9 апреля все любители русского языка смогут присоединиться к акции «Тотальный диктант»
О том, как меняется наше отношение к русскому языку, «Репортеру» рассказали Татьяна Гартман (автор блога «Училка vs ТВ» и книги «Речь как меч») и филолог Владимир Пахомов (научный сотрудник Института русского языка РАН, главный редактор портала «Грамота.ру»).
Раз в год. Для всех, кто умеет писать
Каждую весну проходит международная акция «Тотальный диктант». Дзержинск присоединился к ней в 2013 году, и с каждым годом число участников ТД только росло – проверка грамотности становилась модной. Однако с 2020 года из-за пандемии коронавируса «Тотальный диктант» ушел в онлайн-формат, так же как и курсы подготовки к нему, где можно было вспомнить правила орфографии или пунктуации. 9 апреля все любители русского языка снова могут проверить себя, присоединившись к акции онлайн или в формате «пишем дома» – написать диктант от руки в удобное для себя время, а потом отнести на проверку в ближайший пункт акции или проверить на сайте «Тотального диктанта» самостоятельно.
Писать грамотно – модно
Это еще один девиз «Тотального диктанта». Но почему тема грамотности стала так актуальна? Каждый из нас сталкивается с грамматическими ошибками едва ли не ежедневно: в Интернете, на рекламных вывесках и ценниках в магазинах, иногда даже (о ужас!) в титрах на федеральных ТВ-каналах – одним словом, там, где на глаза попадается письменная речь. Что уж говорить об устной – ошибки в ударениях уже мало кого удивляют, а учительница из Нижнего Новгорода Татьяна Гартман даже завела блог, где исправляет ошибки в речи ведущих федеральных каналов, политиков и прочих медийных личностей.
Многие люди старшего поколения, выпускники еще советской системы образования, склонны винить в бросающейся в глаза образованному человеку безграмотности молодежи новые образовательные стандарты, в частности ЕГЭ. Мол, в наше время такого разгула ошибок в речи не было. В СССР действительно много читали – не только учебники, книги, но и газеты, где за правописание отвечали исключительной грамотности корректоры – люди ныне почти вымирающей профессии. Это формировало ощущение, что словесность во времена СССР была на высоте. Сегодня же навык чтения многие из нас оттачивают исключительно в соцсетях, считая, что этого достаточно.
Формат подачи информации в соцсетях – сжатый, емкий, с упором на визуализацию информационного сообщения (картинки и видео) – постепенно вытесняет вдумчивое чтение художественной литературы, которое еще лет 20–25 назад было признаком хорошего тона любого считающего себя культурным и интеллигентным человека.
А ведь именно регулярное чтение книг – основа грамотной речи. Это аксиома, с которой трудно спорить. Хотя некоторые все же пытаются.
«Я не знаю правил, но пишу грамотно», – говорят те, кто апеллирует к некоей врожденной грамотности, языковому чутью. На самом деле феномен интуитивного владения языком существует, но формируется оно отнюдь не по праву рождения у любого носителя родного языка, а развивается при помощи чтения качественной литературы, прежде всего художественной.
И здесь два важных момента: именно художественной, а не постов в соцсетях или новостей, и именно качественной, а не низкопробного бульварного чтива. А вот с этим как раз у многих проблемы. Соцсети буквально пожирают время, которого катастрофически не хватает на чтение. Именно этим многие себя оправдывают, когда встает вопрос, почему из нашей жизни исчезает чтение книг.
Но вернемся к интуитивной грамотности. Обладающие ей при написании слова часто опираются на аналогии или ассоциации, а все потому, что в мозгу при частом чтении той самой качественной литературы создаются нейронные связи, за счет которых запоминание и воспроизведение ранее изученного написания слов и предложений происходит даже спустя годы.
«Мы же не на диктанте!»
Фокус такого запоминания в том, что с точки зрения психологии все люди разделяются по трем типам восприятия. А именно: на аудиалов, то есть воспринимающих большую часть информации с помощью слуха, визуалов – делающих то же самое при помощи зрения, и кинестетиков, то есть опирающихся при восприятии и усвоении информации на другие чувства: осязание, обоняние или двигательную активность.
Так вот, для формирования грамотной письменной речи важно именно визуальное восприятие. И здесь снова на пути к повышению уровня грамотности встают коварные соцсети. Человек видит ошибочное написание тех или иных слов в постах других людей или, не дай Бог, СМИ и начинает воспринимать это как норму. Особенно если изначально были сомнения в правильности написания: стадное чувство и частота мелькания ошибок напрочь отметают их. Думающий, сомневающийся и стремящийся к самообразованию человек, конечно, заглянет свериться в словарь. Но много ли таких на самом деле? Получается, что социальные сети – это зло? И из-за них падает уровень грамотности пользователей и носителей русского языка? А правда ли, что современные люди становятся все менее грамотными?
