Жители поселков Дзержинска со страхом ожидают начала строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали
Проект ВСМ «Москва – Казань» представили дзержинцам во время публичных слушаний, состоявшихся на прошлой неделе в городском Центре общественной работы. Темой публичного обсуждения стало воздействие будущей магистрали на окружающую среду. Из Москвы в Дзержинск прибыли проектировщики, готовые не только рассказать об экологических мероприятиях в рамках строительства ВСМ, но также поделиться данными о некоторых технических характеристиках новой железной дороги.
На публичные слушания пришло более 600 человек. Присутствующие заняли все сидячие места и почти полностью заполонили проходы актового зала. Большинство из них – жители окрестных поселков и садоводческих товариществ – надеялись узнать, какие дома окажутся в зоне отвода магистрали. Однако уже скоро стало понятно, что отвечать на этот вопрос проектировщики не собираются. В итоге вместо того, чтобы внести ясность, они только подогрели народное волнение.
Масштабы не впечатлили
Информирование населения (именно так организаторы сформулировали задачу слушаний) началось с выступления начальника технического управления АО «Скоростные магистрали» Геннадия Балабанова. Он торжественно сообщил, что ВСМ сделает жизнь в регионе чуть ли не сказочной. По его словам, трасса поднимет материальное благосостояние жителей области, сократит отток населения из городов и населенных пунктов и улучшит транспортные связи между российскими регионами. Доходы области, как анонсируют проектировщики, будут исчисляться триллионами рублей.
Строить магистраль планируют по самым современным, передовым технологиям. Авторство проекта принадлежит консорциуму, в состав которого вошли ведущие институты нашей страны – ОАО «МОСГИПРОТРАНС» и ОАО «Нижегородметропроект», а также китайская железнодорожная корпорация «CREEC». Интерес к проекту подтвердили архитекторы с мировыми именами.
«Строительство ВСМ в последние годы стало визитной карточкой развитых стран. Этими магистралями сегодня гордятся так же, как раньше гордились успехами в космосе и в ядерной энергетике. С их помощью возрождают научный потенциал страны, развивают экономику и туризм. Кроме того, ВСМ «Москва – Казань» – первый участок транспортного коридора «Москва – Пекин», который в будущем изменит мировую транспортную логистику. Россия станет центральным игроком мировых пассажирских и грузовых перевозок», – провозгласил Геннадий Балабанов.
Из его слов стало известно, что протяженность трассы от Москвы через Нижний Новгород в Казань составит 770 км. В нашей области длина дороги достигнет 225 км. Проезжая по Нижегородской земле, составы будут делать две остановки – в Дзержинске и в нижегородском аэропорту «Стригино».
Скорость поездов ВСМ (350-400 км/ч) позволит сократить время следования от Москвы до Казани с 14 до трех с половиной часов. А для того, чтобы владельцев домов, расположенных рядом с трассой, не беспокоил шум от пролетающих на сумасшедшей скорости составов, новую железную дорогу оснастят первыми в России шумопоглощающими экранами.
Спроектировано два варианта дороги, проходящей по Нижегородской области, – северный, со стороны трассы М7, и южный. Причем северный считается рекомендованным. Дорога в этом случае будет проходить по землям лесного фонда, затронув 20 га поселений.
По ходу рассказа Балабанов продемонстрировал аудитории два фильма и презентацию, целиком состоящую из чертежей, графиков, подсчетов, данных статистики, фотографий…
И все это народ совершенно не впечатлило. Люди перешептывались, переговаривались и в конце концов перешли на крики. «Скажите: снесут наши дома или нет? И мы уйдем. А это все нам не интересно!» – слышалось из зала.
«Нет, это очень, очень интересно!» – возразил аудитории Геннадий Балабанов. И продолжил, стараясь перекричать возмущенных слушателей: «Посмотрите, какое грандиозное сооружение, какие прекрасные технологические решения! Запишите! Вы будете добираться до аэропорта «Стригино» за 12 минут! Вы доедете до Екатеринбурга…»
Но поведать людям, каково же время в пути от Дзержинска до Екатеринбурга, ему так и не удалось – зал расхохотался.
Тогда представителю АО «Скоростные магистрали» пришлось напомнить: тема настоящих слушаний не Земельный кодекс, а исполнение законодательства по охране окружающей среды. «Какие дома снесут и когда, мы сегодня обсуждать не будем», – отрезал докладчик.
После этих слов большинство людей, присутствующих в зале, поднялись и направились к выходу, гневно потрясая кулаками в сторону трибуны. В обсуждении пришлось сделать перерыв.
