, – лишь бы не было отступлений от этого закона. Но ведь одной лишь только организационной революцией не решить проблем, накопившихся в отечественном здравоохранении. Дефицит кадров в медицине уже давно перерос в настоящий кадровый голод. Причем речь идет уже даже не о нехватке квалифицированных работников, а о недостаче медиков в принципе.
А государевы мужи почему-то упорно не желают замечать эту беду. Не будет медперсонала – не будет и медицины, как ты ее ни компьютеризируй и оптимизируй. Вот на местах это прекрасно понимают. Потому-то главврачи медучреждений из кожи вон лезут, чтобы завлечь молодых специалистов. Правда, завлекалок у них не так-то и много: ну пообещают незначительную прибавку к зарплате, ну посулят работу под началом опытных наставников, способных научить тому, чему не учат в мединституте. Все эти попытки укомплектовать штат приводят лишь к краткосрочному результату: при любом удобном случае молодежь из поликлиник сбегает. И опять главврачи раскидывают сети, чтоб поймать молодых и не очень специалистов, – лыко да мочало, начинай сначала.
«Удержать, привязать кадры к месту можно только чем-то более существенным, чем зарплата, например жильем», – считает Светлана Баранова, педиатр и руководитель с приличным стажем.
Что должно стать приманкой для врачей – это детали. Главное, чтобы, создав проект «Бережливая поликлиника», реформаторы не остановились на достигнутом и разработали еще один важный проект под условным названием «Сбережем врачей как вид». Согласитесь, глупо быть бережливым наполовину.
Справедливости ради заметим, что решением этой проблемы на селе государство все же озаботилось: сельским врачам сулят при переезде золотые горы. Вот и получится, что в глубинке врачи наконец-то появятся, зато в таких небольших городах, как наш, начнут еще быстрее убывать. Перекос какой-то получается. Неужели нельзя без него?!
Елена СЕРОВА.