С этими вопросами мы обратились к той самой Татьяне Гартман, учителю русского языка из Нижнего Новгорода, автору блога «Училка vs ТВ» и книги «Речь как меч»:
«В том, что грамотность падает, я не уверена. Если судить по школе, то число учеников, хорошо знающих русский язык, осталось плюс-минус прежним, хотя современные дети меньше читают, и это, безусловно, сказывается. Самое заметное падение грамотности можно наблюдать на радио и телевидении. И здесь причина не в том, что ведущие стали менее грамотными, – нет, они остались такими же. А вот редакционная политика телеканалов и радиостанций изменилась – на грамотность или вообще не обращают внимания, или плохо работают в этом направлении. Безусловно, отчасти это связано с тем, что на телевидении и радио изменились форматы программ, в которых теперь редко встречаются заранее подготовленные, выверенные тексты, зато много импровизации и живого общения.
Что касается социальных сетей, то здесь все сложнее. Раньше не было такого способа общения, поэтому сравнивать не с чем. Никто не может дать гарантию, что 20 лет назад писали бы грамотнее.
Да и кто вообще сказал, что в этой сфере (я имею в виду личную переписку) должна присутствовать грамотность? Если два человека общаются так, как им удобно, если они понимают друг друга, если их все устраивает, то никто не вправе требовать от них грамотного написания слов и правильной расстановки знаков препинания. Когда переписка ведется в чате, где более широкий круг участников (родительский чат, например, или корпоративная беседа), там уже, конечно, нужно следить за тем, что пишешь. В реальной жизни встречают по одежке, а в интернет-пространстве – по публикациям. Это дает возможность сделать определенные выводы о грамотности собеседников и, возможно, предъявить претензии. Если учитель напишет, например, «Извените, я опаздаю», то это повод обратиться в администрацию школы и задать вопросы о компетентности педагога.
А если речь идет о блогере, который ведет свою страничку или канал и имеет большую аудиторию, то здесь все зависит от последней. Кому-то не нравится контент с грамматическими ошибками, кого-то это не смущает, а кто-то даже не замечает.
Таким образом, я не могу утверждать, что грамотных людей стало меньше, что соцсети в этом виноваты.
Однако меня волнует один важный момент – наплевательское отношение к этому вопросу. Часто приходится слышать: «Меня же и так понимают!», или «Да кому эта грамотность нужна?», или «Мои ошибки – хочу и делаю!», или «Мы же не на диктанте!»
И это самое обидное! Я ратую за то, чтобы люди стали обращать на это внимание, чтобы поняли преимущества грамотной и красивой речи».
Нет предела совершенству
Филологи не устают повторять, что язык – это живой организм, и всякие заимствования (англицизмы, любой модный новояз и прочие словесные излишества) со временем будут отринуты, как чуждые.
В конце марта, например, Дзержинск посетил один из авторитетнейших филологов Владимир Пахомов. Владимир Маркович – известный лингвист, научный сотрудник Института русского языка РАН, главный редактор портала «Грамота.ру». К нам он приезжал с лекцией о русском языке в рамках образовательного проекта одной из общественных организаций. И сказал Владимир Пахомов, призывая быть терпимее к совершающим ошибки в речи, буквально следующее:
«Русский язык – очень интересная и многоплановая структура. Но важно понимать при этом, что язык живой, подвижный и меняющийся, а ошибки в речи возникают из-за меняющейся языковой системы – правила языка меняются, реагируя на вызовы изменяющегося мира».
Например, еще лет 100 назад ударение во множественном числе у поездов ставилось на букву «ы» – то есть поезды, а не поезда, как мы говорим (и пишем) сейчас. Поэтому вполне вероятно, что лет через 50 мы так же уверенно будем говорить крема, а не кремы, хотя сейчас именно такое произношение является литературной нормой.
Так что можно сделать, чтобы повысить свой уровень грамотности? Для желающих самообразовываться и самосовершенствоваться нет преград. И в помощь им не только скучные словари, но и современные цифровые платформы.
Владимир Пахомов, в частности, рекомендовал к прослушиванию подкасты «Техника речи» или «Розенталь и Гильденстерн». Среди уже готовых выпусков можно найти темы о трудностях ударений, матерных словах и заимствованиях из других языков, а в апреле автор проанонсировал выход седьмого сезона подкаста, где пойдет разговор о диалектах и местных говорах – отдельной части русского языка.
Еще один вариант – это участие в том же «Тотальном диктанте», а точнее – в курсах подготовки к нему. Ничего нового: «Повторение – мать учения». Ну и, конечно, читайте книги, пишите чаще, помните правила и чтите родной язык – один из самых сложных, но лучший язык в мире.
Ирина ТРАВКИНА.