Экология - под защитой
А после перерыва пришел черед для разговора по теме, то есть для выступления экологов. Слово взял начальник управления экологического проектирования ОАО «НИПИИ ЭТ «Энерготранспроект» Максим Нормов. По его словам, в осенне-летний период на территориях, прилегающих к городу, проводили масштабное инженерно-геологическое исследование, «осматривали» состав воздуха на предмет загрязнений, изучали местный растительный мир, узнавали подробности о здешних животных и птицах. С особым вниманием отнеслись к карстоопасным участкам.
Касаясь темы экологического ущерба, который нанесет строительство магистрали и сама магистраль в процессе эксплуатации, Максим Нормов подчеркнул: речь идет лишь о возможном воздействии. Тем не менее, по его словам, воздействие на окружающую среду будет существенным.
Наиболее сильное влияние окажет вырубка леса. В числе «побочных эффектов» – изменение водного режима территории, смена растительных сообществ, риск возникновения пожаров, поражения животных электрическим током. По прогнозам докладчика, не исключены заполнение территории различными видами отходов и атмосферное загрязнение – в том случае, если будут нарушены требования законодательства РФ в области экологии.
Для того чтобы минимизировать или даже исключить ущерб, в проекте предусмотрен ряд природоохранных мероприятий. В частности, предполагается рекультивация территорий и строгий запрет на вырубку леса, не связанную с возведением ВСМ.
В целом проект получил весьма позитивные отклики со стороны экологов. Например, представитель межрегиональной общественной организации содействия защите окружающей среды Ольга Спирина отметила, что он соответствует всем существующим нормам экологической безопасности.
Вместе с тем была и критика. Прозвучала она от лица члена общественного движения «Голос Дзержинска» Сергея Вилкова. Он выразил беспокойство по поводу того, что рекомендованный вариант прохождения трасы (северный) «задевает» памятник природы регионального значения – болото Пырское и озеро Пырское. По его мнению, правильно было бы выбрать южный вариант, который не соприкасается с заповедной территорией. К тому же, как рассказал общественник, по южному пути следования трассы почти не встречаются многолетние вековые сосны – только горельники и недавние посадки.
Потом, уже после слушаний, Сергей Вилков пояснил нашему корреспонденту, что считает рекомендованный экспертами проекта северный вариант обыкновенным стремлением сэкономить – в «южном случае» строить придется на карстоопасных участках, что потребует использования очень и очень дорогих технологий.
Не будет преувеличением сказать, что аудитория отнеслась к предмету обсуждения достаточно равнодушно. Вероятно, после перерыва в зале остались люди, не настроенные на скандал, поэтому экологов терпеливо выслушали. Затем обсуждение вернулось в прежнее русло – к сносу поселков и садовых товариществ.
А людей куда?
Конечно, проектировщики не эксперты в земельном вопросе. Но, видимо, поддавшись общественному давлению, Геннадий Балабанов все же согласился чуть-чуть отойти от темы экологии и поделиться данными, которыми он располагает.
Он уточнил, что в данный момент проект строительства ВСМ «Москва – Казань» еще находится на этапе разработки. Осенью – зимой 2016 года его авторы надеются получить главгосэкспертизу, а уже в начале 2017-го – разрешение на строительство. Лишь после этого станет понятно, какие поселки окажутся на полосе отвода железной дороги.
Владельцы домов, которые должны будут снести, до ноября получат уведомление. На участки приедут оценщики, которые определят размер денежного возмещения.
«Все компенсации будут выплачены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», – пообещал Балабанов, но назвать хотя бы примерную стоимость земли затруднился. Сказал, что это станет известно, когда Минстрой утвердит проект межевания территории, то есть опять же не раньше 2017-го года. Для информирования населения по юридическим вопросам проведут новые публичные слушания.
Люди к успокоительным речам представителя АО «Скоростные магистрали» отнеслись скептически: перспектива достойной компенсации далека, а страх оказаться на улице – реален. Тем не менее слушания признали состоявшимися.
На пути магистрали
По прогнозам, ВСМ, так или иначе, затронет Гнилицкие Дворики, а также поселки Лесной, Северный и Лесная Поляна.
Дорога пройдет в непосредственной близости от нескольких садоводческих товариществ: СНТ «Зорька» (330 м южнее), СНТ «Зарница» (100 м севернее), СНТ «Пластик» (по северной границе), СТ «Пластик-2» (150 м севернее), СНТ «Автомобилист» (по северной границе), СНТ «Березовая пойма №3» (120 м южнее), СНТ «Лотос» (250 м юго-западнее) и СНТ «Лужок» (по южной границе).
Минимальное расстояние ВСМ от города – 4,2 км.
Карты вместе с чертежами и статистическими данными можно увидеть на сайте администрации города.
Наталья СЛЕПНЕВА.